7 важных вопросов о геологоразведке
Откуда берутся геологи?
По данным Роснедр, отрасль геологоразведки испытывает весьма болезненный дефицит подготовленных кадров. Эксперты считают, что для нормального обеспечения разведки месторождений необходимо ещё около 20 000 специалистов, взять которых пока неоткуда. От 50 до 80% выпускников геологических вузов после их окончания уходят из специальности, растёт доля работников пенсионного возраста, которым попросту некому передавать свой опыт.
Проблем с обеспечением кадрами несколько. Во-первых, современных молодых людей пугают длительные вахты, дальние командировки и неустроенность быта. Во-вторых, профильные учебные заведения (в том числе вузы) несколько отстают от потребностей отрасли и готовят выпускников по устаревшим программам. В-третьих, в геологии молодые специалисты стартуют с низких зарплат, лишь за три-пять лет подбираясь к позициям с достойной оплатой, — это не устраивает вчерашних студентов, предпочитающих более динамичную карьеру и более ощутимые перспективы.
Что самое сложное в работе геолога?
Работа геолога — в первую очередь физически тяжёлая работа. Протяжённые разведочные маршруты, отбор многочисленных проб, работа и в сырой канаве, и на вершине продуваемой всеми ветрами сопки, на морозе, под дождём — трудиться приходится в любых условиях. Но кроме физической составляющей есть ещё и интеллектуальная: «Когда приходишь на новый участок, надо определить, какие горные породы там встречаются — дать их названия и определения, составить коллекцию, чтобы потом в маршрутах целенаправленно что-то отбирать. Когда составляешь карты и планы — это интеллектуально очень тяжёлая работа, потому что каждый раз это что-то новое, одной отработанной схемы попросту не существует, — рассказывает Андрей Казанцев. — Геология находится на стыке науки и производства. Как нет двух одинаковых людей, так и двух одинаковых геологических точек на земле не существует. Каждый объект, каждый участок — это что-то новое. Постоянно надо держать себя в „интеллектуальной форме“, изучать породы, минералы, новые технологии».
Как геологические месторождения получают свои имена?
Чаще всего новые месторождения называются по близлежащим географическим объектам — поселениям, ручьям и горам. Но поскольку название им дают сами геологи, всегда присутствует возможность для самореализации. Некоторые рудные проявления называются первооткрывателями в честь своих жён, детей и других родственников — так получили свои имена «Павлик» и «Наталка» в Магаданской области, «Олеговская», «Николаевская» и «Андреевская» рудные зоны. В советские времена большой популярностью у геологов пользовалась привязка названий к каким-то значимым событиям — так появилось «Олимпиаднинское» месторождение или рудник «60 лет ВЛКСМ».
Называть месторождение в свою честь считается нескромным.
Как устроен быт геологоразведчиков?
Природа не выбирает, где удобнее разместить полезное месторождение, большая их часть кроется в труднодоступных районах, вдали от любой транспортной инфраструктуры, на территориях со сложным климатом и рельефом. Поэтому работа геологов — это всегда дикие условия, походный быт и противостояние природным силам.
Группу геологов забрасывают в тайгу вертолётом или вездеходом (а бывает, что на лодках или пешком), обеспечивая всем необходимым для автономного существования. Минимальный её состав — пять человек, чаще всего работа ведётся большими отрядами из 15−20 специалистов. Геологоразведчики работают в поле минимум три-четыре месяца, а зачастую и на протяжении всего сезона, который на Дальнем Востоке длится с марта по октябрь.
Примерно посередине предстоящего разведочного участка (или в наиболее удобном месте) разбивается базовый лагерь — здесь ставят палатки (в лучшем случае балки или жилые вагончики), кухню и камеральную палатку, где обрабатываются результаты полевых работ.
Рабочий день начинается, как правило, в семь утра. Повар встаёт ещё раньше, чтобы успеть приготовить завтрак на всех. После побудки и завтрака старший партии распределяет задачи на день, и геологоразведчики выходят из базового лагеря на маршруты. К вечеру работники возвращаются тяжело нагруженные образцами пород и отправляются на ужин и в баню. Все хозяйственные обязанности по лагерю делятся равномерно — в рубке дров, носке воды и уборке участвуют все, независимо от должности.
Какие опасности подстерегают геологов?
Помимо сурового климата, переменчивой погоды и обилия насекомых тайга изобилует дикими животными, которые реально опасны для человека. Встреча с медведем на маршруте не сулит ничего хорошего, и чем дальше забираются геологи, тем она становится более вероятной. Некоторые учёные шутят, что знают «в лицо» всех медведей на участках, где работают по несколько сезонов подряд, но это совсем не значит, что они рады общению с ними.
Сейчас служебное оружие геологам не положено. Приходится обходиться фальшфейерами, ракетницами и свистками, которые помогают отогнать хищника, если он вдруг всерьёз заинтересуется людьми. Но такие случаи крайне редки — опытные геологи знают, как избежать ненужных встреч и как разойтись с медведем, если такая встреча всё же произошла.
Сколько зарабатывают геологи?
По данным портала trud.com, в 2017 году средняя зарплата российского геолога составляла около 42 000 рублей. Но этот показатель сильно колеблется от региона к региону. На Дальнем Востоке, испытывающем дефицит квалифицированных кадров, геологи зарабатывают в разы больше: в Магаданской области — до 130 000 рублей, в ЕАО — до 125 000 рублей, в Якутии — около 100 000 рублей, в Приморье — примерно 80 000 рублей. На фоне среднероссийских 35 369 рублей за тот же 2017 год цифры выглядят очень неплохо. Помимо этого, при условии успешной работы и некоторой удачи, геологи могут рассчитывать на внушительные премии по результатам полевого сезона, а также на увеличенный отпуск и различные льготы от государства, в том числе надбавки за работу в условиях Крайнего Севера.
Геология — это романтика или тяжёлая работа?
Профессия геолога всегда ассоциировалась с таёжной романтикой. Сплочённый коллектив, заброшенный в дикие места вдали от цивилизации, шум леса, дикие звери, потрясающей красоты восходы и закаты. Но сами геологи говорят, что после тяжёлого трудового дня такая романтика «не цепляет».
Полевая работа требует большой выносливости и физических кондиций, готовности противостоять враждебным силам природы и суровым погодным условиям — после этой каждодневной борьбы сил на романтичное созерцание окружающего мира уже не остаётся. Всё это справедливо, но отнюдь не отменяет моментов, когда можно почувствовать себя первопроходцем, настоящим путешественником и первооткрывателем. Ведь геологи работают там, где зачастую вообще не ступала нога человека, где можно достичь полного единения с природой и самим собой. Эта работа даёт колоссальный жизненный опыт и практические навыки выживания в диких условиях. А сколько историй можно привезти домой!
Источник:
11 комментариев
7 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена7 лет назад
Если уж так рассуждать, то работа геолога - на долгие годы. Разведку ты ведешь сейчас, а кто в конечном итоге будет пользоваться: свои олигархи, чужие олигархи или кто другой - неизвестно.
Разрыв порой составляет десятки лет.
Удалить комментарий?
Удалить Отмена7 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена7 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена7 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена7 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена7 лет назад
Разве вы не знаете, что геологоразведчики - это инженеры?
(У них и в дипломе так пишут).
Удалить комментарий?
Удалить Отмена