Как умные вороны меняют наше понимание интеллекта
Эти птицы настолько умны, что умеют создавать орудия труда, которыми затем они успешно пользуются. Например, эти новокаледонские пернатые могут соорудить кручок, чтобы затем с его помощью порыбачить.
Этим птицам вполне по силам решать достаточно сложные задачи. К примеру, когда необходимо достать личинку из отверстия в дереве, они берут в клюв веточку, заталкивают её в углубление и начинают тыкать ей личинку. Когда личинке это надоедает, она вцепляется в ветку, и ворона тут же вытаскивает её на поверхность, чтобы в дальнейшем съесть.
Не так давно учёные провели с этими воронами новый эксперимент. Специально для новокаледонских ворон были созданы импровизированные торговые автоматы, и вороны, пользуясь ими в ходе этого эксперимента, наглядно продемонстрировали, как у животных развивается интеллект. Этот эксперимент стал самым крупным, в котором приняли участие птицы этого вида.
В результате для ворон были сооружены вольеры, в которых птицы содержались несколько дней, за этот период они решали различные головоломки, которые им подкидывали учёные, после чего их вновь отпускали на волю.
Отметим, что тест со своеобразными торговыми автоматами для ворон разработала доктор Сара Джелберт из Кембриджского университета. По её словам, для того, чтобы определить когнитивные способности ворон, нужно увидеть, как они учатся чему-то новому, чего они еще не встречали в природе.
«Само собой, вороны на воле не могли найти куски бумаги или картона, — говорит доктор Джелберт. — Соответственно, мы придумали своего рода торговый автомат. Вороны могли засунуть в специальную щель бумажку и получить подарок — кусок мяса.»
Но сначала надо было научить этих птиц пользоваться торговыми автоматами.
«Мы клали бумажки сверху на автомат, а мясо было спрятано внутри. Многие птицы, получив мясо, начинали двигать бумажку клювом, и если она попадала в правильную щель, они получали из автомата мясо», — объясняет Джелберт.
Спустя какое-то время, после того, как вороны разбирались с принципом работы автомата, им стали подкидывать кусочки бумаги, которые не влезали в щель. Ученые хотели увидеть, догадаются ли птицы разорвать бумагу на более мелки кусочки, которые бы смогли пролезть в щель.
«Примерно половина из них додумалась до этого самостоятельно», — говорит доктор Джелберт.
Но это была лишь начальная стадия эксперимента.
Исследователи хотели узнать, способны ли вороны запомнить, в какую именно щель торгового автомата следует засовывать бумажку того или иного размера. Это показало бы, как именно птицы подходят к разрешению конкретных и неожиданных для них задач.
По словам Джелберт, успех эксперимента продемонстрировал бы присутствие культуры создания орудий труда.
Каждой из восьми ворон был представлен свой торговый автомат, который реагировали лишь на кусок бумаги определенного размера.
«Мы хотели понять, запомнят ли они, какой именно размер им необходим, и будут ли они сами рвать бумагу до правильного размера», — говорит доктор Джелберт. Птиц никто этому не учил. Они должны были сами запомнить, бумага какого размера соответствует какому автомату.»
«Мы обнаружили, что взрослые вороны сами вычислили необходимые размеры бумажки для их торгового автомата», — говорит доктор Джелберт.
Что же всё это значит?
Птицы этой породы изучаются уже довольно долго, и нам уже известно, что они демонстрируют начальные стадии процесса изобретения новых орудий труда.
Профессор Кристиан Рутц из Сент-Эндрюсского университета говорит, что, когда он наблюдает, как вороны делают крючки для ловли рыбы, он становится свидетелем самых первых шагов на долгом пути развития различных технологий.
По словам доктора Джелберт, вороны доказывают, что в процессе эволюции развитие интеллекта может идти разными путями.
«Люди предпочитают подражать окружающим, потому что мы так учимся друг у друга. Соответственно, мы считаем, что и другие животные должны вести себя так же», — говорит она.
Но, чудя по всему, новокаледонские вороны не обращают внимания на то, что делает другие птицы, и не копируют их поведение, как, например, делают наши дети.
«Мы видим, что молодые вороны, ещё почти птенцы, иногда крадут инструменты взрослых. Так что, возможно, их интересует сам инструмент, а не поведение взрослых. Если ворона запоминает, как именно работает конкретное оружие труда, и повторяет это, полагаясь лишь на свою память, то, возможно, это приоткрывает то, как культура применения конкретных инструментов распространяется в популяции», — отмечает Джелберт.
«Вороны часто ведут себя примерно так же, как и люди, и хотя у них всего один клюв и две лапы, они в состоянии создавать довольно сложные инструменты», — добавляет доктор Джелберт.
«Это говорит о том, что наш путь развития интеллекта не единственно правильный», — заключает она.
Источник:
44 комментария
7 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена7 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена7 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена