"Пираты XX века": Фильм про настоящих мужчин
Небывалому интересу к картине Ялтинского филиала киностудии им. Горького не помешали даже совпавшие с ее выходом на экран (с середины июля 1980 года) Московская Олимпиада и смерть Владимира Высоцкого. Появление в прокате первого советского боевика стало для страны не менее значимым событием. Рекордное количество оружия и спецэффектов открыло детищу режиссера Бориса Дурова и сценариста Станислава Говорухина путь к Почётному диплому Всесоюзного кинофестиваля в Душанбе за оригинальный подход к приключенческому жанру.
А впервые показанные на советском экране приемы карате произвели эффект разорвавшейся бомбы: после выхода фильма в СССР стали массово открываться школы восточных единоборств.
Идею фильма подсказала газетная заметка о современных пиратах, напавших в Средиземном море на итальянский сухогруз. Похитив пару сотен тонн урановой руды, реальные морские разбойники истребили весь экипаж судна. А еще раньше, в 1954 году советский танкер "Туапсе" был захвачен в Южно-Китайском море. Тогда, правда, большую часть экипажа удалось спасти и переправить на родину.
Впечатлённый прочитанным, Станислав Говорухин решил перенести драматичный сюжет на экран. Но фигурировать в фильме будут наши моряки, которые, конечно, дадут захватчикам «прикурить». Написать сценарий режиссер взялся с коллегой Борисом Дуровым. До этого они встречались на картине с Владимиром Высоцким «Вертикаль».
А теперь Говорухин снимал Высоцкого в «Место встречи изменить нельзя», и именно эта работа не позволила ему режиссировать фильм о пиратах. Снимать ленту взялся Дуров. Терминов «мужское кино» и «жесткий экшн» тогда не употребляли. Договорились, что это будет «фильм о русских мужиках», способных защитить свой корабль и женщин.
На этапе согласования сценария цензуру не прошел уран. Пришлось заменить радиоактивный материал опиумом. Стоимость груза та же – миллионы долларов. И, конечно, поставка легальная – опиум предназначался для советской фармакологии.
Всё равно поднялся шум: никакой пропаганды наркотиков! Еле отстояли. Тогда придрались к боевым сценам: переборщите с драками – фильм не выйдет. Несколькими эпизодами пришлось пожертвовать. Но на свой страх и риск приемы карате создатели фильма оставили. Постановщиком трюков и консультантом был спортсмен и актер Тадеуш Касьянов. Боец, каратист, каскадер, а позднее еще и президент Всесоюзной и Всероссийской федерации традиционного карате и рукопашного боя снялся в фильме в роли боцмана Матвеича. А владеющих боевыми приемами моряков, пиратов и полицейских сыграли спортсмены из его школы боевых искусств.
Почти все сцены снимались в Крыму: Коктебеле, Новом Свете, Гурзуфе и Севастополе. Пиратским кораблем «Меркурий» было учебное судно «Адмирал Лунин». А советским судном «Нежин» стал сухогруз Азовского морского пароходства «Фатеж».
В картине он сгорает, но реальный корабль остался цел и невредим: огонь бушевал лишь в расставленных на палубе тазах со смолой. После многолетней эксплуатации и капремонта в 1985 году судно перешло к Черноморскому пароходству и перебралось в Севастополь.
По сюжету, советский сухогруз «Нежин» должен доставить во Владивосток медицинский опий, загруженный на судно в азиатском порту. Этим иностранным портом в действительности был пятый причал торгового порта Жданова (Мариуполь).
Время съемок – май 1979 года.
Начальная сцена с Тадеушом Касьяновым, показывающим приемы карате на палубе советского судна «Нежин», – единственный эпизод, снятый не на Черном, а на Азовском море. Рассказывая о съемках в Ждановском порту, директор фильма Лев Грубман тепло отзывался о его работниках, оказывавших любую помощь съемочной группе и предоставлявших всё, что требовалось для картины.
Но сами киношники, по воспоминаниям очевидцев съемок, гостеприимством крымчан иной раз злоупотребляли. Предоставленные корабли съемочная группа использовала не только для рейда из Азовского моря в Черное. Средства передвижения служили и для работы, и для отдыха.
Днем это были съемочные площадки, а ночью – плавучие гостиницы с веселыми кают-компаниями, барами и ресторанами. Экскурсоводы Нового Света до сих пор вспоминают гульбища с шампанским и фейерверками, которыми сопровождались съемки в бухте.
Кроме новосветовского Сквозного грота, в фильме запечатлен грот Ревущий, что рядом с Кара-Дагом (в нем уцелевшие моряки, по сюжету, укрыли женщин). Напротив этой легендарной горы в Коктебеле, в морских водах снимали и пожар на ограбленном пиратами советском корабле. По фильму, спасшиеся члены команды спрятались на том же острове, где засели пираты.
Но в действительности между базой разбойников и гротом-прибежищем – километров сорок. А «туземцам» (студентам Симферопольского мединститута) режиссер «отдал» коктебельскую Тихую бухту. На берегу соорудили бунгало и «посадили» тростник.
У современных пиратов – и плавсредства модерновые. Быстроходный пластиковый катер, на котором рассекали морские разбойники, – находка украинских моряков. Причем, в прямом смысле слова: пустой вельбот американского производства был обнаружен в океане и отбуксирован в советский порт.
Кто-то теряет, кто-то находит. Была потеря и у съемочной группы: недосчитались… донной мины. Хорошо, что не настоящей.
«Рогатую смерть» изготовили в пяти экземплярах – плавучие макеты осталось лишь грамотно спустить на воду. Но специалист, который должен был это сделать, работал на другом проекте в районе Тарханкута, поэтому создатели «Пиратов…» поплыли к нему на западный мыс из Нового Света.
Деревянные «мины» ждали своего «выхода» на палубе, и один из муляжей смыло волной во время шторма. Как назло, это случилось возле базы Черноморского флота в Севастополе. Съемочная группа предупредила о своей потере военных моряков и попала под нешуточный разнос: мина не только дестабилизировала судоходство в регионе, а еще и дезориентировала военно-морские силы.
Благо, хоть корабль не пришлось затапливать в открытом море. Самую сложную по исполнению сцену со спасением женщин из погружающихся на глубину кают сняли в Массандре, в бассейне с морской водой при гостинице «Ялта», где сейчас дельфинарий.
Макет корабля был выстроен в реальном масштабе, и на это ушло две недели. Когда конструкцию опустили в воду, все каюты открылись – двери сорвались с петель и всплыли. Пришлось прикрутить всё шурупами.
Глубинные трюки, как и все остальные опасные сцены, «бесстрашный стармех» Николай Еременко исполнял сам. Его эффектный «проплыв» по затопленным судовым коридорам снимали неделю, а тренировался актер полную рабочую смену, проводя в воде по 7-8 часов в день. От постоянного ныряния у артиста лопались сосуды, и шла кровь из носа.
Но это были мелочи по сравнению с тем, что он мог погибнуть под лопастями винтов. В эпизоде, едва не стоившем Николаю жизни, Еременко не долетел до палубы: прыгнув со скалы, плюхнулся в море у самого борта. Он был на волосок от верной смерти.
Лихачил Еременко-младший не из бахвальства перед поклонницами (то, что он был женским любимцем, напоминать не надо). Актеру важно было доказать, что и в героическом амплуа он на своем месте.
Дело в том, что на роль Сергея Сергеевича Николая брать не хотели. Артист просился, убеждал, настаивал, но стереотип героя-любовника после роли Жюльена Сореля в «Красном и чёрном» не позволял режиссерам взглянуть на Еременко под другим углом.
На кинопробе артист даже сальто крутил, чтобы продемонстрировать свои незаурядные физические данные. А в фильме отказался от дублера, чем укрепил режиссера в мысли о правильности выбора.
А были еще и драки, приемы карате, где спарринг-партнером стармеха Сергея выступал его антипод, злодей-пират Салех (его блестяще сыграл друг и однокурсник Николая Еременко Талгат Нигматулин). Бились по-настоящему.
Даже у женщины, актрисы Натальи Харахориной (буфетчица Маша) от ударов тонкого и ранимого в жизни Нигматуллина оставались синяки, несмотря на предусмотрительно привязанную под одеждой подушку. Всем хотелось правдоподобности, беречь себя никто и не думал. При этом за трюки актерам не доплачивали. И Еременко тоже не получил «каскадерских»: гонорара хватило лишь на ковер и цветной телевизор. Зато после выхода фильма в прокат Николай Еременко был признан актером года и надолго стал "секс-символом" советского кино!
И хотя популярности актеру фильм, конечно, добавил., но все равно приходилось объяснять гаишникам, что на красный свет проехал тот самый Еременко из «Пиратов…». «Ты и на дороге – пират!», - возмущался блюститель порядка, прокалывая штрафную дырку в водительских правах «звезды».
Мужская часть зрителей была пленена Талгатом Нигматулиным.
Советский «Джеки Чан» заставил выйти на ковер огромное количество подростков, поваливших после фильма в клубы карате. Но по злой иронии судьбы, именно от рук каратиста погиб через четыре года после триумфа сам Талгат.
«Салеха» до смерти забили соратники из секты, в которую имел неосторожность вляпаться артист. Красавец-узбек по жизни не был похожим на своих жестоких киногероев: это был мечтатель и поэт, романтик и философ...
Говорят, что фильм мог попасть в прокат еще в 1979 году, но киношное начальство перестраховалось и положило его "на полку". Уж больно много в нем было сцен насилия и жестокости, не свойственных советскому кино.
Да и "элементы сладкой жизни" в виде виски, баночного пива, джинсов и прочего в то время не очень приветствовались. Кстати, Еременко свои "реквизитные" джинсы после съемок выкупил. А выручил, как это часто бывало, случай. Дорогой Леонид Ильич посмотрел фильм на даче и так переживал за наших, что фильм сразу же было решено отправить в свободное плавание!
Спустя 20 лет после выхода «Пиратов ХХ века» Николай Еременко и Тадеуш Касьянов хотели сделать фильм-продолжение. Но пока искали финансирование, в 2001 году не стало и 52-летнего Николая Еременко.
С идеей «Пиратов-2» пришлось распрощаться. Тадеуш Касьянов расценил это как знак судьбы: «Пираты ХХI века» наверняка были бы бледнее своих предшественников…
Источник:
44 комментария
Удалить комментарий?
Удалить Отмена7 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена7 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена7 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена7 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена7 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена