Почем Боярский? По 15 тыс. евро
Занимался изобретательством, и запатентовал массу интересных и оригинальных устройств и механизмов – от нового вида электробритв до офисных машинок для уничтожения бумаг. Но в послевоенной Европе эти излишества были мало кому интересны, и Боярский долго находился на иждивении супруги.
Пока в 1950 году вдруг не заимел некий источник доходов, приносивший ему год от года все больше и больше денег, и позволивший ему купить хороший дом в городе-спутнике Парижа Монжироне, машину и достойно содержать жену и двух детей.
А с 1951 года Банк Франции стал изымать из оборота высококачественные поддельные банкноты достоинством в 1000 франков. В 1957 году в оборот стали поступать такие же подделки банкнот достоинством в 5000 франков. Когда в 1960 году во Франции была проведена денежная реформа (100 старых франков обменивались на 1 новый франк), в оборот стали поступать аналогичные поддельные банкноты нового образца достоинством в 100 франков.
Эксперты Банка Франции решили, что они имели дело с мощной преступной организацией со значительными техническими ресурсами и опытом работы нескольких специалистов. Источник поступления денег отследить было невозможно, поскольку они появлялись во всех концах Франции и в небольших количествах.
До начала 60-х Боярский производил и сбывал поддельные банкноты самостоятельно – всегда не более одной фальшивой банкноты в пачке настоящих денег и никогда в одном месте два раза подряд. Но со временем утратил страх, обленился, и привлек к процедуре сбыта своего приятеля Антуана Довгье, которому стал продавать фальшивки за 0,70 номинала при условии соблюдения всех процедур осторожности.
Однако Антуан Довгье без ведома Боярского привлек к сбыту своего двоюродного брата, сына русского эмигранта, Алексея Шувалова. Подделок в денежный оборот Франции стало поступать заметно больше, и полиции удалось установить, что это всегда купюры четырех серий.
В сентябре и октябре 1963 года было зафиксировано два случая поступления поддельных банкнот этих серий из парижского почтового отделения на бульваре Бессьер, 43. В отделении была устроена засада, и 29 ноября 1963 г. некий мужчина средних лет оплатил там покупку государственных облигаций четырьмя поддельными 100-франковыми купюрами.
Было установлено, что этот мужчина Алексей Шувалов, и после наблюдения и слежки, 17 января 1964 г. он был арестован при сбыте поддельных купюр во время своего очередного обхода магазинов и почтовых отделений. На допросе Шувалов показал, что поддельные банкноты он получил от своего двоюродного брата Антуана Довгье за 0,75 от номинала.
Арестованный через полтора часа Антуан Довгье тут же демонстрировал готовность сотрудничать со следствием, и назвал происхождение 100-франковых поддельных банкнот: они были им получены от Чеслава Боярского.
Чеслав Боярский, Алексей Шувалов, Антуан Довгье после ареста 21 января 1964 года
.
В ходе первоначального обыска в доме Боярского в Монжироне на авеню Сен-Ар, не было найдено никаких следов фальшивых денег и типографских работ, а сам хозяин категорически отрицал какую либо причастность к фальшивомонетничеству.
При повторном обыске полицейские приступили к снятию полов, и на восьмом часу обыска в кабинете первого этажа был обнаружен прекрасно замаскированный лаз в подземное помещение, не видимое ни из подвала, ни с поверхности земли.
Площадь обнаруженного подземного помещения составляла всего 6 кв. метров, и на этой небольшой площади Чеслава Боярский умудрился полностью разместить все циклы производства денег. После обнаружения мастерской, Чеслав Боярский прекратил запираться и стал давать признательные показания.
Судебный процесс начался 50 лет назад, 12 мая 1966 года и привлек большое внимание всей Франции. В суде Антуан Довгье признал свою вину полностью и, учитывая сговор со следствием и разоблачение Чеслава Боярского, был освобожден от уголовной ответственности.
Алексей Шувалов свою вину на признал, и заявил на суде, что он не подозревал о фальшивом происхождении приобретаемых им денег. Когда судья попросил объяснить, каким может быть происхождение банкнот, предлагаемых за 0,75 своего номинала, Шувалов заявил: «Я полагал, что они ворованные». И отделался сроком, уже проведенным в предварительном заключении.
Боярский признал свою вину частично и был приговорен к 20 годам лишения свободы (прокурор требовал пожизненного). Отсидев 13 лет, был выпущен за примерное поведение. Предлагал свои услуги Банку Франции в качестве эксперта, но получил уведомление, что Франция в таковых не нуждается.
Точное количество выпущенных Боярским фальшивых купюр так и не было установлено, а сам он в этом вопросе отказался сотрудничать со следствием, ссылаясь на давность лет и забывчивость. До самого перехода на евро, подделки Боярского были единственными фальшивыми банкнотами, которые не просто изымались Банком Франции у их владельцев, а обменивались на настоящие франки по номиналу.
Но нумизматы готовы платить за них гораздо большую сумму. В сентябре 2008 года на аукционе, состоявшемся в Шиноне одна из фальшивых 100-франковых банкнот, изготовленная Боярским, была продана за € 5 543. Эти фальшивки в среде нумизматов до сих пор так и называются «Боярский».
Сам Чеслав Боярский прожил 90 лет, и умер 2 мая 2003 года, судя по всему довольно обеспеченным человеком. В 1978 году Боярский с супругой путешествовали за границей, когда в его доме в Эври произошел прорыв водопроводной трубы. Утечка воды позволила пожарным и водопроводчикам проникнуть в дом в отсутствии хозяев, и при починке трубы они случайно наткнулись на тайник с 10 797 золотыми луидорами.
Найденные луидоры конфисковали во исполнение приговора 1966 года, но повторные обыски в доме ни к чему не привели – пока суд да дело, у Боярского было достаточно времени, чтобы перепрятать другие возможные тайники…
2 комментария
6 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена6 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена