Темнокожий омич о жизни в Сибири
Серж Бваланкай приехал в Россию из Африки получить образование, а нашёл смысл жизни, семью и дом — он любит Сибирь и считает, что здесь место его силы.
Когда автор ехал на интервью с Сержем, то ожидал встретить веселого и улыбчивого чернокожего парня. Таким Серж Бваланкай и оказался, но ко всему прочему выяснилось, что африканец отлично разбирается в теологии, имеет два высших образования, знает девять иностранных языков и отлично шутит. Помимо занятий музыкой и выступлений со своей группой Серж одновременно пишет пять книг и является президентом организации «Российско-африканская дружба "РА"».
Россия — голод и расизм?
Серж родился в Конго. Его отец — профессор математики и кандидат наук, а мама — директор школы. Жизнь его родителей всегда была связана с образованием, а для Сержа оно было главной целью в детстве. Он вспоминает времена, когда учился в школе и прозападные учителя рассказывали про Россию, что это далёкая, неизвестная, холодная страна, населённая злыми людьми, которые неделями стоят в очередях длиною несколько сотен метров, чтобы получить булку хлеба.
— Нам в детстве рассказывали сказку, история была такая и мультик даже был. Журналист из Африки прилетел в СССР, где столкнулся с голодом и горем людей. Он стоял две недели за хлебом. Мы очень переживали за русских людей, которые голодали. Мы в классе собирали конфеты, плакали, чтобы детям в Россию отправить. А журналиста от голода и холода спас медведь и накормил его мёдом, — с улыбкой рассказывает Серж.
После школы молодые люди стремились уехать из Конго в Европу или США. Россия не пользовалась популярностью. Из 35 бюджетных мест на поступление в Россию были заняты не больше пяти. Серж тоже планировал приехать в Россию и как можно быстрее перебраться в Европу. Но он поступил в Российский университет дружбы народов и его жизнь изменилась.
Шампанское в голову ударило
Впечатления от России оказались неоднозначными. По словам Сержа, Россия 2000 года по экономике и качеству жизни отставала от Конго. Те вещи, которые он считал на родине ширпотребом, здесь ценились и считались модными, их старались перекупить. Были проблемы с покупкой еды. Очередей и расстрелов он, конечно, не застал, зато в 2000 году 17-летний парень впервые столкнулся с расизмом.
— Мы, чтобы сходить в клуб, в магазин, собирались в компании по 20 человек. Африканцы, кавказцы, буряты, азиаты. Старались держаться вместе. Тогда в Москве было много скинов, и если ты шел один, то могли избить. А так просто кричали что-то типа «Убирайтесь!», ну и маты всякие. Меня часто били. Часто дрались. Мне один раз об голову разбили бутылку шампанского. Я в Конго занимался спортом, и в России мне это впервые пригодилось, чтобы постоять за себя, — говорит он.
Несмотря на все минусы, Россия со временем начала нравиться Сержу. У него появились русские друзья и первая в его жизни девушка. Оказалось, что менталитет русских людей и жителей Конго во многом схож. Там тоже всегда накормят и напоят гостя, в деревнях не закрывают двери, а люди стараются помочь тем, кто в беде.
Со временем жизнь наладилась. Серж считает, что положительным изменениям в России способствовал Владимир Путин.
— Я его уважаю. Когда он пришел к власти, всё наладилось, свободы больше стало, возможностей, экономика выравнялась. Вся страна изменилась, — говорит омич.
Первая роль — сатана
В какой-то момент у Сержа закончились деньги, и он не мог вовремя заплатить за учёбу. Знакомый предложил ему поучаствовать в подтанцовке в номере, которым развлекали гостей на разных праздниках. Сыграть нужно было сатану. Роль была лёгкая, без слов. Серж согласился, у него хорошо получилось, и его начали приглашать вновь и вновь. Платили по 100 долларов, а в неделю получалось заработать 300. Появились деньги, он смог платить за учёбу, покупать новую одежду и тусоваться в клубах. Но со временем номер с сатаной устарел. Нужно было придумать что-то новое, чтобы не терять хороший заработок.
— Мне предложили петь песни доктора Албана, It's My Life. Я тогда их вообще не знал, пением и танцами не занимался. Я просто взял диск и начал слушать. Послушал. Пришел и спел. Всем понравилось, и меня взяли. Со временем я начал разбираться, как это делать более правильно. Но я до сих пор не знаю нот. Просто слушаю музыку и пою, — рассказал Серж.
Это изменило жизнь молодого африканца. Он начал выступать всё чаще, стал гастролировать по России. Серж и его друзья создали группу — они исполняли русские народные песни в современной аранжировке. Зрителям это нравилось, и Серж с группой отправились в Сибирь. Здесь первым городом на гастрольной карте стал Барнаул, где молодой человек задержался — принимал участие в открытии клубов. Потом был Новосибирск, а в 2009 году — Омск.
Это моя жена!
— Был День учителя, и мы выступали в Омском областном колледже культуры и искусства. Пели песню «Ой, мороз, мороз», переделанную под рэп. Ну и потом все стали подходить к нам, фотографироваться. Я вижу: девушка идёт. Я сразу всем сказал: «Смотрите, это моя жена!». Это и друзья мои услышали, и она, — поделился Серж.
Девушку звали Галя. Они познакомились, завязались отношения, а затем пара поженилась.
«Тебе что, русских мало?»
— Про конфетно-букетный период ничего не могу сказать, он особо не романтичный, но комплименты всегда говорил и говорит. И цветы дарит, — поделилась Галина.
Бабушка Гали отлично отреагировала на будущего мужа внучки. По словам Сержа, она общалась с ним так, будто он русский. Под вечер они уже шутили и смеялись.
— Я себя называю Сергей Степанович, чтобы проще людям было. Бабушка над этим смеялась очень, — вспоминает Серж.
Бабушка не раз поддерживала парня и говорила внучке, что та не ошиблась с выбором мужа. А вот отец невесты сначала был не рад знакомству.
— Её семья со мной знакомиться должна была, праздник в общем. Мы приходим, а папа плачет: «Тебе что, русских мало?». А мы их предупреждали даже! За девять лет брака мы, конечно, наладили контакт и теперь отлично общаемся, — со смехом вспоминает Сергей Степанович.
Семья самого Сержа Галю приняла хорошо, хотя пока они общались только по скайпу. Девушка периодически созванивается с мамой мужа.
— Свадьба у нас была. Торжественно расписались, по городу покатались, фотографировались с гостями. Потом отправили всех домой, а сами вдвоем пошли в ресторан. Это была моя мечта, чтоб без гостей, только мы, поэтому выкупа не было и стиля как такового. Он был в кедах, шляпе, я без фаты, — вспоминает Галина.
Африканская свадьба
Серж мечтает сыграть еще одну свадьбу со своей женой, только теперь по африканским традициям. В Конго у него большая семья, хотя братья и сёстры учатся в Омске. По словам Сержа, свадьба в Конго стоит около 10 000 долларов. Все по очереди ездят друг к другу знакомиться, накрывают столы, дарят дорогие подарки, в основном деньги. Невеста на месяц переезжает к матери жениха и показывает свои навыки домохозяйки. Жених должен купить родственникам невесты все вещи, которые нужны на свадьбу, исходя из огромного списка, который ему даёт сторона невесты. Это платья и туфли для матери и тёток невесты, часы и запонки для дяди, пиджаки для братьев и множество других вещей. При этом важно предоставить чеки, чтобы было видно, что жених не поскупился. Кроме того, нужно отдать залог за невесту, около 2000 долларов.
Дети мира
У интернациональной пары появились дети — 8-летний Паком и 6-летняя Розали. У них много друзей, которые постоянно бывают в квартире Сержа и Галины. Они не обращают внимания на цвет кожи отца Пакома и Розали.
— Мы учим их, что в них частичка и черного, и белого. Это знак того, что они должны быть добрыми, — поделился Серж.
Окружающие тоже реагируют на пару совершенно нормально, хотя еще остались те, для кого чернокожий человек — экзотика.
— Я как-то иду, и мужчина с сыном навстречу. «Смотри, смотри», — говорит и на меня показывает. А сын ему отвечает: «Папа, ты что, у меня все любимые футболисты чернокожие, я что, по-твоему, чернокожих не видел?», — со смехом вспоминает Серж, замечая, что сейчас дети в России другие — у них иное мировоззрение и они добрее взрослых.
Сибирь — место силы
Несмотря на то что Серж по-прежнему часто путешествует, он не планирует уезжать из Омска. В Омске и в Сибири молодой человек не сталкивался с ненавистью и расизмом. Здесь живут его братья и сёстры, которые вышли замуж за местных парней, здесь растут его дети. Серж присматривает и за приезжающими в Омск соотечественниками, чтобы они не нарушали законов и вели себя достойно.
— Я сейчас старший. У нас это очень много значит. Здесь мой дом, здесь нельзя гадить, и я за этим слежу. Если кто-то что-нибудь плохое делает, я с ним сразу же серьезно разговариваю, — улыбается он.
Одна из пяти книг, которые пишет Серж, посвящена его жизни в России. Он признается, что любит Омск и считает его спокойным и хорошим городом.
— Сибирь — это моё место силы. Я её до сих пор еще не понял, но, надеюсь, когда-нибудь пойму, — подытожил он.
12.08.2018 Александр Зубов
Фото предоставлены Сержем Бваланкаем
Источник:
30 комментариев
6 лет назад
ВИЧ , эбола , нищета , голод , проблемы с питьевой водой и война , длящаяся уже больше 20 лет , значительная часть территории ДРК остаётся вне контроля центральных властей, там дислоцируются вооружённые боевики всех приграничных с Конго стран, в первую очередь Уганды и Руанды, а теперь и Южного Судана. Эта же территория служит местом концентрации миллионов беженцев и незаконного вывоза природных богатств , писец , просто рай земной .
Удалить комментарий?
Удалить Отмена6 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена6 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена