Подвиг 700 ливенцев
Смоленская война
В апреле 1632 г. умер польский король Сигизмунд. Правительство царя Михаила Фёдоровича и патриарха Филарета увидело в этом удобную возможность для пересмотра условий Деулинского перемирия. Было решено предпринять попытку отвоевать потерянные в Смуту земли, а в первую очередь Смоленск и Дорогобуж. В августе 1632 г. армия во главе с воеводой М. Б. Шеиным и окольничьим А. В. Измайловым выступила в поход. Поначалу русской рати сопутствовала удача. Был взят Дорогобуж, Белая, Рославль, Новгород-Северский, Стародуб и многие другие города. Но осада Смоленска затянулась. Это дало полякам время собраться с силами и окончить выборы нового короля, которым стал Владислав, сын умершего Сигизмунда. Во главе 23-тысячной армии он двинулся на выручку гарнизону Смоленска. Сам Шеин оказался теперь осаждён в своем лагере под городскими стенами. Одновременно к вторжению в московские пределы были побуждены крымцы и черкасы.
На южном порубежье военные действия начали разворачиваться зимой 1632 г., когда русские войска подошли к костелу и острожку под Новгородом-Северским. Острожок обороняла сотня черкас и служилые люди — бывшие российские подданные. Воевода Баим Болтин предложил этим служилым людям перейти вместе с семьями «на государево имя». Служилые согласились. После этого воевода атаковал костёл и после ночного боя взял его, перебив всех сопротивлявшихся черкас. В это же время путивляне выжгли острог Батурина, захватив 48 пленных.
С началом Смоленской войны приобретают особую опасность татарские набеги — большая часть русских войск отправляется под Смоленск, а крымский хан заключает союз с польским королём. Уже в апреле—мае 1632 г. татары массами движутся на Русь по всем шляхам. То и дело воеводам приходят вести о стычках с кочевниками: 28 апреля оскольские ратники бьются с татарами у деревни Ольшаницы, отражая их налёт, а 1 мая оскольцы перехватывают возвращающийся из успешного набега чамбул на Афонькином перевозе через Оскол и освобождают 20 полонянников. Но 6 мая загоны в 150 и в 100 человек, придя по Муравскому шляху, атакуют деревни Картавцеву и Чуйкову уже всего в 30 верстах от Курска. Следом за тем, 19 мая, полторы сотни татар погромили в Рыльском уезде сотню служилых людей под селитрянными варницами. В июле же по Изюмскому шляху на Русь хлынула 20-тысячная орда. Вскоре весь край потрясла трагедия в Савинской дубраве.
Подвиг 700 ливенцев
Когда 30 июля мимо Ливен проскользнули в Курский уезд 300 татар, возвращающихся из набега, в погоню за ними выслали 700 ливенских детей боярских и казаков под началом головы Меньшого Гринёва. Он настиг крымцев 3 августа в 50 верстах от Ливен, но был окружён подошедшей с Изюмского и Муравского шляхов ордой. Гринёв отвёл свой отряд в Савинскую дубраву и, засев в лесу, отбивался весь день. Татары шли на него и в конном и пешем строю, в бой вступили янычары с огненным боем. Ордынцы потеряли до тысячи человек убитыми. Среди погибших было несколько знатных мурз. Но 300 ливенцев во главе с храбрым Гринёвым пали в бою. Прочих ратников, израненых, татары угнали в полон. После этой страшной битвы крымцы повернули на Курский и Белгородский уезды. Так погиб цвет ливенского дворянства.
Место сражения располагалось в окрестностях современного села Становое Черемисиновского района. Известный курский краевед начала XX в. Р. Л. Марков, посетив здешние места, нашёл тут следы давней битвы, в том числе «две ногайские кольчуги» и «железные наконечники от ногайских стрел, из коих два наконечника с согнутым жалом». Тогда же он записал здесь со слов стариков красочную легенду о здешней достопримечательности — Голубце на Красной Поляне. Согласно этой легенде, якобы 29 июня 1709 г., в самый день Полтавской битвы, местными ополченцами и отрядом регулярных войск был разгромлен стан ногайской орды, - возвращавшейся после набега на Ливенскую округу. При этом был убит и обезглавлен некий «тогдашний Мамай» — татарский великан-богатырь, разъезжавший на особых «богатырских дрогах» со щитом в четыре пуда весом и в четырёхпудовой же кольчуге. Его отсечённую голову и выставили на Голубце, установленном в память сражения. Со слов старожилов, Р. Л. Марков подробно описал ход баталии, упомянув даже о том, как русские порубежники подавали друг другу сигналы, кукуя кукушкой, отчего и получил название холм Кукуй. История эта откровенно фантастична, но и в ней сохранились отголоски реальных событий. Например, в рассказе о том, что здесь «тогда шумели густые дубравы», что с Муравского шляха орда «всею массою пошла на село Савины (ныне не существующее), навкось пересекая всё урочище Побоище», а лагерь «царских ратных людей располагался между р. Тимом и правым берегом устья того ручья, который бежал по дну Станового Лога» . Именно сюда, в дубраву, должен был отойти отряд Гринева, именно так должны были атаковать его ордынцы.
Источник:
33 комментария
6 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена6 лет назад
Король Владислав Ваза с 1610 по 1613 год был русским царём, пока его не скинул князь Пожарский. Но претендовал на это звание аж до 1634 года.
Черкасами тогда (и много позднее) называли запорожских казаков.
Удалить комментарий?
Удалить Отмена