Хохумлойшен: как язык раввинов стал уголовным жаргоном
В Европе, например, он называется «арго», а в России – «феня». «Феня» помогает затруднить понимание смысла сказанного непосвященными, а также определить «своих». Любопытно, что многие термины российского уголовного жаргона взяты из идиша и иврита.
В Европе, например, он называется «арго», а в России – «феня». «Феня» помогает затруднить понимание смысла сказанного непосвященными, а также определить «своих». Любопытно, что многие термины российского уголовного жаргона взяты из идиша и иврита.
ЧТО ТАКОЕ «ФЕНЯ»?
Слово «феня» происходит от еврейского «офен» — «способ» (видимо, имеется в виду способ выражения мыслей словами). «По фене ботать» — говорить на воровском жаргоне.
«Блатной» — от die blatte на немецком идише – «лист», «бумажка», «записочка». «Фраер» (от frej – «свобода») — свободный, вольный, тот, кто не сидит в тюрьме. «Ксива» — на иврите «документ», «нечто написанное». «Малина» (от «малон» — «гостиница») – место сборищ уголовников. «Бугор» (от «богер» — «взрослый», «совершеннолетний») — бригадир, преступный авторитет. «Кагал» на иврите – «люди», «публика», «компания». На «фене» означает общину, собрание. «Лох» (от «лахут» — «жадный») – тот, кого можно обмануть, одурачить. «Малява» (от «мила ва» — «слово пошло») – «письмо».
ОТ ТАЛМУДА ДО ТЮРЬМЫ
Каким же образом все эти слова стали частью жаргона? Еще в Средние века в Германии возник тайный язык лашон хохма или хохемер-лошен, на котором общались между собой воры, нищие, сутенеры, бродяги и цыгане. Исследовательница Ава-Лаллемант описывает арготический диалект kokumloschen, название которого произошло от древнееврейского словосочетания хахам-лашон («язык мудрости»). Она пишет: «Язык kokumloschen составлен из еврейских и воровских слов и их сочетаний, которые в ходу у воров, мошенников как еврейского, так и христианского происхождения».
Как утверждает немецкий филолог фон Трайн, хохумлойшен представлял собой смесь немецкого и еврейского языков. В основу его лег лошенкойдеш, состоящий из ивритских и арамейских слов священных текстов Талмуда.
Во времена императора Карла V (1500-1558) появились первые словари арго. В 1515 году в Базеле вышла в свет «Книга бродяг» — Liber Vagaborum, описывающая жизнь нищенской гильдии. В ней был приведен словарь нищих, в котором заимствования из иврита составляли 22%.
В России воровской жаргон – «феня» — стал формироваться в XIX веке. Считается, что первыми носителями его были офени — бродячие еврейские торговцы-коробейники. Между собой они говорили на особом (офенском) языке. Возможно, это делалось, чтобы обеспечить себе безопасность, ведь коробейники нередко становились жертвами преступлений. Тайный язык позволял передавать друг другу информацию, не предназначенную для чужих ушей, и мешал посторонним людям узнать, где и сколько торговцы приобретают товара, куда направляются и сколько при себе имеют денег.
Но постепенно офенский язык переняли и уголовные элементы, тем более среди них тоже было немало евреев. Об этом свидетельствует и «Жаргонъ тюрьмы», составленный в 1908 году В. Ф. Трахтенбергом.
Правда, в большинстве случаев жаргонные слова не сохранили своего оригинального семитского произношения. Но и во времена составления Талмуда мудрецы жаловались, что многие иудеи искажают произношение священных текстов.
Да, эти тексты стали основой формирования языка и мировоззрения еврейской нации, но ведь среди евреев были не только раввины или правоверные иудеи. Были среди них и работорговцы, и скупщики краденого. Оторванные от своих иудейских корней, они легко приспосабливались к чуждой культуре, оставляя для себя хохумлойшен – особый язык, куда входили талмудические выражения и понятия, со временем утратившие первоначальное значение.
КТО ГОВОРИТ НА «ФЕНЕ»?
Сегодня на «фене» в России разговаривают три категории людей. Первая — это сами блатные: воры, бандиты и прочие деятели криминала в законе. Вторая – это приблатненные, то есть те, кто пытается косить под блатных. Настоящие уголовники, как правило, относятся к такой публике презрительно.
Наконец, нередко к уголовному жаргону прибегают бизнесмены, поскольку их сфера деятельности в сущности очень тесно соприкасается с криминалом. Да и тайный язык никогда не помешает при обсуждении вопросов бизнеса. Впрочем, наверное, мало кто из употребляющих «феню» задумывается о том, откуда она взялась.
Источник:
39 комментариев
6 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена6 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена6 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена6 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена6 лет назад
Да и статья мало того что лживая так исчо и явно антисемитская. Кто то решил хайпануть.
Вообще за это в России сажают?
Удалить комментарий?
Удалить Отмена6 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена6 лет назад
- это только 10 пунктов из полевого устава иудеев:
Истоки нацизма.
Такое не снилось и гитлерам .
Талмуд.1.Только евреи являются людьми, неевреи это животные. (Мециа 114а-114в.Talmud, 1935, Soncino Edition);
2.Даже лучшие из неевреев должны быть убиты. (Вавилонский Талмуд);
3.Плоть неевреев это плоть ослов, а выделения их похожи на выделения лошадей. (Funk and Wagnalls Jewish encyclopaedia, 1907, Gentile, New York, Стр. 621);
4.Если нееврей ударит еврея, то нееврей должен быть убит. Убить еврея это ударить бога. (Сангедрин 58в, Talmud, Sanhedrin, 1935, Soncino Edition, 58b, стр.398);
5.Если бык еврея боднёт быка нееврея, то за это он не несёт никакой ответственности; но если бык нееврея боднёт быка еврея наказание должно быть полным. (Баба Коми 37, Talmud, Baba Kamma, 1935, Soncino Edition, стр.211);
6.Если еврей найдёт вещь, потерянную неевреем, её нет необходимости возвращать. (Баба Мециа 24а, Baba Kamma, 1935, Soncino Edition, стр.666);
7.Бог не пощадит еврея, который выдаёт замуж свою дочь за старика или берёт жену для своего несовершеннолетнего сына или возвращает потерянную вещь нееврею . (Сангедрин 76а, Sanhedrin, 1935, Soncino Edition, 76 a, стр.470);
8.То, что еврей получает воровством от нееврея, он может сохранить. (Сангедрин 57а, Sanhedrin, 1935, Soncino Edition, 57 a, стр.388);
9.Неевреи находятся вне защиты закона, и Бог отдаёт их деньги Израилю. (Баба Коми, Talmud, Baba Kamma, 1935, Soncino Edition, 37b);
10.Евреи могут использовать ложь для того, чтобы перехитрить нееврея. (Баба Коми 113а, Talmud, Baba Kamma, 1935, Soncino Edition, стр. 664-665);
Удалить комментарий?
Удалить Отмена6 лет назад
Второй кит сионизма, В. Жаботинский в 1905 г. писал: Как довод для сионистской агитации, антисемитизм, особенно возведённый в принцип , конечно, весьма удобен и полезен .
Третий кит сионизма, премьер-министр Израиля Бен-Гурион, в своё время писал в еврейской газете Кемпфер в Нью-Йорке:
Если бы у меня была не только воля, но и власть, я бы подобрал группу сильных молодых людей Задача этих молодых людей состояла бы в том, чтобы замаскироваться под неевреев и, действуя методами грубого антисемитизма, преследовать евреев антисемитскими лозунгами.
Я могу поручиться, что результаты, с точки зрения значительного притока иммигрантов в Израиль из этих стран, были бы в десять раз больше, чем результаты, которых добились тысячи эмиссаров чтением бесплодных проповедей .
С этим перекликаются и знаменитые Протоколы сионских мудрецов , где говорится: Антисемитизм нужен нам для управления нашими меньшими братьями .
Удалить комментарий?
Удалить Отмена6 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена6 лет назад
А так ничего!
Удалить комментарий?
Удалить Отмена6 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена6 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена6 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена6 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена