"Нишо, выживам помаленьку". Как живут русские старообрядцы от Дальнего Востока до Уругвая
Ла-Питанга, Уругвай
Всё здесь напоминает о России — те же бескрайние поля и пейзажи, да даже дороги. Только вместо сосен — эвкалипты. Урожай воруют бегающие страусы. Дорогу неспешно переползают гигантские ящерицы, а на коровах вместо воробьёв сидят попугаи.
Русский язык здесь сохранился в необычной форме — практически без знаков препинания и сокращённый.
Общаются здесь просто и радушно — никакого мата. Проезжая мимо на машине, люди здесь могут просто остановиться и пожать руку — это нормально. Это скорее принцип классический русской деревни. Для городских — это удивительно.
Старообрядцы щепетильно относятся к тому, что едят. В еду они стараются употреблять только собственные продукты. И вообще, стол старообрядца всегда богат. Их приёмы пищи похожи на пир, или, как мы иногда называем, праздничный стол. Только у них такой стол ежедневно.
Тимофей Килин родился в Уругвае и никогда не был в России. Пять лет назад вместе с семьёй он вернулся обратно в Уругвай с Аляски — там они семь лет прожили в старообрядческой общине.
Жена Тимофея, Устина, сама родилась в США, на Аляске. Пока была возможность, работала преподавательницей русского языка в местной школе. Здесь, в Питанге, дети ходят в испанскую сельскую школу и в русскую, расположенную в самой деревне. У всех разное гражданство: у тех, кто родился на Аляске, — американское, у остальных — уругвайское.
Из-за компактности общин старообрядцы тщательно следят за кровосмешением, поэтому очень часты здесь международные браки, география которых — от Аляски до Бразилии. Жениться и выходить замуж разрешается строго за старообрядев.
В Уругвае два поселения старообрядцев: Питанга (существует уже 22 года) и Офир (с 1960-х годов). Дом семьи Килина расположен на окраине Питанги. После возвращения с Аляски пять лет назад у Тимофея появилась мечта — вернуться с семьёй в Россию.
Обустраиваться в чужой стране старообрядцам часто помогают люди, не имеющие отношения к их общине. Для семьи Килиных много сделал уругваец Хулио Дюпон. «Без него сильно тяжко было бы, — признаётся Тимофей. — Везде, где бы мы не жили, хоть на Дальнем Востоке, находятся сочувствующие и помогающие люди».
Однако и в Уругвае жизнь — не сахар. Стоимость электричества, топлива, обработки гектара повышается каждый год. Экономический кризис снизил цены на сою, пшеницу, обрабатывать много земли стало невыгодно.
Всё чаще старообрядцы стали ездить торговать собственными продуктами из Питанги и Офира в ближайший город Пайсенду. «Да, тяжко быват, но нишо, выживам помаленьку», — улыбается Тимофей.
Семьи старообрядцев в разных странах Латинской Америки всё чаще подумывают о возвращении в Россию, даже те, кто там никогда не был. Вот и Тимофей Килин серьёзно настроен на переезд.
Подробно в источнике
Источник:
8 комментариев
6 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить ОтменаУдалить комментарий?
Удалить ОтменаУдалить комментарий?
Удалить Отмена6 лет назад
Шучу, думаю такие работяги и в России жить будут не хуже чем в Уругвае.
Удалить комментарий?
Удалить Отмена