Кем на самом деле был царь Иван Грозный по национальности
ван IV – чистокровный немец
Все сторонники «немецкого» происхождения Ивана Грозного относились в своих письменных исследованиях к царю с нескрываемой антипатией, что уже говорить об их пристрастности в суждениях. По мнению этих историков, самодержец глубоко презирал русский народ.
В воспоминаниях английского дипломата Джайлса Флетчера, приезжавшего в Москву, когда на Руси царствовал уже Федор Иоаннович, есть указания на свидетельства земляков англичанина, которые на тот момент постоянно жили в российской столице. Якобы Иван Васильевич в своих разговорах постоянно напоминал о своем нерусском происхождении и говорил о предках-германцах.
Флетчеру вторит другой иноземец, выходец из Саксонии Ганс Шлитте, направленный в 1547 году Иваном Грозным в Европу для набора за границей мастеровых людей. Саксонец утверждает, что от имени и по поручению Грозного составлял обращение тогдашнему римскому императору Карлу V. И в письме этом есть упоминание о родстве кровей русского народа и римлян – якобы и те, и другие произошли от германцев.
Отметился в теме немецких корней у Ивана IV и российский историограф Николай Карамзин. Он писал, что царь удивительно мягко относился к ливонским пленникам, многое им дозволял и «славился своим германским происхождением». У Карамзина есть еще несколько отсылок к документам, в которых авторы сообщают, что Иван Грозный любил подчеркивать свою принадлежность к немцам.
Но все эти письменные свидетельства – записи с чужих слов, собственные умозаключения авторов, а какого же мнения по поводу принадлежности к той или иной нации придерживался сам Иван IV?
Если внимательно изучить переписку Ивана Грозного со своими многочисленными зарубежными корреспондентами, начиная от предателя Андрея Курбского и заканчивая английской королевой Елизаветой I, сразу обращаешь внимание на то, как настойчиво первый царь всея Руси отстаивает интересы своего государства (порой достаточно жестко и не стесняясь в выражениях).
Патриотический настрой чувствуется в каждом письме. Заметно, что государь для своего времени очень начитан и набожен, хорошо знает Священное Писание.
Польский протестант пастор Ян Рокита в 1570 году встречался с Иваном Грозным и в беседе с российским самодержцем приводил доводы в пользу своей веры, которую хотел распространять среди православных на Руси. Грозный Рокиту внимательно выслушал и пообещал дать пастору свои письменные соображения на этот счет. И дал.
Подробнейший царский ответ, опровергающий протестантские догматы и защищающий православие, –уникальный документ эпохи, изобилующий отсылками к Священному Писанию, контраргументами, метафорами и аналогиями, — интересен сам по себе.
В последних строках есть четкое обозначение того, к какому народу Иван IV себя относит: «Прилежно молим, чтобы нас, российский народ, сохранил от тьмы вашего неверия». Этноним «русский» как обозначение народа начал широко употребляться только в XIX веке, «российским» в своих работах его называл даже Ломоносов.
Иван IV в этом высказывании не допускает двусмысленного толкования своей принадлежности к какой-либо другой нации. То есть к немцам русский царь себя не причислял. Во всяком случае, в авторских письменных документах, по которым можно судить о мировоззрении Ивана Грозного.
33 комментария
6 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена6 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена6 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена6 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена6 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена6 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена6 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена6 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена