ОПРИЧНИКИ – Чумные доктора
Но… далее идет утверждение, что опричнина принесла только разорение и беды. Или ИванIV Грозный был настолько глуп, что не видел какое несчастья для России приносят опричники? Так зачем же тогда Иван Грозный ввел опричнину?
В этом плане нужно описать поход Ивана Грозного в Великий Новгород.
О походе, в разных источниках, говорится разное, но все они сходятся в одном, что это был "карательный" поход. В декабре 1569 года, подозревая новгородскую знать в соучастии в «заговоре» против него и намерении переметнуться к польскому королю, ИванIV в сопровождении большого войска опричников выступил против Новгорода.
По разным оценкам в ходе карательной операции было казнено от 2000 до 3000 человек. Кроме того, летопись отмечает, что в это время свирепствовала чума, как результат уничтожения опричниками съестных запасов и как следствие голода. Для полноты картины следует отметить, что летопись написана в 1584 году, в год смерти ИванаIV, а может быть и позже.
Из Новгородской летописи мы узнаем, что в 1572 г. в Новгороде было запрещено хоронить людей, умерших от заразной или повальной болезни около церквей, а велено хоронить их далеко за городом. На улицах были устроены заставы, а дворы, где умер человек от повальной болезни, велено было запирать, не выпуская их них оставшихся в живых, которым приставленные ко двору сторожа подавали пищу с улицы не входя во двор; священникам запрещено было посещать заразных больных; за ослушание виновных сжигали вместе с больными. Кроме того, собирались сведения о том, не существует ли где-нибудь мор. В “Истории Московии” Милтона мы находим указание на то, что английского посланника Дженкинсона, приехавшего в 1571 г. в третий раз в Россию, долгое время задерживали в Холмогоры. Он прибыл на корабле через Белое море, потому что в России в это время была чума.
В средневековье борьба с чумой и другими моровыми болезнями заключалась в ограничении передвижения и уничтожения с помощью огня умерших или с помощью меча ещё живых, но уже умирающих больных. С повторением сжигания.
Отдельно стоит упомянуть о средневековых чумных докторах. Платили им в 4 раза больше, чем обычным докторам при том что у многих из них не было вообще никакого образования. Главное, что у них было – это иммунитет на болезнь и как следствие возможность общаться с больными. Не менее важными персонажами на улицах средневековых чумных городов стали мортусы – люди переболевшие чумой или просто преступники, которых было не жалко. Они по большей части занимались уборкой трупов.
Сюда еще стоит прибавить религиозную истерию и развитие идей о приближающемся апокалипсисе. Опричники Ивана Грозного в полночь все вставали на полунощницу, в четыре утра — к заутрене, в восемь начиналась обедня. Царь показывал пример благочестия: сам звонил к заутрене, пел на клиросе, усердно молился, а во время общей трапезы читал вслух Священное Писание. В целом, богослужение занимало около 9 часов в день. Так же стал безумно популярным стал дистиллированный алкоголь. Во-первых он являлся неплохим антисептиком, а во-вторых в такие времена наверное сложно не пить. Недаром появился термин «пир во время чумы».
В этой связи вспоминаются царские кабаки только для опричников, куда не пускали посторонних. И произведение Лермонтова.
Это опричник. А теперь вы боитесь таких опричников? Это дворники которые поехали на уборку территории. Их разобьют и разгонят не только татары, но и любые крестьяне. С кем они могут воевать? А именно так изображают опричников современные художники.
НЕТ ВИДА ОПРИЧНИКА настоящего, так как он был ОБЫЧНЫМ человеком для того времени.
Но отличия были в одежде.
Чума (черная смерть) неоднократно проходила по территории России. В 1654—1655 годах на территорию России проникла чума с Запада. Власти хорошо понимали опасность эпидемии и приняли все надлежащие противоэпидемические меры. Были изданы царские указы по борьбе с эпидемией. Действия принимались жесткие. Блокировали заражённые населённые пункты и районы, расставляя на дорогах заставы и засеки с горящими кострами «для очищения воздуха». Пытавшихся проникнуть через оцепление окольными путями и было велено казнить. К ответственности привлекали не только беглецов из заражённых районов, но и тех, кто их у себя принимал. Одной из важнейших задач властей было не пустить эпидемию в районы где находились армия и царь, поэтому тщательнее всего контролировалось направление из Москвы на Смоленск.
На пути в Калязин перед царской семьёй перевезли тело умершей от чумы женщины. Было приказано наложить на этом участке дороги и вокруг неё дров, поджечь, а уголь с землёй собрать и увезти подальше. Страх перед чумой обуял не только царскую семью, но и царя, который, перестраховываясь, долго откладывал приезд в Москву. Главными средствами дезинфекции были огонь, вода, мороз. Также применялся известный на Руси издревле дым от сжигания можжевельника и полыни, которым окуривали дома и предметы. Вещи и одежда заболевших сжигались на кострах. Письма по пути следования передавали «через огонь»: с одной стороны от костра стоял гонец и выкрикивал содержание написанного, а на другой переписывали на новую бумагу. Перевозимые между городами деньги предписано было промывать в воде, а одежду «вымораживать и вытресать». Причём выполняться эти манипуляции должны были руками людей, которые «в моровых болезнях были», здоровые же должны были «ни к чему не касатца». Всё это происходило в 1655 году. Об этом можно узнать в http://www.вилла-лапушка.рф/
А теперь вспомним период опричнины с 1565 года по 1672 год. Где опричники проводят «карательные» походы там и чума. Следующее описание эпидемии мы встречаем в летописях 1563 года в Полоцке. В 1566 г. снова появляется мор в Полоцке, затем захватил города Озерище, Великие Луки, Торопец и Смоленск, а в следующем году распространилась на Новгород, Старую Руссу и продолжался до 1568 года.
Что же на Западе? «Великая чума» пришла в Англию из Нидерландов, в конце 1664 года, и в июле 1665 добралась до Лондона. Эпидемия пошла на убыль только поздней осенью 1665 года, а окончательно вспышки чумы прекратились в Лондоне только в 1666 году, после «Великого пожара», который бушевал три дня и уничтожил огромное количество домов в центре города, видимо вместе с крысами и блохами. Не стоит забывать Англия основной торговый партнер России и известия об эпидемиях приходили с каждым английским кораблем.
В это время царь неожиданно покидает Москву и селится в Александровой слободе и создаётся опричнина со своими землями для защиты царя от заразы боярской и даже создаётся своя казна. Одежда опричников почти полностью совпадает с одеждой чумных докторов. Она напоминает монашеские чёрные скуфейки и подрясники (на черном хорошо видно вшей и блох, которые считались разносчиками чумы), однако в отличие от них они имели право носить и применять оружие. Приветствием опричников был клич «гойда!». Как утверждали ливонские дворяне Таубе и Крузе, «Опричники (или избранные) должны во время езды иметь известное и заметное отличие, именно следующее: собачьи головы на шее у лошади и метлу на кнутовище. Это обозначает, что они сперва кусают, как собаки, а затем выметают всё лишнее из страны». Среди учёных нет единой точки зрения, шла ли речь о настоящих собачьих головах, их символических изображениях или просто о метафоре. Вспоминается маска чумного доктора в которую закладывали обеззараживающую дыхание траву, обычно полынь, которая, неожиданно, была метлой на кнутовище.
Естественно прибытие опричников не предвещало ни чего хорошего, с какой бы благой целью они не прибыли. В любом случае будет собираться информация о всех «проказах и заразах», а также их разносчиках.
Объяснять опричнину как жесткие карантинные мероприятия, а иногда и жестокие это не очень просто и не нужно. Выдумывание причин опричнины, написанные Романовами (одними из заинтересованных лиц), вызывает только вопросы, ведь ни одна цель опричнины (которая декларируется современными историками т. е. после 1614 года не была достигнута ( из школьных учебников и летописей)). А то что царь всех убивал (сына в том числе) в каком-то полубезумстве – это нормально, это понятно, и интересно для обывателя.
Это бедственное время отметил Макарий III (в XIV В):
"Подлинно, этот народ истинно христианский и чрезвычайно набожен, ибо, как только кто-нибудь, мужчина или женщина, заболеет, то посвящает себя Богу: приглашает священников, исповедуется, приобщается и принимает монашество, [что делали] не только старцы, но и юноши и молодые женщины; все же свое богатство в имущество отказывает на монастыри, церкви и бедных". Хуже всего и величайшим гневом Божьим была смерть большинства священников и оттого недостаток их, вследствие чего многие умирали без исповеди и принятия св. Тайн.
Источник:
46 комментариев
6 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена6 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена6 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена6 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена6 лет назад
Приходит старый еврей к раввину.
- Ребе, я прожил долгую жизнь. Я знаю все. Не знаю только, что значит слово нюанс?
- Хорошо, - говорит ребе, - объясню тебе на примере. Представь себе, что ты засунул нос мне в задницу. Представил? У тебя нос в заднице, и у меня нос в заднице. Но тут есть нюанс...
Удалить комментарий?
Удалить Отмена6 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена6 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена6 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена6 лет назад
Кста: "на черном хорошо видно вшей и блох, которые считались разносчиками чумы"
Порадовало. Блохи черные. Черное на черном хорошо заметно - это гениально!
Удалить комментарий?
Удалить Отмена6 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена6 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена6 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена6 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена6 лет назад
Так что, похоже, некоторая защита все ж была, в этих "противогазах"-то.
Удалить комментарий?
Удалить Отмена6 лет назад
Механизмы передачи
Трансмиссивный (основной), воздушно капельный. Реже возможен контактный (при разделке туш животных) и алиментарный (употребление в пищу мяса, зараженного чумой животного). Контагиозность (способность заражать людей и животных) блох сохраняется до года.
А вот от воздушно-капельного вопрос остается открытым
Удалить комментарий?
Удалить Отмена6 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена6 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена6 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена6 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена