Из заметок посла США в СССР Джозефа Е. Дэвиса 1937-38 гг
При чтении этих заметок следует помнить: американские послы — это не просто чиновники от дипломатии, это личные представители президента США. Именно восторженными глазами Дэвиса на сталинскую Россию смотрел Франклин Рузвельт.
«Сегодня мы знаем, благодаря усилиям ФБР, что гитлеровские агенты действовали повсюду, даже в Соединенных Штатах и Южной Америке.
Немецкое вступление в Прагу сопровождалось активной поддержкой военных организаций Гелена.
То же самое происходило в Норвегии (Квислинг),
Словакии (Тисо),
Бельгии (де Грелль) ...
Однако ничего подобного в России мы не видим. "Где же русские пособники Гитлера?" - спрашивают меня часто. "Их расстреляли", - отвечаю я.
Только сейчас начинаешь сознавать, насколько дальновидно поступило советское правительство в годы чисток. Тогда меня шокировала та бесцеремонность и даже грубость, с какой советские власти закрывали по всей стране консульства Италии и Германии, не взирая ни на какие дипломатические осложнения.
Трудно было поверить в официальные объяснения, что сотрудники миссий участвовали в подрывной деятельности. Мы в то время много спорили в своем кругу о борьбе за власть в кремлевском руководстве, но как показала жизнь, мы сидели "не в той лодке"»
Процесс Пятакова и Радека. (17 февраля 1937 г.). Подсудимые выглядят физически здоровыми и вполне нормальными. Порядок процесса разительно отличается от того, что принят в Америке, однако, учитывая то, что природа людей одинакова повсюду, и опираясь на собственный адвокатский опыт, можно сделать вывод, что обвиняемые говорят правду, признавая свою вину в совершении тяжких преступлений.
(18 февраля 1937 г.)
Общее мнение дипкорпуса состоит в том, что правительство в ходе процесса достигло своей цели и доказало, что обвиняемые, по крайней мере, участвовали в каком-то заговоре.
Беседа с литовским послом: он считает, что все разговоры о пытках и наркотических препаратах, якобы применяемых в отношении к подсудимым, лишены всяких оснований. Он высокого мнения о советском руководстве во многих отношениях.
Беседа с послом, проведшим в России 6 лет. Его мнение: заговор существовал и подсудимые виновны. Они с юных лет вели подпольную борьбу, многие годы провели за границей и психологически предрасположены к заговорщической деятельности.
(19 февраля 1937)
Ужин в германском посольстве. Беседовал с военным атташе генералом фон Кестрихом, который родился в России, где отец его был крупным землевладельцем. По мнению генерала, Красная Армия, в общем, хорошая армия. Человеческий материал прекрасный — физически сильные и храбрые солдаты, хорошие моторизованные части (не настолько хорошие, как немецкие, но все же хорошие). Военно-воздушные силы в численном отношении велики, истребители и разведывательные самолеты хорошего качества, но бомбардировщики плохие и слишком тяжелые. В целом, даже с учетом численного превосходства, русская авиация не идет ни в какое сравнение с немецкой. Тем не менее, русские летчики прекрасно подготовлены, а парашютные части просто замечательны.
(9 марта 1937)
Балтийский блок — Эстония, Латвия и Литва — находится в отчаянном положении. Эти искусственные государства, созданные Лигой Нации из частей Российской империи, будут, вероятно, уничтожены в случае войны.
(3 октября 1941 г.)
Слушал по коротковолновому радиоприемнику выступление Гитлера. Весьма примечательное признание: немцы допустили серьезную ошибку, недооценив силу Красной Армии и степень ее боеготовности. Очевидно, фюрер пытался объяснить своему народу, почему Красная Армия продолжает сражаться, тогда как он уже каждую неделю с начала войны объявлял на весь свет, что одержана окончательная победа. Это был совсем другой Гитлер, чем тот, которого мне приходилось слышать по радио на протяжении нескольких лет. Впервые этот человек, обладающий параноидальной самоуверенностью, признался в совершении ошибки. Однако главной ошибкой было решение о вторжении в Россию. С приближением зимы на стороне советского Верховного командования будет воевать «Генерал Мороз» и «Генерал Истощение».
22 июня находились специалисты, которые предсказывали, что немцы будут в Москве через 3 недели. Немецкий блицкриг промаршировал к побережью французского Аббевилля (185 миль) за 10 дней. Танковые дивизии, поддержанные самой мощной в мире авиацией, гнали галантных бельгийцев, великолепных британцев, а также французскую армию на протяжении 65 миль в течение 18 суток. На сегодняшний день истекло уже 14 недель, а Красная Армия все еще удерживает линию фронта.
14 комментариев
6 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена6 лет назад
И вот 16 октября они как обычно проснулись, умылись, перекусили и пошли на завод. На дальней московской окраине они никаких чудес не заметили. Но придя на работу "вдруг" обнаружили её полное отсутствие. Ночью завод был эвакуирован. Рабочие с ближних общаг участвовали в погрузке станков и уехали в эвакуацию. А те, кто не из общаг толпились у проходной и думали над классическим вопросом: "как жить дальше". Какой-то представитель заводской администрации предлагал всем получить справку и с ней следовать к месту, где будет работать завод в эвакуации. Взрослые соглашались, а пацаны сильно задумались.
Мой отец решил, что "ну его нафиг" и свои родители как-то ближе будут.
Он такой был не один и они группой пошли по шоссе в центр, зная, что до метро "Сокол" всего 3 км. Туда они дошли легко и быстро, но метро оказалось закрыто. Трамваи тоже стояли. Мой отец планировал добраться до Белорусского вокзала и сесть на любой поезд до Немчиновки Кунцевского района Московской области, ге жили мама и отчим. Это именно то направление, так что всё было логично.
И вот когда они пошли в центр, то тут и начались приключения. Там был полный набор: кто-то пытался угнать машину и уехать из города, кто-то грабил магазины, бардак был полный. Это сейчас там приличные места, а тогда была окраина. Частенько приходилось прятаться в подворотнях, пережидать разборки.
Но самый крутой облом их ждал у вокзала. К нему никого не пускали, он был полностью оцеплен войсками и через него сполошным потоком на фронт шли военные эшелоны. Уговорить "дядечку" пропустить было нереально абсолютно.
А уже была середина дня (из общаги они вышли раньше 6 утра). И родилась идея посмотреть, что происходит на Киевском вокзале. Этот отрезок, насколько я понимаю, был ещё веселее. Он и дороги толком не знали, это же тебе не прямое Ленинградское шоссе. А бардак там был ещё круче. Со стрельбой и поджогами. Но с Киевского им реально удалось уехать. Отец в какой-то теплушке доехал до Внуково и оттуда пешком побрёл в Немчиновку. И самое странное, что он дошёл, и суток не прошло! Говорит, что в 3 часа ночи он пришёл домой, избежав всяких неприятноятей. Ни в драку не ввязался, не задержал его никто, не ограбил, только ноги сбил. По самым скромным оценкам 40 км отмахал не в самых идеальных условиях. Но был счастлив, что добрался.
Удалить комментарий?
Удалить Отмена6 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена6 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена