Ко дню рождения Георгия Милляра!
Настоящая фамилия Георгия Милляра — де Мильё. Его отец — французский инженер-мостостроитель Франц де Мильё — приехал в Россию по приглашению на работу. Он женился на дочери иркутского золотопромышленника, и в 1906 году у них родился сын Георгий. Вскоре отец умер, но мать была обеспеченной женщиной и обеспечила сыну благополучное детство. Он воспитывался французскими гувернантками, изучал языки и искусство и почти ни в чём не знал отказа. Ещё до начала Первой мировой войны мать почувствовала нарастающие волнения и увезла сына в Геленджик, где у де Мильё был большой дом. После революции 1917 года этот дом конфисковали, и семья без денег вернулась в Москву. Тут их ждал ещё один сюрприз — оказалось, что их московскую квартиру превратили в коммуналку и хозяевам выделена одна комната.
С раннего возраста Георгий посещал лучшие спектакли и концерты — его тетка была актрисой и регулярно брала племянника с собой. Именно в театре он понял своё призвание… В семь лет он сделал себе грим Мефистофеля из «Фауста» и пытался сыграть домашний спектакль — родные смеялись без остановки, чем очень огорчили юного актёра. Но от намеченной цели он не отступил! После школы устроился работать бутафором в геленджикском театре, там же впервые вышел на сцену. Правда, в женском образе — заболела актриса из спектакля «Золушка» и нужна была срочная замена. Незапланированный дебют был удачным, и через несколько лет он был известным в Геленджике актёром.
В Москве он сменил фамилию де Мильё на Милляр, чтобы не афишировать аристократическое происхождение, и поступил в театральную школу при нынешнем театре им. Маяковского. У него была неактёрская внешность и проблемы с дикцией, поэтому преподаватели относились к нему настороженно. На протяжении всего обучения они решали: отчислить ученика или же из него будет толк… пока думали — Милляр окончил школу и вошёл в состав театральной труппы. Он был довольно успешным актёром, который играл пусть небольшие роли, зато в половине репертуара. Критики же отмечали, что актёр с такой живой мимикой был бы более успешен в кино. И были правы!
Георгий Милляр и сам хотел играть в кино, но из-за волнения и неуверенности регулярно проваливал пробы. В том числе и у Александра Роу, который не с первого раза, но все-таки взял его в свою сказку «По щучьему велению». Для Роу это была дебютная картина, которая настолько всем понравилась, что режиссёру сразу же поступил заказ на съёмки следующей сказки. Он уже без сомнений пригласил Милляра. В «Василисе Прекрасной» у него было уже три роли — отца, гусляра и Бабы-яги. Баба-яга стала его главной героиней — Милляр играл её в четырёх фильмах, и каждый раз она была неповторима.
Сам Милляр говорил, что отдать роль Бабы-яги мужчине — было верным решением: мало кто из женщин согласился бы на такой ужасный образ, а мужчина в юбке выглядит ещё страшнее. Правда, такие женщины находились, и одной из них была театральная звезда Фаина Раневская, которая тоже хотела роль ведьмы в «Василисе Прекрасной»… Но Милляр её переиграл. Он срисовал образ своей ведьмы со случайно встреченной старухи-гречанки с недобрым взглядом, а характер взял у своей склочной соседки по коммунальной квартире. Помимо этого, он долго наблюдал за пожилыми женщинами, перенимая у них пластику и манеру говорить.
Георгий Милляр был эрудированным остроумным человеком, любил застолья и анекдоты. Он составил свой «Алфавит Милляра» — сборник афоризмов, который в советское время многие переписывали от руки, а некоторые фразы позже стали ошибочно приписывать Фаине Раневской. Актёр даже свои мемуары назвал «Я — второй Раневская, или Й — третья буква». Он был душой компании, но при этом личная жизнь актёра не складывалась — он избегал серьёзных отношений с женщинами. Возможно из-за того, что не мог иметь детей, возможно из-за измены жены в мимолётном юношеском браке — он никогда это не обсуждал. Тема семейной жизни была для него закрыта очень надолго, но не навсегда…
В 1944 году Александру Роу поступил заказ на патриотическую сказку «Кащей Бессметрный». Роль сразу предложили Милляру, но он сомневался: «Таланта не хватит!». Но однажды пришёл на обсуждение фильма с обритой головой и без бровей, как он всегда делал перед съёмками. Роу понял, что согласие получено… Актёр недавно перенёс малярию и весил всего 48 килограмм, что усилило зловещий облик Кащея — его боялась даже лошадь, на которой должен был скакать Милляр. Фильм вышел в мае 1945 года, и был встречен с восторгом, а Милляр стал «официальным представителем нечистой силы в кино».
Роу и Милляр стали лучшими друзьями и творческим тандемом — актёр снимался почти во всех фильмах знаменитого сказочника, причём, играя сразу несколько ролей. Он создал целую галерею волшебных персонажей — Чёрт из «Вечеров на хуторе близ Диканьки», Баба-яга в сказках «Морозко» и «Золотые рога», царь Чудо-Юдо в сказке «Варвара-краса, длинная коса», водяной Квак из «Марьи-искусницы», оборотень Кастрюк в «Финисте-ясном соколе». Ко всем ролям актёр подходил с выдумкой и старался усовершенствовать своих персонажей, изобретал новые костюмы и грим, вносил правки в сценарий, сам выполнял все трюки и делал основную ставку на мимику. Некоторые приёмы он брал из немого кино, которое очень любил и считал выразительнее звукового.
Был за Милляром один частый актёрский грех — любил выпить. При этом был очень дисциплинирован и ни разу не сорвал съёмки. Александр Роу всегда бдил, чтобы Милляру никто не продавал алкоголь и вообще спиртосодержащие жидкости. Однако актёра так любили, что просто не могли отказать… На съёмках фильма «Морозко» Милляр очаровал продавщицу автолавки, и они проворачивали целую операцию. Он уходил с бидоном якобы за молоком, продавщица ставила в бидон бутылку, а молоко заливала сверху. Режиссёр никак не мог понять, прочему Баба-яга так часто была навеселе.
Зрители настолько привыкли к сказочным образам актёра, что в других фильмах его часто не узнавали. Главных ролей у Милляра не было, но в эпизодах снимался очень много. Он сыграл пожилого любителя домино в комедии «Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика», пленного француза Мореля в киноэпопее «Война и мир», папашу Дорсетта из сборника новелл «Деловые люди», постового эцилоппа в знаменитой «Кин-дза-дзе!» и ещё десятки ролей. Сам Милляр говорил: «Сказочные образы — моя стихия, моя привязанность. Но как хочется сыграть однажды роль глубокую, психологическую… Шекспировский Цезарь, Вольтер, Суворов — вот о чем я, грешный, мечтаю». Режиссёры не видели в нём героя, но работать с актёром очень любили.
В 85 лет Георгий Милляр получил звание народного артиста РСФСР. Многие коллеги считали, что это должно было случиться гораздо раньше, но мешали аристократическое полуиностранное происхождение и холодное отношение актёра к властям. К моменту получения звания Милляр был уже женатым человеко — в 65 лет он женился на своей соседке. Марье Васильевне было 60, она одна вырастила трёх детей, а на пенсии работала в охране одного из министерств.
С Милляром они знали друг друга много лет, но предложение стать его женой Марью Васильевну удивило. Она попыталась отшутиться, мол, ей мужчины не нужны, но Милляр весомо возразил: «Я не мужчина! Я — Баба-яга!». Женщина сдалась, и они прожили вместе до самой смерти актёра.
Источник:
37 комментариев
6 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена6 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена6 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена