Леди-рок
Настя училась в обычной школе Первоуральска, никаких музыкальных или творческих способностей в детском возрасте не проявляла. После окончания школы поступила на факультет архитектуры Свердловского архитектурного института. Увлечение рок-музыкой началось во время обучения в институте, где в 1981 году, она впервые выступила в роли вокалистки свердловской хард-рок-группы Трек, о чем однокурсники и соученики по институту ни малейшего представления не имели.
Музыканты группы: Игорь Скрипкарь – вокал, бас (ех-Сонанс Александра Пантыкина), Андрей Балашов – клавиши, иногда скрипка, Михаил Перов – гитара, Евгений Димов – барабаны (ех-администратор Сонанса) – играли жёсткую музыку в духе Гарри Ньюмана и Black Sabbath. Тогдашний вокал Насти напоминал настоящий волчий вой в нижнем регистре и не имел ничего общего с нынешней манерой её пения. Бэнд не только с успехом выступал в родном Свердловске, но и совершил небывалый по тем временам поступок – «гастроли» в Москву. Записанные в домашних условиях магнитоленты с песнями Трека, разлетелись по всему Союзу в считанные дни. Но поездка в Москву не прошла для коллектива даром: Трек подвергся жесткой критике со стороны тогдашнего рупора молодежи – газеты «Комсомольская правда», усмотревшей в творчестве группы "криминал", что способствовало тому, что на определенном этапе они стал символом свердловского рока. Впрочем, ненадолго. Уже в 1983 году группа распалась, каждый из ее участников пошел своим путем.
Так Полева в начале 1985 года вошла в состав группы Nautilus Pompilius, с которой выступала на концертах в Челябинске и Свердловске.
В июне 1986 года выступила на I Свердловском рок-фестивале с собственной программой, написанной преимущественно на стихи Ильи Кормильцева, и близкой к позднему арт-року: барочная изощренность мелодического языка, глянец аранжировок, отстраненный чарующий голос и калейдоскоп романтически-возвышенных образов. Ее бэкинг-группа - как-то сразу к ней приклеилось лаконичное имя НАСТЯ - состояла исключительно из звезд местной сцены: Игорь «Егор» Белкин (Урфин Джюс) — гитара, Дмитрий Умецкий (NP) — бас, Алексей Могилевский (NP) — саксофон, Виктор «Пифа» Комаров (NP) — клавишные, Александр Пантыкин (Урфин Джюс) — перкуссия, Владимир «Зяма» Назимов (NP) — ударные.
Следующее выступление группы состоялось через год, в мае 1987 года на II Свердловском рок-фестивале. Место Умецкого занял Вадим Шавкунов (бас), вместо Комарова пришёл клавишник Алексей Хоменко (NP). В том же составе летом 1987 года на учебной студии студенческого телевидения журфака Уральского государственного университета был записан дебютный магнитоальбом «Тацу», в столицах принесший Насте эпитет "советская Кейт Буш".
Выступление Насти на Подольском Рок-фестивале – в неполном составе и вместо разрекламированного организаторами Урфина Джюса – оказалось неудачным, и группа снова исчезла почти на год.
Лишь осенью 1988 г. Полева вывела на сцену по-настоящему собственную группу, в которой помимо верного Егора и сохранившегося от предыдущей формации Шавкунова играли Глеб Вильнянский (клавишные) и Андрей Коломеец (барабаны). В этом составе группа в январе 1989 года провела гастрольный тур и записала в марте второй магнитоальбом «Ноа Ноа», записанный на студии NP. К этому времени сотрудничество с Ильёй Кормильцевым было прекращено, и тексты для альбома писал его брат — Евгений, работавший с группой Апрельский Марш, а также Аркадий Застырец — автор текстов групп Сонанс, Трек, Степ, Встречное Движение, Кабинет. Летом на песни «В чужом лице», «Ноа Ноа», «Марш плывущих Офелий», «Стратосфера» и «Чёрный парус» были сняты видеоклипы на ЦТ, для чего они были существенно переработаны. Чуть позже песни «Стратосфера» и «Ноа Ноа» попали на гибкую пластинку журнала «Кругозор» (выпуск № 6, 1991 год).
Летом 1989 года из группы ушёл Шавкунов, его сменили басист Вячеслав Двинин (Ассоциация) и второй гитарист Андрей Васильев.
В сентябре 1989 года Настя, вместе с группами ЧайФ и Апрельский Марш, приняла участие в эко-движении «Рок чистой воды», а также стала одним из героев документально-музыкального фильма режиссёров Андрейса Аболса и Кирилла Котельникова «Сон в красном тереме» (о рок-музыке и Свердловском рок-клубе, с участием Владимира Шахрина, Андрея Голикова, Глеба Самойлова и др.) Затем Полева получила приз, как лучшая вокалистка, на фестивале «Мисс Рок» в Киеве. А по итогам года заняла четвёртое место в хит-параде «Звуковая дорожки».
В 1990 году у группы прошли гастроли по Нидерландам и ФРГ.
В 1991 году на виниле фирмой «ЭРИО» был переиздан альбом «Ноа Ноа». Это было большой удачей - тогда большинство групп могли представлять аудитории свою музыку лишь при помощи концертов (рынок аудиопродукции практически отсутствовал).
В 1992 году вышел альбом «Невеста». Первоначальный мастер-диск был украден при ограблении Полевой в Свердловске и альбом записали по копии. Было снято три видеоклипа: «Любовь и ложь» (реж. Олег Ракович), «На счастье» (реж. Владимир Хотиненко), «Летучий фрегат» (реж. Олег Ракович).
В 1993 году после небольшой смены состава (Вильнянского на клавишах сменяет Игорь Гришенков из Апрельского Марша, Двинин уезжает за границу и его заменяет вернувшийся Шавкунов) – Полева и Белкин переезжают в Санкт-Петербург, продолжая концертировать со свердловским составом. Появляется идея альбома кавер-версий песен известных питерских и свердловских рок-музыкантов; работа получила название "Танец на Цыпочках" и в 1995 году выходит на СD, на который наряду с одноименной композицией самой Насти, входят версии песен Б.Г., Ю. Шевчука, В. Шахрина, Странных Игр, Агаты Кристи и др. Удивительно, что иные песни с альбома стали хитами именно в исполнении Насти, а "Снежные Волки" В. Бутусова - и вовсе визитной карточкой группы, без которой не обходится теперь ни один её концерт. На песню «Голоса» был снят анимационный видеоклип.
В том же 1995 году свердловский состав группы играет последние концерты, затем следует пауза, в течение которой готовится новый цикл песен, записанный уже в Санкт-Петербурге. Песни формируются под влиянием нового места жительства, нового окружения и новой атмосферы.
Затянувшееся молчание Настя прервала 23 июня 1996 года, выступив на питерском рок-фестивале на стадионе "Петровский", где ей аккомпанировали Белкин (гитара), Игорь Сорокин (клавишные), а также участники DDT – Вадим Курылев (бас), Александр Бровко (мандолина, гармоника) и Игорь Доценко (барабаны). Вышедший впоследствии, осенью 1997 года, альбом "Море Сиам" состоял из десяти композиций, все тексты к которым Настя написала сама. Как и "Танец...", впервые прозвучавший в 1989 году на IV фестивале Свердловского рок-клуба и получивший Приз зрительских симпатий, альбом записывается вдвоем: Белкин прописывает все инструментальные треки: гитары, барабаны, бас, клавишные, Настя, соответственно – вокальные партии. Звукорежиссером, а впоследствии и новым музыкантом группы, становится Сорокин. Альбом получает восторженные отзывы у критиков, как один из самых стильных, красивых и умных альбомов российского рока.
В 1998 году «Моrоz rесords» издает СD-блок "Легенды Русского Рока", где группа Настя представлена сборником лучших песен за 10 лет существования группы. Ни одна другая группа с женским вокалом или женским же авторством песен в "Легенды..." не попала.
Последние альбомы группы – «Гербарий» (2000), «НеНастье» (2002), «Сквозь пальцы» (2004) (записан с уфимским гитаристом, другом Шевчука Ниязом Абдюшевым, при активном участии струнной и духовой секции Аквариума: Борис Рубекин, Альберт Потапкин и Андрей Суротдинов во главе с самим БГ, завывающим мантры), «Мосты над Невою» (2008) – полностью записаны и сведены Егором Белкиным. Тексты в этих альбомах преимущественно авторства Полевой, а музыкальные партии создал Егор. Звукорежиссером альбомов снова выступил Сорокин. Белкин взял на себя также функции продюсера.
В 2005 году Полева приняла участие в проекте БИ-2 «Нечётный Воин». Вместе с Левой Би-2 и Шурой Би-2, она исполнила песню «Блюз», ставшую очередным хитом и долго продержавшуюся в верхних строчках российских чартов.
В 2018 году Полева записала песню "Жужас" для проекта «Жужа. Песни и пляски» - многосерийной мультимедийной сказки, главными персонажами которой являются необычные существа: толстушка-фея Жужа, леший Дряба и инопланетянин Май. За годы своего существования проект собрал уникальный букет детских песен, которые исполнили артисты московских театров и звёзды российской сцены, среди которых Вячеслав Бутусов, Гарик Сукачёв, группа ЧайФ, Евгений Маргулис, Олег Нестеров, Сергей Галанин, Саша Самойленко, Галина Босая, Леонсия Эрденко и другие. Вышел на виниловой пластинке и CD.
Музыка Полевой не зависит от моды, хит-парадов и телеэфиров. Она существует сама по себе. Ее сильный, эмоциональный, чуть глуховатый голос делает ее легко узнаваемой. Но хотя отличить, выделить ее стиль можно сразу, охарактеризовать его непросто. Немного акустики – немного электричества, немного сумрачного свердловского рока – немного витиеватой мелодики. Но всегда – стильные, добротные тексты (раньше все больше чужие, теперь все чаще свои), блестящие мелодии, прекрасные аранжировки (заслуга мужа, музыканта и продюсера Егора Белкина).
Дискография: Тацу (1987),Ноа Ноа (1989),Невеста (1992),Танец на цыпочках (1994),Море Сиам (1997),С тобой и без тебя (1997) (Записи 1985—1991),Гербарий (акустика) (2000),НеНастье (2002),Сквозь пальцы (2004),Мосты над Невою (2008).
Фильмография: Раньше было другое время (Алексей Балабанов),Настя и Егор (Алексей Балабанов),У меня нет друга (Алексей Балабанов),Брат (Алексей Балабанов),Сон в красном тереме, Патриотическая комедия (Владимир Хотиненко) – саундтрек, Время любить (Виктор Бутурлин) – саундтрек.
Источники:
http://aurora-hall.com/afisha/nastya-poleva3.html
https://uznayvse.ru/znamenitosti/biografiya-nastya-poleva.htm
https://www.kino-teatr.ru/kino/acter/
http://www.mega-stars.ru/music_stars/poleva_nastya.php
http://nastyapoleva.ru/
С Днём рождения, Анастасия Викторовна! Многие лета!
83 комментария
6 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена6 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена6 лет назад
Знаете, из гитарирующих в переходах моего города знавал и получше...
Удалить комментарий?
Удалить ОтменаУдалить комментарий?
Удалить Отмена