"Запорожец" из Porsche от белорусского кастомайзера
Никто до известного кастомайзера Юрия Шифа, который в последнее время наряду с мотоциклетными занимается также автомобильными проектами. Очередной кастом вызывает смешанные чувства, и на ум сразу приходит метафора: это же инверсия в чистом виде! Внешне (особенно спереди) автомобиль выглядит как «Запорожец» — характерная выштамповка по бокам, воздухозаборники и лупоглазые фары. Но складывающаяся крыша, звук двигателя, длина кузова намекают на Boxster. Так что там говорили про перестановку слагаемых?
«Захотелось крутой „Запорожец“...»
Полгода назад оказией попали в мастерскую Юрия Шифа. Кастомайзер, окрыленный успехом на «Олдтаймер-ралли Минск 2018», неожиданно остановился в кузовном цехе и тыкнул пальцем в скелет проекта, который только начинал обрастать деталями: «Узнаешь без грима?»
— Что это? «Американец»? Ба! Напоминает Porsche. Но постойте, а при чем тут убогие воздухозаборники, как у «Запорожца»?
Мастер посмеивался в сторонке. Любит он интриги... А звонит обычно постфактум и с интонацией кота Матроскина сообщает: «Слушай, были в Германии (Италии, США — нужное подчеркнуть), нас отметили. Не хочешь написать?»
«Нас отметили» нужно переводить с шифовского языка так: проект вызвал восторг у критиков и знатоков международного уровня, привез груду призов, дипломов, комплиментов и пр.
Но если раньше в основном речь шла о мотоциклетных проектах — tribute bike «Гагарине», утиной истории Ducky или самом быстром M1NSK, то теперь в мастерской все больше внимания отводится автомобилям.
Нынешний замысел кастомайзер с присущей ему лаконичностью объясняет просто: «Захотелось сделать крутой „Запорожец“».
Желание Юрия Шифа обычно оборачивается тысячами человеко-часов, потраченными на детальную проработку дизайн-проекта, бесконечную подгонку кузовных элементов, тонкую работу с электрикой и механикой, дотошную покраску-полировку. Зная скрупулезность мастера, можно не сомневаться, что его ребятам не раз приходилось начинать все заново (как они его только терпят?).
Проще было бы, конечно, впихнуть раздутый до мощности лошадиного табуна двигатель в микроскопический багажник ЗАЗа, поставить классные пружины и намарафетить кузов. Но подобных проектов десятки, если не сотни, а Юрий Шиф, как известно, не любит повторять за другими.
Porsche Boxster S 986
Пойти наперекор, все переиначить и сделать по-своему — вот это вполне в духе мастера. Поэтому было решено превратить Porsche в «Запорожец», сохранив хорошую управляемость, комфортную подвеску и динамические характеристики породистого «жеребца».
— На Ferrari денег не хватило, хотя такой вариант рассматривали, — усмехается наш собеседник.
«Если бы успели купить поцарапанную Ferrari, то говорили бы сейчас не о Porsche. Но как уж получилось...»
В качестве донора для необычного проекта выступил Boxster S (поколение 1996—2004 годов). А фамильные черты «Запорожца» воссоздавались с нуля — кузовные элементы подгоняли под платформу Porsche. Именно эта часть работ забрала основное время и силы.
Лучше всего результат передает характеристика самого Юрия Шифа: «Одели Porsche в „Запорожец“. По совпадению индексы кузовов у них отличались на одну цифру: у Boxster — 986, а у ЗАЗ — 968».
Говорим же — инверсия в чистом виде, изменение устоявшегося порядка вещей. Каково, а?
На месте Porsche должен быть Ferrari
— Это действительно Porsche Boxter S, и мы постарались его не испортить, — открывает тент кастомайзер. — Платформа сохранена целиком. Мы же просто выполнили небольшой рестайлинг кузова.
И ведь опять скромничает, подлец! Смотришь на автомобиль, узнаешь характерные черты одной и другой марки, но не можешь понять, где именно тебя обманули: в какой части это Porsche, а в какой — «Запорожец».
Сделать границы невидимыми — не в этом ли настоящее мастерство в интерпретации?
С оптикой, например, все понятно — это оригинальные фары и поворотники от ЗАЗ. Странно другое — они не выглядят убогими, как у малолитражки, выпускавшейся в Запорожье!
А может, в нас просто говорят стереотипы? Слово «Запорожец» еще недавно вызывало улыбку и провоцировало на дурацкие анекдоты, хотя в свое время ЗАЗ был мечтой для советского работяги.
— Ну почему только для работяги? — не соглашается Юрий Шиф. — Кто мог, тот и покупал: инженеры тоже с удовольствием ездили.
Можно еще вспомнить, что подобный стиль использовался при оформлении кузова не только «ушастых» малышек с задней компоновкой двигателя, но и, например, для Chevrolet Corvair. Вполне себе престижная машина для среднестатистического американца из 1960-х.
Chevrolet Corvair 1960
В глаза бросаются воздухозаборники «Запорше». Понятно, что подобную яркую деталь нельзя было не обыграть. В данном случае это не просто декорация — так же, как в ЗАЗ, они служат для вентиляции моторного отсека.
Да, вы все правильно поняли: 3,2-литровый двигатель находится между двух осей. Одним из принципиальных условий была возможность получить удовольствие от вождения. Это удалось. Машина так наваливает, что... Впрочем, не будем.
— Повторяю, технически это Porsche. Можете открыть спецификацию Boxster S — там указана мощность двигателя, длина и ширина платформы. А мы просто установили несколько кузовных панелей...— когда речь заходит о технических деталях, Юрий Шиф морщится и, такое ощущение, испытывает неимоверную тоску.
Попытки увести разговор в сторону характеристик хозяин мастерской моментально пресекает и предлагает говорить не о центральномоторной компоновке, идеальной развесовке или системе охлаждения под капотом, а об идее.
Заметьте, для него практически любой проект неминуемо превращается в насмешку, стеб над масс-маркетом. С сожалением он вынужден играть по правилам маркетологов, но уколоть их при удобном (и неудобном тоже!) случае не преминет, так что неприкрытая ирония присутствует обязательно. Аллюзия вообще его излюбленный прием.
Будь то название модели (cafe tracker — отсылка к каферейсеру) или, как в данном случае, идея породистого премиума, обернутого в советский бюджетный автомобиль, продававшийся по талончикам.
Конечно, любые разговоры о баловстве, забаве кастомайзер отметает с ходу. Вспоминает про свою номенклатурную сущность, что он тут не шутки шутит, у него люди работают — семья, которую надо кормить. В цехах — станки, работа с металлом, на складе — бочки с краской. Но по лукавому движению бровей понимаешь, что он тебя все время испытывает, мол, разгадал задумку?
— Все-таки это «Поршерожец» или «Запорше»? — задаем ключевой вопрос.
— Архитектуру кузова ЗАЗ-968 мы сохранили, — вновь уходит от ответа Юрий Шиф, складывая крышу автомобиля.
— А как вообще сочетается идея родстера с «Запорожцем»?
— Прекрасно... Поехали, погода позволяет!
«Кастом-проект можно „причесывать“ бесконечно»
Обходим автомобиль вокруг: фамильная выштамповка ЗАЗ, лючок бензобака на переднем крыле, в районе заднего бампера отверстие для кривого стартера. В этом — весь Шиф. В деталях таких узнаваемых, но при этом не бросающихся в глаза!
Берешься за С-образную ручку с неприлично выпирающей кнопкой и испытываешь чувство ностальгии. А садясь в салон, выполненный из экокожи, понимаешь, что так и должно быть: приборная панель, мультимедийная система, задняя камера. Нет никакой дисгармонии и чужеродности. А где та самая граница? Мастерство...
Конечно, опытный автолюбитель с достаточным советским прошлым сразу заметит нестыковки в мелочах: «Болтов на колесных дисках пять, а не четыре, как у „ушастого“. Ошибочка вышла!»
На самом деле нет. Механическая часть, в том числе колесная стойка, — это компетенция Porsche. А значит, болтов должно быть пять, хотя внешний вид дисков ну очень напоминает «Запорожец». Говорим же, сложно понять, где заканчивается ЗАЗ и начинается Boxster.
А вот к боковым зеркалам действительно есть вопросы. Слишком уж они элегантные, выглядят чужеродно.
— Будем менять, — соглашается кастомайзер. — Но это несложно — как девушке помадой губы накрасить.
Мастер оговаривается, что кастом-проектам нет конца, их можно «причесывать» бесконечно.
«Пускай будет яркое пятно!»
К выбору цвета Юрий Шиф подходит особенно щепетильно. Для него это дело чести. Нетрудно заметить, что последние проекты ушли в желтую гамму: достаточно вспомнить Ducky, Ford Escort, теперь вот «Запорше».
— У вас как у Пикассо? — спрашиваем.
— Ага, можете так считать. А если серьезно, вокруг все серое и иногда так хочется раскрасить нашу жизнь в более веселые тона.
Кастомайзер называет автомобиль вызовом на контрасте, ярким пятном. Думается, это уместно не только в прямом значении.
— Мы строили, строили и построили. А зритель должен понять: красиво или некрасиво, — результат работы Юрий Шиф всегда предлагает измерять простыми категориями.
...В самом деле, зачем все эти сложности и условности?
Источник:
51 комментарий
6 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена6 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена6 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена