Как 100 лет назад человечество чуть не погибло
Какая ужасная болезнь чуть не уничтожила человечество 100 лет назад? Не знаете? Пресловутые спид, рак и, прости господи, эбола нервно курят в сторонке по сравнению со смертельной эпидемией «испанского» гриппа, который в начале 20 века чуть было не уничтожил всю нашу цивилизацию. При слове «испанка» эпидемиологи до сих пор судорожно вздрагивают, настолько страшной и стремительно смертельной была эпидемия, против которой у человечества не было никакого противоядия, кроме собственной нашей иммунной системы. И я вам сейчас расскажу подробности этой поразительной, и в некоторой степени даже поучительной, но по-настоящему страшной истории, которую зазнавшееся человечество старательно пытается забыть…
Вторая половина 19 века, с её паровыми двигателями и электричеством, паровозами, пароходами и «самодвижущимися» машинами (автомобилями), последними великими географическими открытиями и первыми аэропланами, дирижаблями, пулемётами, танками и гигантскими дредноутами внушили людям опасное заблуждение, будто человек обуздал природу и чуть ли не всесилен теперь. Природа долго собиралась, но в 1918 году очень резко и больно щёлкнула по носу зазнавшееся человечество, которое впервые в истории, обезумев от осознания собственной важности, уже несколько лет к тому моменту билось само с собой за право определить, какая страна будет считаться самой сильной на планете – за полтора года пандемии «испанка» по количеству жертв быстро и намного опередила первую ужасную мясорубку под названием 1-ая мировая война…
Почему «испанка»?
Вопреки названию, «испанский грипп» появился вовсе не в Испании, как можно было логично предположить. Впервые наиболее полно симптомы «испанки» были диагностированы и описаны в США в марте 1918 года. Чуть позже, вместе с американскими и канадскими войсками, эта болезнь попала в Европу и стала мгновенно расползаться по континенту. Но ни одна из воюющих сторон не признавала официально тяжесть и размах бушующей эпидемии...
Между тем, в апреле 1918 года смертельный грипп проник в нейтральную Испанию, и уже в мае там болело чуть ли не 40% населения, в том числе члены королевской семьи. Испанские средства массовой информации, не стеснённые военной цензурой, постоянно рассказывали о страшном вирусе, который молниеносно распространяется и косит людей десятками и сотнями тысяч. Именно таким образом новости о смертельной эпидемии стали доступны «мировому сообществу», которое ужаснулось и назвало кошмарный вирус «испанкой».
Начало эпидемии
Как уже упоминалось, первый официально и подробно описанный случай «испанского» гриппа, который в тот момент ещё не имел никакого названия, был зафиксирован ранней весной 1918 года в Канзасе в США. Рядовой-кавалерист, проходивший подготовку на военной базе, пожаловался полковым медикам на очень сильную простуду, сопровождавшуюся ознобом и сильным кашлем. В госпитале сначала решили, что солдата всего лишь просквозило, но уже через несколько часов количество заболевших военнослужащих с точно такими же симптомами перевалило за несколько десятков, и врачам стало ясно, что речь идёт о начале какой-то эпидемии.
К концу первого дня в лазарете военной базы в Канзасе лежало уже более 100 больных и каждый следующий день их количество увеличивалось в прогрессии. Через неделю более 500 из заболевших солдат умерли…
Вирус атакует
«Испанка» распространялась по США молниеносно. Например, в Филадельфии после собрания, где собирались пожертвования для солдат, заболели сразу почти все его участники – 635 человек. В Нью-Йорке, Сан-Франциско, Чикаго в некоторые дни умирали сразу сотни человек, поэтому власти запретили похоронные процессии, которые деморализовывали народ и сами по себе способствовали распространению вируса. Во многих городах закрылись школы, церкви, суды, театры, музеи и прочие публичные и официальные учреждения, были отменены все спортивные мероприятия и даже магазины позакрывались – люди пытались уехать подальше от больших населённых пунктов. Повсеместно все носили марлевые повязки. В некоторых городах были запрещены рукопожатия, в других на дорогах в пригородах стояли заставы с военными и въехать/выехать можно было только предъявив справку от врача. Царила настоящая паника…
Один из свидетелей так описывает то, что происходило в военном лагере Девенс в сентябре 1918 года: «Уже несколько дней ежедневно у нас умирает примерно по 100 человек. Нет гробов и трупы сваливают просто горой. Жуткое зрелище – длинные ряды умерших юношей, которые погибли даже не в бою. Специальные поезда по ночам увозят мёртвых…» Чтобы понять масштабы эпидемии, достаточно знать, что в совокупности на военных базах от «испанки» погибло больше американских солдат, чем на фронтах 1-ой мировой войны…
И самый главный ужас этого ужаса – от «испанки» не существовало никакого лекарства. Болезнь просто косила людей, выбирая жертвы по своему усмотрению – спасения от неё просто не было…
Истоки болезни
Хотя достоверно неизвестно, как и где именно впервые появилась «испанка», тем не менее, большинство исследователей сходятся во мнении, что в Северную Америку вирус был занесён из Восточной Азии, где он начал распространяться примерно с 1916 года, если не раньше, но не был тогда идентифицирован и описан как отдельная болезнь. Так, схожие с «испанкой» симптомы французские врачи фиксировали в 1916 году в Индокитае среди мобилизованных Францией местных солдат, но в медицинских отчётах болезнь фигурировала как «пневмония». В 1917 году заболевание, напоминающее по своим симптомам «испанский грипп», поразило жителей китайских деревень, расположенных на протяжении 500 километров вдоль Великой Китайской стены, но местные чиновники не обратили особенного внимания на неё, списав всё на «зимнее недомогание». Западные врачи подозревали в Китае вспышку лёгочной чумы, но так как местные администрации не особенно шли на сотрудничество, то ничего более конкретного о природе тех заболеваний известно так и не стало. Вместе с тем, к 1918 году смертность в Китае от неизвестной болезни сошла почти на нет, что и позволяет некоторым исследователям сделать вывод, что именно из Китая «испанка» начала своё путешествие по земле и снижение смертности в разгар международной пандемии свидетельствует о наличии уже выработанного массового иммунитета у китайцев к этому моменту…
Условия для пандемии
Какая связь между Китаем и США? – спросите вы. Самая непосредственная, как оказалось.
В Америке в 19 веке многие производственные процессы были построены на применении условно бесплатного рабского труда, но после отмены рабства в 1865 году страна столкнулась с дефицитом дешёвой рабочей силы – свободные индейцы и чернокожие не желали работать за гроши. Рациональные промышленники придумали способ сэкономить за счёт массового завоза азиатских рабочих – «кули», которые формально являлись наёмными рабочими-гастарбайтерами, но фактически работали и жили в рабских условиях и их труд обходился немного дешевле.
Как уже отмечалось, несмотря на то, что вспышки неизвестного опасного заболевания фиксировались в азиатских странах (не только в Китае), местные чиновники всячески принижали их опасность. С другой стороны, влиятельные западные торговцы, заинтересованные в экспорте азиатской рабочей силы, также культивировали менее требовательное отношение принимающих врачей к состоянию здоровья экспортируемых азиатов…
Именно таким образом, по предположению исследователей, в 1918 году «испанка» попала в США. А оттуда заражённые солдаты привезли её в Европу. Кроме того, по некоторым данным американцы и англичане в какой-то момент завозили рабочих-кули непосредственно на фронт 1-ой мировой, где они работали на сооружении оборонительных укреплений. Нет смысла упоминать, мне кажется, что часть этих азиатских рабочих также болели «испанкой»…
Перемещения огромных масс людей во время мировой войны – мобилизованных и демобилизованных солдат, массовое бегство гражданских из мест боевых действий в поисках спасения или просто эмиграция во время глобального передела мира в поисках лучших условий для работы и жизни, вкупе с новыми быстроходными способами передвижения – пароходами и поездами, а также в совокупности с зачаточной примитивной медициной – всё это создало предпосылки для развития и победного марша эпидемии по планете.
Смертельная болезнь
«Испанский грипп» – это самая смертоносная болезнь, которую знала наша цивилизация. Она атаковала человечество в 3 волны: во время первого нападения весной и в начале лета 1918 года смертность от «испанки» была ещё относительно невелика, во время второй «волны» в конце 1918 года «испанка» была наиболее смертоносна, на излёте эпидемии в первой половине 1919 года процент смертей от болезни опять снизился. А потом смертельная болезнь, против которой не существовало никакой вакцины, просто взяла и… отступила. Сама. Просто потому, что к этому моменту примерно треть всего населения земного шара уже переболела «испанкой», выработав устойчивый иммунитет.
В общей сложности «испанкой» переболели более 500 миллионов человек (почти треть населения планеты в тот момент, напоминаю). За первые 25 месяцев грипп убил 25 миллионов человек. По разным оценкам в совокупности от 40 до 100 миллионов человек умерли, и в тот момент это составляло от 3 до 6 процентов населения земли… У всех исследователей цифры очень разные на этот счёт, потому что точные данные совершенно невозможно сейчас определить в связи с тем, что симптомы болезни были слишком различны, что затрудняет адекватную оценку масштабов эпидемии. Кроме того, военная цензура 1-ой мировой и частично уничтоженные архивы также вносят неопределённость.
Считается, что более других от «испанки» пострадала… Индия, где умерло почти 19 миллионов человек, что составляло в тот момент 7% населения страны. На втором месте – Китай, где погибло в 2 раза меньше, чем в Индии, что составило «всего лишь» 2% от общего населения. Вообще, статистика болезни несколько удивительна в своей неожиданности. Например, в некоторых странах Африки от «испанки» погибла огромная доля населения – например, в Замбии – 21,2%, а в соседних с ней странах – намного меньше. Некоторые африканские племена вымерли полностью, а другие нет. 60% эскимосов погибли… Чем всё это было вызвано до сих пор точно не установлено (прим.: о загадочных нюансах болезни будет чуть позже). Много людей умерло от «испанки» в измученной войной Европе – в Италии, Франции, Германии, Испании, Англии, но в процентном соотношении больше погибших было в Балканских странах. По России точных данных нет, так как во время гражданской войны никакой адекватной статистики не велось, но в общем, на фоне террора и прочих смертельных болезней (тиф, холера и т.д.) «испанка» у нас каким-то особенным образом не отметилась.
Симптоматика
Как уже упоминалось, симптомы «испанки» были удивительны своей неопределённостью, так как болезнь практически сразу давала самые разные осложнения, которые зависели больше от особенностей организма заболевшего, чем от свойств вируса. Кроме того, даже во время самой пандемии вирус дважды мутировал и основные его общие признаки за 1,5 года значительно поменялись.
Тем не менее, учёные выделяют такие основные симптомы, которые сопутствовали «испанке»: самые первые ощущения были довольно обычными при гриппе – головные боли, лихорадка, усталость. В таком состоянии некоторые люди ещё даже предполагали, что всё обойдётся, надеясь, что это всего лишь обычное переутомление или простуда. Но болезнь, как правило, быстро прогрессировала. Дальше следовали: усиление головных болей, ломота́, резкое понижение артериального давления и сильная слабость, тахикардия и резкий сильный скачок температуры (бред, при высокой температуре), кашель с кровотечением, отёки, боли в самых разных частях тела, сыпи, тошнота и рвота на фоне тяжелейшей интоксикации, иногда кожа больного буквально чернела...
Именно настолько разные симптомы позволяли очень долго «испанке» оставаться незамеченной – её как только первоначально не диагностировали: и как пневмонию или лёгочную чуму, и как брюшной тиф или холеру, как оспу иногда, как «чёрную лихорадку» или в качестве «лихорадки Денге»…
Главной особенностью «испанки» учёные называют то, что болезнь была исключительно заразной и поражала не столько людей с ослабленным здоровьем – детей или пожилых, как можно предположить по всем прочим случаям эпидемий, но наоборот – примерно половина умерших – это были совершенно здоровые люди с прекрасным иммунитетом в возрасте 20-40 лет.
Как теперь оценивают исследователи, молодых, полных сил больных губил именно слишком сильный иммунный ответ их организма, когда воспалённые лёгкие наполнялись защитной выделяемой жидкостью быстрее, чем белые кровяные тельца побеждали инфекцию. Кашель (кстати – это тоже защитный рефлекс организма) был настолько сильным, что в некоторых случаях у таких больных происходили разрывы внутренних органов и даже мышц, и люди, которые только вчера были совершенно здоровы, буквально захлёбывались собственными лейкоцитами вперемешку с кровью.
Подавляющее большинство заражённых умирали в первые сутки. Морги были забиты телами людей до потолка и хоронить умерших просто не успевали. Не хватало гробов и могильщиков. Трупы копились. Фотографии тех времён напоминают кадры из фильмов ужасов: горы умерших людей, останки которых просто сваливали в кучи и потом либо массово сжигали, либо хоронили в огромных братских могилах (прим.: не нашёл таких фотографий).
Не хватало врачей и медсестёр, чтобы лечить больных, мерить температуру и давление… Хотя, на самом деле, медицина начала 20 века была полностью беспомощна перед болезнью и медперсонал вымирал не менее быстро, чем их пациенты…
Если заболевание не протекало остро (а умирал только примерно 1 из 10 заразившихся), то, как правило, уже на третий день наступало облегчение – у больного вырабатывался иммунитет.
P.S. Кстати, ещё для понимания: даже спустя 100 лет у нас такого лекарства, чтобы, если вдруг начнётся опять нечто подобное, просто выпить вакцину или уколоть пару уколов – и всё сразу прошло бы. Ну, так, для осознания, что медицина, конечно, развивается, но вовсе не всесильна...
Ещё немного про масштабы эпидемии
Для понимания масштабов эпидемии – за 4 года 1-ой мировой войны погибло (прим.: по разным оценкам, опять-таки, данные разные, но мы возьмём средние) примерно 15 миллионов человек. Менее чем за 1,5 года с марта 1918 по июль 1919 года «испанка» убила как минимум 40 миллионов, то есть смертоностность болезни была в несколько раз выше, чем последствия первой самой страшной войны в истории человечества.
Кстати говоря, как вы уже и сами могли заметить, самая кровавая в истории человечества следующая – 2-ая мировая война – тоже не перекрывает «испанку» в количестве смертей на единицу времени.
Для понимания, насколько эпичное и глубокое впечатление в наале ХХ века произвела на людей (врачей и учёных в том числе) их беспомощность перед «испанским гриппом», достаточно одного факта – практически все фильмы про смертельные эпидемии, которые вы когда-либо видели, это просто вольное примерное описание того, что творилось 100 лет назад. Все эти: вымершие города с пустыми улицами, военные в противогазах и спецзащите на блокпостах, перекрытые дороги и целые города/районы на карантине, учёные в халатах в полевых лабораториях с непонятными какими-то пробирками, атмосфера замалчивания и ощущение непонятной, но реальной смертельной опасности, отметки на домах, где болеют люди и так далее и тому подобное – это всё образы из 1918 года…
Никогда человеческая цивилизация ни до, ни после не была настолько близка к истреблению…
P.S.2 Всё же, пожалуй, был другой подобный «испанке» случай в истории, когда человечество также было в опасности – это эпидемия чумы в XIV веке, когда, по некоторым оценкам, погибло примерно 30-40 миллионов человек, что составляло в тот момент примерно 10% населения планеты…
P.S.3 В 90-х и начале 2000-х годов сразу несколько групп учёных исследователи образцы вируса «испанки», которые сохранились в фиксированных формалином срезах тканей американских военнослужащих, погибших в 1918 году, и в нескольких трупах членов так называемой «миссии Теллера», которая трагически погибла почти в полном составе от «испанки» в ноябре 1918 года, и чьи останки были захоронены в вечной мерзлоте на Аляске. В распоряжении исследователей были все современные методы молекулярной диагностики. Результат многолетних исследований выявил, что… ничем особенным «испанка» не отличалась от прочих штаммов вируса гриппа, которые относительно безобидно циркулировали по планете как до той ужасной эпидемии, так и после.
В 2002 году генная структура «испанского гриппа» была полностью восстановлена и выявлено, что болезнь «испанка» – это подтип вируса гриппы «А», который может вызывать масштабные эпидемии и заражать людей и животных. Изменчивость его обусловлена постоянной и независимой друг от друга сменой поверхностных антигенов: гемагглютинина (Н) и нейраминидазы (N). При одновременной смене обоих антигенов формируется новый подтип вируса «А».
Как показали исследования, вариант вируса «А», который превратился потом в «испанку», не был новым для людей, и в человеческих сообществах циркулировал с 1900 года, а потом вдруг приобрёл пандемический размах. Впоследствии, когда волна заболеваний схлынула, вирус перешёл на свиней. Грипп «H1N1» в 2009 году вызывал так называемый «Свиной грипп», потом появились новые штаммы. Если «испанка» – это грипп серотипа «H1N1», то «птичий грипп» – это серотип «H5N1»…
Короче, мне самому уже здесь ничего не понятно. Суть в том, что современные исследования «испанки», с использованием самых последних достижений генного и прочего анализа, так и не выявили никаких особенных особенностей в той разновидности гриппа, который привёл к настолько эпичным последствиям. Вот так вот, а вы говорили: «Современная медицина… Высоконаучная отрасль…» ))))
Всем здоровья
P.S.4 Здесь есть ещё одна сторона всей этой истории, в рамках которой «испанка» – это плод эксперимента учёных, у которых искусственно или случайно созданный вирус вырвался из стен лаборатории... Но «теорию заговора» я не буду здесь всерьёз обсуждать )))
Источник:
22 комментария
6 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена6 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить ОтменаУдалить комментарий?
Удалить Отмена