Русский солдат трёх императоров: 7 полнокровных войн, более 70 лет службы, умер в 107 лет
Родился в Симбирской губернии Курмышского уезда в 1785 году. Кочетков был из кантонистов (солдатский сын). Кантонисты со дня рождения находились в списках военного ведомства. Начал служить в 1811 году марта 7 числа музыкантом.
Он с боями прошел всю Отечественную войну 1812 года. Потом в составе лейб-гвардии Павловского полка дрался с турками в войне 1828—1829 годов. Переведен в лейб-гвардии конно-пионерный (инженерный) дивизион. В 1836 году, при жизни Пушкина, Василий Кочетков уже отслужил положенные 25 лет, но из армии не ушел.
В 1843 году 58-летний солдат оказывается на Кавказе.
Ему предписано использовать незаурядный военный опыт и учить солдат наводить, укреплять и разводить понтонные мосты на «быстрых реках». Кочетков зачислен в славный Нижегородский драгунский полк. На Кавказе он был трижды ранен: дважды в обе ноги и в шею навылет. Тяжело раненный, не способный двигаться, он попадает в плен.
Выздоровев, Кочетков бежит из плена, проявив редкую находчивость, предусмотрительность и отвагу. В 64 года по экзамену бывалый солдат был произведен в офицеры. В.Н.Кочетков отказался от эполет, ему дороги были его солдатские погоны, и через два года вышел в отставку, после 40 лет действительной службы, в возрасте 66 лет.
В 1853 году началась так называемая Крымская война. Василий Кочетков просится на войну и в рядах Казанского егерского полка сражается на Корниловском бастионе, в самом пекле Севастопольской обороны. Здесь его ранило разорвавшейся бомбой.
По личному указу царя, который уже был знаком с Василием Николаевичем, Кочетков вновь переведен в гвардию и служит в драгунах. Минуло почти десять лет, и Василий Николаевич Кочетков подает докладную записку царю и просит «высочайшего соизволения» идти на войну. Так он оказался из гвардии вновь в любимой полевой действующей армии в Туркестанской конно-артиллерийской бригаде фейерверкером первого класса. Ему шел 78-й год.
Двенадцать лет Кочетков служил в Средней Азии и в 1874 году по указу государя переводится в конвойные императорского поезда.
В 1876 году против турецкого ига восстали Сербия с Черногорией. Пять тысяч русских добровольцев отправились на помощь братским славянским народам. Кочетков вновь уговорил царя отпустить его на войну. «Служивый» в свои 92 года сражался в первых рядах, увлекая за собой добровольцев.
Не успел он отдохнуть на родине от ратных дел, как грянула русско-турецкая война 1877—1878 годов. 93-летний Кочетков сражался на Шипке в составе 19-й конно-артиллерийской бригады.
На Шипке Кочетков от взрыва бомбы лишился левой ноги. Он выжил и еще послужил в лейб-гвардии конно-артиллерийской бригаде и дожил до 107 лет. Умер Василий Николаевич Кочетков 31 мая 1892 года в Выборге.
Петербургский художник П. Ф. Борель сделал гравюру с фотографического портрета Кочеткова. Снят Василий Николаевич за 11 дней до кончины. Сидит столетний воин в гвардейском мундире, упершись правой рукой в колено, со спокойным достоинством. 23 креста и медали значатся в наградном листе Василия Кочеткова. На левом рукаве темного мундира восемь полос из золота и серебра -нашивки за отличия в службе. Служил в четырех родах войск. Дрался в пехоте, кавалерии, был отважным артиллеристом, сметливым сапером. Все сухопутные рода войск он воплотил в себе.
Вечная память величайшему защитнику Отчизны!
20 комментариев
6 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена6 лет назад
[мат]-колотить, война! обрадовался Кочетков, и подал рапорт о переводе в строевые.
Зачислили его в лейб-гренадерский полк. Кочетков с этим полком дрался при Бородине и брал Париж, приговаривая:
Эка, [мат], невидаль: лягушатники. Всех [мат].
И [мат]. Дослужился до фельдфебеля. В 1820 году перевели его в Павловский лейб-гвардейский полк, а в 1828 году началась русско-турецкая война.
И турок [мат], сказал Кочетков, и пошел [мат].
Потом началась война с польскими мятежниками:
Один [мат], кого [мат], решил Кочетков, и [мат] поляков.
В 1836 году вызывает его командир, и говорит:
Ну что, Василий, закончилась твоя служба. 25 лет выслуги, выходи в отставку, ступай домой.
И хули там делать? удивляется Кочетков. На огороде пахать, да баб [мат]? Нет уж, остаюсь в солдатах.
И остался. Началась Кавказская война, и Василий Николаевич, с тем же лозунгом «похуй, кого [мат]», отбыл на Кавказ. Было ему уже 58 лет. Целый год он [мат] на Кавказе, был ранен в шею навылет и в обе ноги. Подлечился, и опять [мат]. Но тут в бою при ауле Дарго его снова ранили в ногу и взяли в плен.
В чеченском плену Кочетков пробыл 9 месяцев и 23 дня, а потом сбежал, как рана затянулась. Уж как он это сделал, [мат] знает, ну так росомаха же. Дали за это Кочеткову Георгиевский крест 4 степени.
Ишь, ёшки-мандавошки, порадовался Кочетков.
И в 1849 году отправился в Венгрию, приговаривая:
Венгров еще [мат]чил.
Вернулся из Венгрии, его вызывает командование и говорит:
Тебе по выслуге лет полагается экзамен на подпоручика.
Староват я, ваше высокоблагородие, экзамены сдавать, отвечает Кочетков. Школяр я вам, что ли? Отправьте лучше на войну.
Все войны у нас для тебя закончились, отвечают ему. А раз староват, так выходи в отставку и [мат] домой.
Пришлось Кочеткову сдавать экзамен. Пожаловали ему чин подпоручика, а Василий говорит:
Вот уж это вы меня [мат] заставите. Желаю быть солдатом и [мат] врага. Отправляйте на войну, [мат].
И отказался от эполет. Командование задумалось, чо делать с этим отморозком. В итоге оставили в солдатах, дали серебряный шеврон на рукав, офицерский темляк на саблю и 2/3 оклада подпоручика. Но на войну не послали, а в 1851 году выперли все ж в отставку, со словами:
У нас тут не дом престарелых, а армия. [мат] уже, пожалуйста, домой.
Мудачье вы, и суки неуважительные, огорчился Кочетков, и вышел в отставку.
Но в 1853 году началась Крымская война. Пошел Кочетков призываться.
Тебе уже 68 лет, говорят. Куда собрался? Сиди на завалинке.
Вам, [мат], не суп из меня варить, отвечает мощный старик. И не [мат]у прошусь, а в армию. Принимайте, иначе вас тут [мат] вместо врага начну.
Делать нечего, приняли его. И отправился Кочетков с Казанским конно-егерским полком в Крым. Там он опять [мат], защищал Севастополь, принимал участие в вылазках и оборонял Корниловский бастион. Но тут рядом с ним разорвалась бомба, и его ранило осколками.
Ну [мат] какой-то, расстроился Кочетков. Опять не успел [мат], как следует.
Отправили его в госпиталь, обвешали медалями и орденами, и сообщили о неубиваемом дедушке императору Александру II. Мол, не знаем, как и унять росомаху эту [мат].
Вы чо, [мат], над человеком издеваетесь, бюрократы [мат]? Мудро сказало величество. Он двум моим предшественникам служил, и мне еще послужит. Хочет [мат], и пусть [мат]. А мне такие люди нужны.
И издал высочайший приказ, чтоб перевести героя в почетную роту дворцовых гренадер, с производством в унтер-офицеры. Сделали ему специальные погоны, с соединенными вензелями трех императоров, которым он служил: Александра I, Николая I и Александра II. На левом рукаве было восемь рядов нашивок из золотого и серебряного галуна и тесьмы за отличия в службе, а на шее и груди Кочеткова висело 23 креста и медали.
Ишь ты, [мат] какая заковыристая, снова порадовался Кочетков. Как елка, [мат], новогодняя.
Вот ходил он по дворцу, тряс орденами и медалями, но быстро заскучал, и написал рапорт Александру II:
«Царь-батюшка, не вели казнить, вели на войну послать. [мат] я по паркетам шастать, фрейлины духами шибко воняют, а ордена шею натирают. Желаю [мат] врага во славу России».
Ой, всё, ответил Александр, Вали и [мат], раз так хочется.
И Кочетков 84 года отправился в Среднюю Азию, [мат] врага. Там он участвовал в боях за Самарканд и Туркестан, брал Хиву.
В 1874 году пришло ему письмо от Александра II:
«Дорогой Вася, есть у меня к тебе дело. Надо императорский поезд конвоировать, а кроме тебя и некому. Выручай, братец. С уважением, твой государь император».
Поступил Кочетков в конвой императорского поезда, но тут в 1876 году на Балканах восстали Сербия и Черногория.
Надо [мат] же! радостно воскликнул Кочетков. Засиделся я при поезде этом, никаких [мат] развлечений.
И отбыл на Балканы. Было ему 92 года. Там [мат], а потом началась Русско-Турецкая война.
Вроде было уже что-то подобное, почесал репу Кочетков. Вроде мы уж турок [мат]. Видать, новые народились. Пойду я.
Дрался он на Шипке, и там был ранен, потерял левую ногу.
Нога не голова, и [мат], трезво рассудил он. Не особо-то и нужна.
Выздоровел, и был переведен в конно-артиллеристскую бригаду. Чтоб без ноги удобнее было, на конях-то. И [мат] турок до конца войны.
Может, уже вернешься в дворцовые гренадеры? осторожно спросил Александр II.
Да пожалуй, нехотя согласился Кочетков. А то войны приличной нету, хоть так послужу.
И служил еще 13 лет. Потом говорит:
Пойду я, царь-батюшка, домой. Старый стал немножко, отдохнуть охота. Но ежели кого [мат] надо, так ты зови. Мы со всем нашим удовольствием.
Вышел в отставку в 1892 году, и отправился домой. Но внезапно умер по дороге. В 107 лет.
«Смерть застигла беднягу-солдатика совершенно неожиданно, в то время, когда он, получив увольнение в отставку, возвращался на родину», написали о нем в «Вестнике военного духовенства».
И это действительно было неожиданно, потому как все были уверены: Кочетков немного отдохнет, и прослужит еще лет 50, а может, 100.
Цельнотянутое с Пикабу
Удалить комментарий?
Удалить Отмена6 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена6 лет назад
Это была карьера настоящего мужественного солдата. Под Келем он получил тяжелое пулевое ранение в грудь. Под Минденом ему достались семь сабельных ударов, шесть из которых, в голову.
В битве под Фонтенуа погибли трое его братьев. Его сын отправился за океан, чтобы принять участие в войне за независимость Америки и погиб в морском сражении у островов Всех Святых.
В 1787 году, его полк получил приказ о передислокации. Командир полка, приняв во внимание преклонный возраст Тюреля, предложил ему место в своей карете. Однако, восьмидесятивосьмилетний старец отказался, и весь путь проследовал пешком, доказав, таким образом, свою отличную физическую подготовку. За долгие годы службы, он не раз отказывался принять какой-либо чин, и оставался в солдатском звании до конца своей жизни.
8 ноября 1787 года Тюрель был представлен в Версале ко Двору. Король Людовик Шестнадцатый обращался к нему почтительно: «Отец», и предложил ему взять, вместо положенной вскоре третьей Ветеранской медали, кавалерский знак ордена св. Людовика.
В честь простого солдата в Версале был устроен праздник. После награждения, граф Артуа (будущий король Карл Десятый) подарил ветерану свою шпагу, а придворные дамы предложили ему коляску, в которой он мог бы передвигаться во время своего пребывания в столице.
Ему также была пожалована повышенная пенсия в триста ливров. В 1788 году, художнику Антуану Вестье, сослуживцами Тюреля, был заказан большой портрет с тремя его уникальными наградами.
А в 1805 году, Тюрель получит также один из первых знаков ордена Почётного Легиона. Наполеон, также наслышанный о ветеране, дал ему пенсию в 1200 франков и титул «Самого старого солдата Европы».
До самой своей смерти, Тюрель сохранял крепкое здоровье. 10 марта 1807 года, после непродолжительной болезни, он скончался в возрасте 108 лет.
Возраст и срок службы Тюреля подтверждён документами Империи и королевства...
Удалить комментарий?
Удалить Отмена6 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена