50 оттенков синего: красота и история знаменитой Гжели
Месторождение славилось 17 видами глин. Главных два вида: первый для производства фарфора и фаянса, другой – для кирпича. Остальные сорта глины использовались для изготовления гончарных и майоликовых изделий.
В XVI веке по указу царя Алексея Михайловича, из неё стали делать алхимические и аптекарские сосуды
В 1724 году на дороге в Гжель Афанасий Гребенщиков открыл первую керамическую фабрику. Там начали производить красочную майолику из эмалированной глины.
Самыми первыми изделиями завода были трубки для табака и плитки, а немного позже освоили технологию производства посуды и миниатюрные скульптуры. В основном это были сцены из повседневной жизни, выполненные в живой и задушевной манере.
Особенно удавались умельцам кувшины, квасники и кумганы. Изделие сначала покрывали эмалью, потом расписывали, и только после этого обжигали. От мастера требовалась практически ювелирная работа. Большим спросом у населения пользовались печные и каминные изразцы, некоторое количество этих уникальных изделий сохранилось в крупнейших музеях Санкт-Петербурга и Москвы.
Изначально в росписи использовали зелёные, жёлтые и синие тона, с коричневой окантовкой. Мастера рисовали цветы, птиц, деревья и архитектурные сооружения. Каждый предмет кухонной утвари, который расписывали гжельские мастера был по своему уникален, и в изделии можно было увидеть его видение окружающего мира. В середине XVIII века гончарное дело в России начинает бурно развиваться, но никто не может составить конкуренцию гжельским мастерам.
Спрос на изделия был огромен, глиняные игрушки шли нарасхват. В год мастера изготавливали сотни тысяч единиц продукции: разнообразную посуду, печные изразцы, кирпичи и другое. Львиная доля ассортимента уходила на московские прилавки. Посуду возили на продажу и в Харьков, Киев, продукцию гжельских мастеров закупали от Архангельска до Астрахани, в Сибири и Иркутске.
В начале XIX века гжельцы совершали постепенный переход от производства майолики к полуфаянсу. Именно в этот период синий цвет в изделиях становится преобладающим, появляется своеобразный гжельский почерк. Рисунки делятся на два типа: композиция с главным цветком розой в центре и гирлянды растений. Этот центральный цветок прозвали в ремесленной среде Агашкой, потому что среди художниц-крестьянок было много девушек с таким именем.
Посуду изготавливали наборами, которые состояли: из суповых чаш, блюд, салатников, соусников, масленок, тарелок и так далее.
В начале XIX века в селе Володино был построен первый фарфоровый завод. Основатель этого завода - Павел Куличков, выучил секреты производства фарфоровых изделий на Перовском заводе. Он был так озабочен сохранением тайны рецептуры, что у него трудилось всего трое рабочих. Этот маленький завод стал родоначальником фарфорового промысла в Гжели. Но кому-то всё же удалось тайно проникнуть в мастерскую Куличкова, и вскоре в деревнях по соседству возникло несколько мастерских.
В 1830 году уже работало двадцать пять заводов по выпуску фарфоровой посуды. Многие даже пользовались особой популярностью. Например, мануфактура братьев Тереховых-Киселевых была отлично технически оборудована и выпускала ассортимент европейского качества. Несмотря на конкуренцию со стороны крупных фарфоровых заводов, продукция Гжели была очень востребована за счет трогательного изображения сюжетов окружающей жизни и сохранения народного духа в промысле.
Общий экономический кризис в России в конце XIX века напрямую затронул крупнейшие фарфоровые заводы. Производители закрывались один за другим, и Гжель потеряла свое звание керамического центра России. А после первой мировой войны (1914-1918), и наступившей затем гражданской войны (1918-1922) Гжельское ремесло пережило полный упадок...
В 1937 году была попытка возродить фарфоровое производство, создали артель «Объединённый фарфорист» и «Вперёд керамика» в селе Турыгино, но Великая отечественная война также прервала эту работу, и казалось, что художественные традиции Гжели были безвозвратно утрачены.
Возрождение народного гжельского промысла началось уже в 1945 году. Оно тесно связано с именем Александра Салтыкова, сотрудника Государственного исторического музея и большого знатока традиций старой Гжели. Совместно с керамисткой Натальей Бесарабовой они провели лабораторные исследования, которые помогли определить рецептуру керамической массы старой майолики, и получили образец с росписью на жидкой эмали. Наталья Бесарабова изготовила акварельный альбом с иллюстрациями посуды и мелкими скульптурами XVIII века, который стал своеобразной азбукой народной живописи.
В современный мир гжельские мотивы вписались прекрасно и пользуется большим успехом не только в России, но и за её пределами.
Многие модельеры и дизайнеры вдохновляются этой неповторимой сине-белой росписью, и сегодня мы можем видеть её не только на посуде.
Не так давно мы вам рассказывали и о других визитных карточках России, о знаменитых федоскинских шкатулках и не менее известных павлопосадских платках.
Источник:
5 комментариев
6 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена