Хамар-Дабан. Неизвестная трагедия
Рассказывает Леонид Давыдович Измайлов, в 1993 году заместитель начальника ЗРПСС (Забайкальской региональной поисково-спасательной службы):
В августе 1993 года в Иркутск на поезде прибыла группа туристов из Петропавловска, Республика Казахстан. Их было семеро: три девушки, трое юношей и их 41-летняя руководительница Людмила Ивановна, мастер спорта по пешеходному туризму. Группа отправилась по назначенному маршруту четвертой категории сложности через Хамар-Дабан.
41-летняя Людмила Коровина была опытный руководитель, мастер спорта по туризму Фото: НАТАЛЬЯ ВАРСЕГОВА.
Группа на станции Мурино в Иркутской области. Фото из архива Галины Бапановой.
Туристы двинулись от поселка Мурино по реке Лангутай, через перевал Лангутайские Ворота, вдоль реки Барун-Юнкацук, потом поднялись на самую высокую гору Хамар-Дабана Ханулу (2371 м), прошли по хребту и оказались на водораздельном плато рек Анигта и Байга. Преодолев эту значительную часть пути (около 70 километров) примерно за 5—6 дней, группа остановилась на привал. Место, где туристы устроили стоянку, находится между вершинами Голец Ягельный (2204 м) и Тритранс (2310 м). — Это совершенно голая часть гор — там только камни, трава и ветер. Почему руководитель приняла решение остановиться здесь, а не спуститься вниз на 4 километра, туда, где растут деревья, где меньше ветра и есть возможность развести костер, — загадка. Наверное, это была одна из трагических ошибок...
А заговорить об ошибке инструктора пришлось вот почему: 18 августа 1993 года сотрудникам ЗРПСС стало известно, что шестеро участников похода погибли. В живых осталась лишь 18-летняя Валентина Уточенко. Измученную девушку заметили и взяли с собой туристы из Украины, сплавлявшиеся по реке Снежной. Именно она рассказала спасателям о том, как все произошло.
Наверное, мало кто помнит, что 3 августа 1993 года в Иркутск пришел монгольский циклон. Проливной дождь тогда не прекращался около суток. Естественно, в это время в горах также были осадки, только там был снег с дождем. Все это время группа двигалась в горах, не давая себе отдыха.
Стоит отметить, что в это же время в горах Хамар-Дабана находилась еще одна группа из Петропавловска-Казахского. Ее руководителем была дочь Людмилы Ивановны. Еще до поездки мать и дочь договорились встретиться в условленном месте, на пересечении двух маршрутов в горах. Возможно, именно из-за спешки группа не стала пережидать непогоду и все время двигалась вперед. Судя по всему, когда у туристов уже не оставалось сил, было решено сделать привал.
О трагедии, разыгравшейся на привале, спасателям станет известно лишь спустя две недели после случившегося — 18 августа. По скудным рассказам выжившей девушки они смогли представить, что именно там произошло.
В ночь с 4 на 5 августа в горах продолжал идти снег с дождем, погода была очень плохой, с пронизывающим ветром. Все это время туристы мерзли в промокшей палатке, не имея возможности согреться у костра. Одежда, кстати, у ребят тоже промокла, ведь весь день они шли под дождем. В итоге утром 5 августа они собрались в путь, как вдруг около 11 часов у одного из парней изо рта пошла пена, полилась кровь из ушей — на глазах у всех 24-летнему Александру стало плохо, и он тут же скоропостижно скончался.
Дальше в группе начался полный хаос. Удивительно, что эта смерть вселила панику не только в 16—17-летних участников похода, но и в руководителя — опытную женщину, мастера спорта. Тому, что происходило в горах, трудно дать объяснение — на глазах у сохранявшей самообладание Валентины Уточенко творилось настоящее безумство. «Денис начал прятаться за камни и убегать, Татьяна билась головой о камни, Виктория и Тимур, вероятно, свихнулись. Людмила Ивановна скончалась от сердечного приступа» — такие данные записаны в отчете о поисково-спасательных и транспортировочных работах со слов выжившей девушки.
Валентина, как рассказывают спасатели, долго наблюдала за происходившим, пыталась как-то вразумить оставшихся четверых, но все было тщетно — потерявшие рассудок были неконтролируемыми, они вырывались и убегали от Валентины, когда она пыталась увести их с этого места в лес.
Когда девушка поняла, что все попытки спасти замерзающих обезумевших друзей не увенчаются успехом, она взяла свой спальник, кусок полиэтилена и спустилась на несколько километров вниз по склону. Туда, где есть лес, где не так ощущается ветер. Там девушка провела следующую ночь, а утром вернулась к месту стоянки. К этому времени все оставшиеся на горе были мертвы.
Самое странное, что всю ночь, еще до первой смерти, ребята мокли и мерзли, но даже не пытались согреться. У каждого из них были спальник и полиэтиленовая пленка, но это осталось нетронутым — все было сухое и лежало в рюкзаках. Почему руководитель не принимала никаких мер — необъяснимо. Как необъяснима и всеобщая паника, наступившая после первой смерти.
Зато, по словам спасателей, Валентина действовала совершенно правильно и логично. Поднявшись утром на гору и увидев ужасную картину, девушка не растерялась — нашла в вещах руководителя карту маршрута, собрала еду и отправилась искать спасения. 18-летняя Валя спустилась к реке Анигте, там провела ночь на 7 августа, а утром вновь продолжила движение.
Через какое-то время девушка наткнулась на заброшенную ретрансляторную вышку на высоте 2310 метров, где провела еще одну ночь в полном одиночестве. А утром туристка заметила идущие вниз от вышки столбы. Валентина сообразила, что они должны привести ее к людям, но дома, к которым когда-то были проброшены провода, оказались заброшенными. Зато туристка вышла на реку Снежную и двинулась вниз по течению. Здесь девушке вновь пришлось ночевать, а на следующий день продолжить поиски людей. Пройдя еще 7—8 километров, изможденная Валя остановилась. Она растянула на кустах у воды свой спальник — так обозначают свое присутствие заблудившиеся туристы.
— Именно здесь ее заметила группа туристов из Киева, сплавлявшихся по Снежной. Украинцы увидели полотнище, причалили к берегу и забрали Валю с собой.
Валентине Уточенко очень повезло, ведь в этих местах люди бывают крайне редко. Девушка рассказала, что произошло с ее группой, и при первой же возможности туристы связались со спасателями. Информация поступила к нам от Александра Квитницкого, украинского туриста, 18 августа около часу дня. Сразу же был заказан вертолет, чтобы отправиться на поиски погибших, но по разным причинам вылететь удалось лишь 21 августа. Но найти стоянку не удалось, хотя на поиски летали вертолеты из Улан-Удэ и Иркутска.
В это же время в горах Хамар-Дабана велись поиски еще двоих ребят из Омска. О том, что они без вести пропали 17 августа, спасателям стало известно благодаря участнице похода, которая самостоятельно добралась до Иркутска, чтобы сообщить о заблудившихся товарищах. Девушка рассказала, что руководитель группы 18-летний Иван Васнев и 18-летняя туристка Ольга Индюкова отправились на разведку и в назначенное время не явились к месту сбора. Подождав сутки, оставшаяся троица, оставив на месте записку и продукты, отправилась к людям.
Вместе с двумя ребятами из Омска, которых подняли на борт вертолета уже на Снежной, мы и отправились на поиски заблудившихся. Параллельно в горах шли поиски погибших туристов. Мы вылетали 23, 24 и 25 августа. А 26-го наконец-то нашли Ивана и Ольгу — они стойко ждали спасения у Снежной, растянув синий полиэтилен на берегу. Ребята были в порядке.
По стечению обстоятельств, уже взяв на борт Ивана и Ольгу, спасатели обнаружили и погибшую группу из Казахстана. Вертолет опустился, и все, кто был на борту, стали свидетелями ужасного зрелища: «Картина была жуткая: тела уже опухли, глазницы у всех полностью выедены. Почти все погибшие были одеты в тонкие трико, при этом трое босиком. Руководительница лежала сверху на Александре...»
Что же происходило на плато? Почему, замерзая, участники похода сняли с себя обувь? Зачем женщина легла на умершего парня? Почему никто не воспользовался спальниками? Все эти вопросы так и остались без ответов. С места гибели группу вывозили на вертолете спасатели из Бурятии. В Улан-Удэ было произведено вскрытие, которое показало, что все шестеро погибли от переохлаждения. К этому времени в столицу Бурятии прибыли родственники пропавших туристов, которые в итоге и увезли тела на родину. Кстати, дочь Людмилы, не дождавшись группу матери в назначенном месте, решила, что туристы просто не успели к оговоренному времени, и спокойно продолжила свой поход. Позже, когда маршрут второй категории сложности был пройден, дочь погибшей женщины вместе со своими подопечными вернулась в Казахстан, даже не подозревая о несчастье.
Мы видели эту группу как раз 5 августа. Нам пришлось вывозить с Хамар-Дабана детей, и там же уже второй день находилась дочь Людмилы Ивановны. Как раз в это время в другом месте Хамар-Дабана с группой происходили трагические события.
Леонид Давыдович говорит, что понять причины гибели шести людей очень сложно: «Безусловно, была плохая погода, но ведь это туристы — народ подготовленный, и уж руководитель-то должна знать, как вести себя в таких случаях. К тому же женщина, на мой взгляд, допустила серьезную ошибку, разбив палатку на продуваемом месте вдали от леса. И, как я понимаю, группа была утомлена — Людмила спешила на встречу с дочкой и не жалела сил. Ночь, проведенная на ветру в мокрой одежде и сырой палатке, тоже сделала свое дело».
Из рассказа Александра Квитницкого, туриста из Киева, который был в составе группы, нашедшей Валентину на реке Снежной.
Получилось так, что мы были первыми, кому Валя рассказала о гибели друзей. Она говорила, что у них была чудесная руководительница и что они торопились поскорее пройти маршрут, поэтому очень устали. Когда наступила непогода, они все очень замерзли, но не спускались с хребта, чтобы переждать ненастье, а все время шли. От этого еще больше устали. Как она говорила, все началось с гибели самого сильного участника похода — молодого крепкого парня. Валя рассказывала, что руководитель группы считала его своим сыном, потому что воспитывала с детства. У парня прихватило сердце, и он внезапно умер на глазах у всех. От этого руководительница потеряла оставшиеся силы, сказала всем спускаться вниз, а ее оставить с этим парнем. Ребята, конечно, не бросили ее, и она также умерла на их глазах. Что было дальше, мы так и не смогли разобрать: Валя описывала все как приступ массового безумия. Несмотря на ее попытки, организовать дальнейшее передвижение с оставшимся коллективом было просто невозможно. Она даже пыталась тащить кого-то за руку с собой, но он вырвался и убежал. А Валя, крепкая деревенская девочка, которая привыкла к физическим нагрузкам, оказалась самой стойкой из всех. Ей было так же невыносимо холодно, как и остальным, она тоже коченела на ходу, но ее спасли мысли о родных. Девушка думала, что будет с мамой, если она не вернется домой. Взяв спальник и полиэтилен, Валя ушла вниз, к лесу. Там переждала непогоду, а когда вернулась, увидела, что все мертвы.
Позже добрела до реки и решила помыть голову. Она рассуждала так: если уж умирать, то нужно хорошо выглядеть перед смертью. К тому времени погода установилась — пекло солнце. На реке мы ее и заметили. Валя была простужена — мы поили ее антибиотиками, другими лекарствами. А когда продолжили маршрут по реке, то встретили москвичей, которые до Иркутска добирались вместе с группой Вали. Они рыбачили на берегу, заметили девушку и стали спрашивать, где все остальные и как у них дела. Валя рассказала им все, что случилось, — это был шок для них, ведь за время в пути они успели сдружиться. Позже, когда уже были найдены тела, наши ребята помогли Вале купить билеты на поезд и проводили до дома.
Виновата горная болезнь?
Александр Квитницкий, рассуждая о причинах гибели группы, предполагает, что у группы развилась горная болезнь, которая появляется в условиях высокогорья: «Можно предположить, что вследствие кислородного голодания у них могли произойти изменения в головном мозге, которые вызывают разные реакции, в том числе влияют на сердце, сосуды, вызывают галлюцинации и прочее. Но на высоте, на которой была та группа, горная болезнь почти не случается».
Готовиться начали за полгода
Готовиться начали за полгода. Расписывали рацион на каждый день. Как обычно, Коровина составляла четкий маршрут с хронометражем по часам, распоряжалась, кому какие вещи надо взять. Каждого из ребят она хорошо знала, потому как они не раз бывали с ней в походах.
Снимок сделан в самом начале рокового похода (слева направо): Тимур Бапанов, Татьяна Филипенко, Вика Залесова, Денис Швачкин, Валя Уточенко, Людмила Коровина. Саша Крысин - за кадром. Он фотографировал. Фото: Архив Галины Бапановой
Александр Крысин, 23 года. В 1993 году учился в Бауманке в Москве. С Людмилой Коровиной познакомился подростком. Пришел в турклуб лет в 12 и с тех пор заболел горами. В то лето сдал сессию и рванул на Хамар-Дабан.
Денис Швачкин, 19 лет. Попал в группу случайно. Он тоже был участником турклуба, хорошо знал Коровину. Его взяли вместо парня, которого не отпустили родители. Мол, самое время на сенокос ехать, а ты в горы собрался. Родители Дениса в те дни были на курорте. Сын уехал в Забайкалье, оставив им записку: «Поехал в горы, скоро вернусь».
Тимур Бапанов, 15 лет. Можно сказать, вырос в горах. Его родители увлекались спортивным туризмом.
Татьяна Филипенко, 24 года. Работала секретарем в педучилище. Очень любила горы. Ходила с Коровиной в походы 1-й и 2-й категорий. На Хамар-Дабан собиралась с большим азартом.
Виктория Залесова, 16 лет. Вот кого Коровина не хотела брать, так это Вику. В зимнем походе девочка сорвалась от усталости и закапризничала. Людмиле Ивановне это не понравилось. Но Вика так хотела на Хамар-Дабан, что упросила мать позвонить Коровиной.
Окончательный вердикт
Это было переохлаждение. Но откуда белковая дистрофия?
В 1993 году бурятские судмедэксперты установили при вскрытии, что все туристы погибли от переохлаждения. Вот как рассказывал об этом Константин Югов, начальник Бюро судебно-медицинской экспертизы Республики Бурятия: «Когда к нам поступили на исследование шесть трупов туристов, перед экспертизой поставили задачу - выявить причину смерти. Во-первых, могли ли они погибнуть от переохлаждения? Во-вторых, могли ли они отравиться чем-то? В-третьих, есть ли на телах какие-то повреждения?
Прежде мы внимательно изучили условия, при которых произошла эта трагедия. Надо было определить, что могло убить туристов. Все случилось высоко в горах при низкой температуре и сильном дожде. Плюс большая физическая нагрузка и кислородное голодание. В таких условиях смерть может наступать быстро. Были случаи, когда при подобных обстоятельствах люди умирали от переохлаждения в течение двух часов. При вскрытии были обнаружены признаки общего охлаждения организма. В мышцах отсутствуют питательные вещества. И это дало основание поставить диагноз - переохлаждение. Кроме того, эксперты выявили у погибших отеки легких и изменения сердца, печени и легких, характерные для белковой дистрофии. Это лишь косвенно позволяет высказаться, что они могли голодать».
Постскриптум
Нет ответа на несколько вопросов.
Почему шесть туристов погибли в считанные минуты?
Из-за чего разные по физической выносливости люди, прошедшие за 4 дня акклиматизацию в высокогорье, упали замертво?
Откуда взялась белковая дистрофия, если, по словам Валентины, вся группа хорошо питалась в походе?
P.S. По материалам:
https://www.kp.ru/daily/26859/3901807/
https://beetle8910.livejournal.com/12580.html
56 комментариев
Удалить комментарий?
Удалить Отмена6 лет назад
"У парня прихватило сердце, и он внезапно умер на глазах у всех. "
"В 1993 году бурятские судмедэксперты установили при вскрытии, что все туристы погибли от переохлаждения. "
Определитесь уже, кто от чего умер.
Удалить комментарий?
Удалить Отмена6 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена6 лет назад
Просто собраны несколько версий случившегося. Но зачем было писать про сердечные приступы, если есть чёткая причина смерти от судмедэкспертов.
Удалить комментарий?
Удалить Отмена6 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена6 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена