Айну: кем были коренные жители Курил и Сахалина?
Внешне айну (айны) имели довольно много схожих черт с европейцами, например обильную растительность на теле и лице. Кроме того, представители древнего народа были белокожими и высокорослыми. Так многие «японские» слова происходят из самобытного языка айну: «фудзи» (бабушка), «цусима» (далекий), а «яматай» (место, где море рассекает сушу). Как и откуда этот необычный народ оказался на Курильских островах в их окрестностях даже сейчас является загадкой, есть версия, что айны прибыли в эти места из Полинезии или Индонезии.
Чем же занимались представители коренного народа Курил и Сахалина? Айны являлись высококлассными охотниками и отважными войнами. Мужчины владели уникальным искусством ведения боя с помощью двух мечей. Именно эти люди стали родоначальниками так называемого кодекса самураев, предполагавшего ритуальное самоубийство – харакири. Подобные навыки на несколько сотен лет помогли представителям айну отсрочить свое уничтожении от рук японцев, которые пришли в эти места десять тысяч лет назад с Корейского полуострова.
Айну имели не только самобытный язык, но и вели счет по-своему – двадцатками. Основной статьей пропитания этих людей определенно была охота на морского котика и тюленя, а также рыбалка. Для передвижения зимой айну использовали снегоступы и упряжки собак. Помимо мехов коренные жители Курил носили одежду, сделанную из крапивы или луба. Поклонялись айну таким богам, как Касатка (бог моря) или Медведь (бог леса), последних они приносили в жертву, веря, что души убитых медведей переродятся снова.
Интересными и самобытными можно назвать и обычаи айну. Так представители этой общины никогда не заходили в чужой дом, предварительно не покашляв возле входа. Гость обычно проходил к очагу, где начинал потирать руки и поглаживать бороду, при этом обязательно нужно было пожелать хозяевам все самого наилучшего. Если визит оказывался желанным, хозяин начинал в ответ поглаживать свою бороду. Сейчас такой забавный ритуал определенно бы вызвал недоумение.
Любопытно, что после свадьбы муж шел жить в дом своей новоиспеченной супруги, которая после замужества делала под носом татуировку в виде усов. Так дети айну не получали имен при рождении, это событие происходило через несколько лет, когда проявлялись те или иные таланты и качества карапуза: «быстрый», «меткий», «красивая» и т.д.
Не одно столетие японцы пытались уничтожить айну, постепенно оттесняя их на север. Но окончательная победа над жителями островов стала возможно только в XVIII веке, когда японская армия стала использовать артиллерию. А ведь еще в начале XVIII века русские купцы писали в своих заметках, что на островах очень много людей, которые не являются ничьими подданными.
Но уже в 1777 году наше подданство появилось у Итурупа, Кунашира и Хоккайдо. Люди приняли православие – оказались защищены от своих кровожадных соседей-японцев. Однако уже через столетие - после переговоров 1855 года, Сахалин стал совместной русско-японской вотчиной. А жизнь айну превратилась в ад, ведь Япония всеми силами принялась за уничтожение аборигенов Сахалина. В то же время Кунашир, Итуруп и Хамобаи перешли к японцам.
Первым делом стали перекрываться сетями устья рек, рыба больше не имела возможности заплывать в водоемы, где рыбачили айну, а наличие собственных морских снастей было запрещено японским правительством, так начался голод. На острова приезжали тысячи японцев, они уничтожали церкви и запрещали торговлю с русскими. Некоторые представители айну жили на положении рабов, а остальных согнали в подобие резервации, где многие из них умерли от голода в течение первого же года. Остатки сахалинских айну отправили на каменистый остров Шикотан, где люди продолжили голодать. В первых десятилетиях XX века о коренных жителях Курил узнала Европа, но к этому времени на острове осталось лишь 20 человек, тогда представителей некогда гордого народа перевезли на Хоккайдо. После русско-японской войны правительство Японии начало активную ассимиляцию с остатками айну, им дали японские имена и религию. После Второй мировой войны "крупицы" народа были выдворены с советской вотчины, как японцы…
В 2008 году Япония признала айну как отдельный народ, в стране сейчас проживает около 25 тысяч его представителей, которые не знают своего языка и традиций. Еще 109 представителей айну живут на Камчатке.
Смотрите также: Депутат Госдумы предложил переименовать Курильские острова
Источник:
35 комментариев
6 лет назад
Так что мы имеем три ярко выраженные попытки захвата Японии. Причём если раскрасить карту Японии, по преобладанию гаплогрупп, то два южных острова, это О, центральный остров это D, Хокайдо это до сих пор С.
Удалить комментарий?
Удалить Отмена6 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена6 лет назад
На самом деле ничто не забыто. Всему свое время.
Удалить комментарий?
Удалить Отмена6 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена6 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена6 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена6 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена6 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена6 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена