Тишинка
Предыдущие репортажи о воскресной прогулке по Москве - Дом страхового общества Россия, Леонтьевский переулок, Спиридоновка. Дойдя до конца Спиридоновки, я пересёк Садовое и вышел из подземного перехода уже на улицу Красина. Контраст, конечно, разительный. Застройка района хаотичная, чтобы найти что-то интересное, пришлось побродить, тем более, что район мне мало известен, последний раз я там был лет 25 назад.
Название места. скорее всего, произошло от слова "тишина", потому как было оно "вдали от шума городского". Но есть и другая версия. Здесь было «новое сельцо» царя Федора Алексеевича Воскресенское. В нем государь устроил летний дворец с домовой каменной церковью, садом и «потешным двором» (зверинцем), катался на лодке на местных прудах, ловил рыбу. Образованные там Потешинские переулки со временем превратились в Тешинские, потом в Тишенские и, наконец, в Тишинские.
В начале 18-го века в Воскресенском появляются грузины, а в 1725 году селится сам царь Картли Вахтанг VI, убежавший от турецких и персидских захватчиков. Вместе с ним в Москву приехала его свита — три тысячи человек, в числе которых были не только грузины, но и армяне. Так началась история Грузинской слободы, в просторечии — Грузин. Позднее территория отошла к Одоевским, но грузины остались не только в названиях улиц, вала и переулка.
Вот с грузин (или грузинов?) и начнём.
Где грузины, там и шашлык. Именно такое прозвище получил первый монумент, воздвигнутый в Москве Зурабом Церетели.
Официально монумент называется "Дружба навеки" и состоит из букв русского и грузинского алфавитов. Внизу на плитах выбиты стихи русских и грузинских поэтов.
Недалеко от монумента находится и дом Церетели. Бывший особняк Василия Горбунова.
Здесь было посольство ФРГ, но после объединения Германии посольство переехало в то здание, где было посольство ГДР, оно было побольше. А Церетели получил этот особняк взамен своего дома в Тбилиси, который он передал под посольство России.
Если внимательно присмотреться, можно увидеть вензель ВГ (Василий Горбунов) и дату постройки дома 1897.
В соседнем здании филиал музея современного искусства.
В сквере напротив стоит памятник самому знаменитому (после Церетели и Джугашвили) грузину.
Здесь же и церковь Георгия Победоносца в Грузинах. Византийский стиль вполне и под грузинский подходит.
Такого количества грузин в одном месте я давно не видел. Будете в тех краях - обязательно зайдите, там очень интересные росписи.
Нелепые пристройки у нового здания - наследство электромеханического техникума, который съехал отсюда лет 5 назад.
А теперь вернёмся на Тишинскую площадь. Когда-то на ней продавали сено, потому она носила название Сенная.
Большую часть площади занимал Тишинский рынок - легендарная барахолка (Фото Дмитрия Борко).
В 1993-м рынок был выкуплен, снесён, теперь на его месте торговый центр.
Почётные покупатели.
Кирпичный дом, который виден на заднем плане предыдущего фото намного пережил рынок.
Городская усадьба промышленника Мельникова в стиле модерн в Волковом переулке. Архитектор Адамович.
Дом наполовину деревянный.
Долгое время в доме находился противотуберкулёзный диспансер № 10. Сейчас дом под угрозой уничтожения. Роспотребнадзор выдал предписание, что дом необходимо сжечь. Для этого нашли предлог: палочка Коха может затаиться в трещинах стен и представлять угрозу для окружающих. Видимо "специалисты" Роспотребнадзора не в курсе, что существует масса более гуманных способов справиться с бактерией. Пока дом спасет охранный статус объекта культурного наследия регионального значения.
Ещё один дореволюционный дом в Волковом переулке. Здесь сейчас бюро военного атташе Саудовской Аравии.
Ну а теперь два объекта, из-за которых я и пришёл на Тишинку.
Ансамбль из трёх домов в русском стиле на Малой Грузинской.
В начале 20-го века это был Музей российских древностей — одно из крупнейших собраний России. Основал и построил музей Петр Иванович Щукин — представитель известной купеческой фамилии, коллекционировавшей предметы искусства и старины.
Три его брата владели крупными собраниями: Сергей — коллекцией картин французских импрессионистов, Дмитрий — произведениями старых европейских живописцев, Иван — полотнами испанских мастеров. Скромный в быту, П.И. Щукин тратил огромные средства на свою коллекцию. Вернувшись в Москву из Лиона в 1878 году, он начал с восточного искусства (предметы интерьера из Японии, Китая и Индии), потом занялся европейским, но вскоре увлекся древнерусским искусством. Продав дом на углу Пречистенки и Лопухинского переулка, Щукин в 1891 году купил для растущей коллекции участок на Малой Грузинской — начинавшей застраиваться городской окраине. Строить решили в модном псевдорусском стиле, который соответствовал теме коллекции.
Строительство шло в несколько этапов и при участии различных зодчих. Первое здание было возведено в 1892–1893 годы в глубине участка Б.В. Фрейденбергом.
В духе ярославского зодчества, он построил «древнерусский терем» — со ступенчатым шатровым крыльцом, крышами «в шахматы», флюгерами в виде флажков и двуглавых орлов.
Верхний этаж был отделан кирпичом с многоцветными изразцами и круглым медальоном с барельефом в виде крылатого единорога, а нижний украшен «бриллиантовым» (четырехгранным) рустом.
Аналогичны интерьеры: росписи по сводам с растительным мотивом, изразцовые печи и «дыньки». Коллекция стремительно росла.
В 1896–1898 гг. А.Э. Эрихсон выстроил вдоль красной линии улицы второе здание — тоже «псевдорусское», но более просторное. Два корпуса были соединены подземным тоннелем, вдоль стен которого тоже располагались экспонаты.
Завершил ансамбль одноэтажный корпус для музейного склада и архива (1905, арх. Ф.Н. Кольбе).
И даже сарайчик построен в том же стиле. Вот только до него не дошли руки реставраторов. Или так отреставрировали.
Хотя три здания созданы разными зодчими, они отлично гармонируют друг с другом.Бернгард Фрейденберг, Адольф Эрихсон и Кольбе построили прекрасные здания в русском стиле, хотя сами были этническими немцами.
В 1905 году Щукин подарил коллекцию и здания Историческому музею, но остался хранителем собрания и продолжал пополнять его. В нем существовали отделы церковных древностей, оружия, тканей, ковров, гобеленов, шпалер, драгоценностей, посуды. Гордостью Щукина была обширная картинная галерея. После его смерти в 1912 году Музей был упразднен, а экспонаты перевезены в Исторический музей. К счастью, после революции здание сохранило свое предназначение: одно время в нем находились фонды Музея старой Москвы, потом был Музей Центральной Промышленной области, с 1928 года — студенческое общежитие, а с 1934 года по ходатайству М. Горького комплекс был передан Биологическому музею им. Тимирязева, который находится здесь и сегодня. Вдоль «нового» корпуса была выстроена отдельно стоящая оранжерея.
Уникальное для Москвы здание - самый настоящий католический готический собор.
В Москве есть ещё католический храм на Малой Лубянке, он считается французским, а этот - польским. Такое разделение из-за того, что строили их соответственно французы и поляки, но в прихожанах здесь люди самых разных национальностей. В соборе проходят службы на русском, польском, английском, французском, испанском языках, латыни, тридентские мессы, а также литургия по армянскому обряду и литургия по византийскому обряду, проводятся встречи молодёжи, занятия по катехизации, благотворительные концерты органной и духовной музыки. Когда я туда заходил, служба шла на польском. Настоятели храма последнее время - белорусы. При соборе есть библиотека и церковная лавка, редакция российского католического журнала.
Получается, что и среди армян есть католики. Даже залез в Вики, да, действительно, 0,5% армян - католики.
К концу 19-го века два католических храма Москвы уже не вмещали всех желающих присутствовать на службе. Прошение было направлено генерал-губернатору Москвы в 1894 году. Власти дали разрешение, но поставили условия: новый храм должен быть построен не в центре Москвы, в отдалении от православных церквей, без башен и изваяний. В качестве подходящего места была выбрана Малая Грузинская улица. Дополнительным фактором, вероятно, послужило то, что неподалеку располагался Брестский вокзал (ныне — Белорусский), связывавший Москву с западными губерниями. К тому же на этом направлении работало много поляков. Да и сейчас поляки рядом есть - в непосредственной близости находится посольство Польши, и на территории стояла машина с дипломатическими номерами.
Строительство церкви заняло длительное время: начатые в 1901 году работы были в целом завершены лишь в 1911-м, тогда же состоялось освящение храма, а внутренняя отделка продолжалась вплоть до революции. Условие об отсутствии изваяний и башен было соблюдено лишь частично: проект польского архитектора Ф.О. Богдановича-Дворжецкого (ранее построившего католический храм в Самаре) был выдержан в стиле неоготики и предусматривал создание небольших декоративных башенок-шпилей, а также светового фонаря в средокрестии, увенчанного шпилем с крестом. Вытянутые стрельчатые окна дополняются обширной розой над главным входом. Крестообразное в плане здание было создано просторным, его стены могли вместить до 5000 человек. Считается, что для архитектора прообразом фасада послужил готический собор Вестминстерского аббатства, а купола в месте пересечения наоса и трансепта напоминают главу Миланского собора. Территорию храма в 1911 году окружила ограда, созданная Л.Ф. Даукшем в том же неоготическом стиле. Окончательно храм был готов только в 1917-м.
Храм после революции перестал быть филиалом собора Петра и Павла, обрёл самостоятельность и службы в нём продолжались более 20 лет. Однако в 1938 г. богослужения в нем полностью прекратились, интерьеры практически полностью уничтожены, освободившееся помещение отдано под общежитие. Во время немецких бомбардировок несколько снарядов упало на здание, нанеся серьезные повреждения. После войны церковь утратила все остававшиеся на тот момент башенки и другие декоративные детали фасадов, а ее внутреннее пространство поделено на 4 этажа — здесь в 1950-х годы находился НИИ «Мосспецпромпроект».
Традиционный для католиков четырёхлепестковый орнамент.орнамент. Жёлтенькая штучка в центре треугольного надвершия - это позолоченный вензель - сплетение из четырёх латинских букв VMIC (Virgo Maria Immaculata Concepta — «Дева Мария Непорочно Зачатая»).
На левой башне герб Папы Иоанна Павла II, на правой - архиепископа Тадеуша Кондрусевича, Благодаря им была восстановлена деятельность католической церкви в России.
В 1990 году сформировался польский католический приход Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии, начавший борьбу за возвращение здания верующим. Поначалу мессу служили на ступенях собора, внутрь удалось войти только в 1996 году. Перестроенное, утратившее храмовый облик и долго не ремонтировавшееся здание срочно требовало реставрации — в течение трех лет она было проведена. Сегодня церковь имеет именно тот облик, который задумывал Ф.О. Богданович-Дворжецкий в начале ХХ в.
Пять колоколов, изготовлены на знаменитой польской фабрике Фельчинских в Перемышле и подарены Тарновским епископом Виктором Скворцом. Самый большой из колоколов весит 900 кг и носит название «Фатимская Божья Матерь». Остальные, в порядке убывания, называются: «Иоанн Павел II», «Святой Фаддей» (в честь небесного покровителя архиепископа Тадеуша Кондрусевича), «Юбилей-2000» и «Святой Виктор» (в честь небесного покровителя епископа Скворца). Колокола приводятся в движение специальной электронной автоматикой, пульт управления которой находится в ризнице собора. Звонаря, который дёргает за верёвки, там нет.
Я походил, порассматривал внимательно кирпичики. В облицовке очень много нового кирпича, но он очень хорошо подобран по цвету, уже с 10 метров разницы не видно. А оргинальный кирпич был изготовлен на заводе товарищества Челнокова и Шапошникова.
В районе есть ещё здания в готическом стиле, но это индустриальная готика, тема для следующего рассказа.
Напротив собора советский дом для непростых людей.
А отличился он тем, что в нём прожил последние годы Владимир Высоцкий.
А рядом с собором парочка интересных современных зданий.
Это офис компании Евраз. Видимо, здесь руководство сидит.
Рыбный ресторан в домике в средиземноморском стиле.
До рыбного здесь был индийский ресторан, а до него на этом месте стоял деревянный дом, в котором был психдиспансер.
На Грузинском валу есть ещё пара интересных домов.
Большой богадельный дом с фасадами и воротами в русском стиле на пересечении Грузинского вала и Электрического (тогда ещё Соколовского) переулка начал строить купец Иван Фирсанов.
Но в 1881-м, он умер, а дом достраивала его вдова Вера. Закончили строительство в 1883-м году.
Вера оказалась способной продолжательницей дела мужа - строила приносящие доход здания - Петровский пассаж. Сандуновские бани.
Это самое что ни на есть социальное жильё, и чтобы попасть туда, нужно было отвечать многим требованиям, а выгнать могли за пустяки.
В планах у меня было ещё зайти на Ваганьковское кладбище и в армянскую церковь, но свеженатёртая мозоль не позволила им реализоваться, отсюда я поехал домой, а про индустриальную готику Тишинки расскажу в следующий раз.
Автор DMITRY_SASIN
4 комментария
6 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена