Божественный хэппи-энд: кто убил ассирийцев под Иерусалимом
Божественная победа?
И случилось в ту ночь: пошёл Ангел Господень и поразил в стане Ассирийском сто восемьдесят пять тысяч.
В Ветхом Завете царю Иудеи Езекии уделено много места. Он провёл реформы, боролся с идолопоклонничеством, восстановил службы в Иерусалимском храме и вёл успешные войны с филистимлянами. Как говорит нам вторая книга Паралипоменон: «И действовал успешно Езекия во всяком деле своём».
Но главное, при нём иудеи в Иерусалиме успешно отбились от нашествия ассирийцев, которые огнём и мечом прошлись по Палестине, уничтожая всё на своём пути.
Эта война в Библии упоминается в разных подробностях во множестве мест (четвёртая книга Царств, вторая книга Паралипоменон, Книга Пророка Исаии, Сирах) и рисует примерно следующую картину. Пока ассирийцы осаждали город Лахиш, иудейские послы обратились к их царю Синаххерибу с просьбой о мире. Тот повелел принести ему 300 талантов серебра и 30 талантов золота. Иудеи вынесли не только всё из царской сокровищницы, но и были вынуждены отдать все сокровища Храма и даже снять с него золотые двери и позолоту со столбов. Но это не помогло, и вскоре возле города появилась огромная ассирийская армия во главе с телохранителем царя Рабсаком. Тот издевательски спросил у иудеев, что они будут делать теперь, ведь ничто их не спасёт: ни неверные египетские союзники, ни, тем более, их Бог. Никто и ничто не может устоять перед мощью ассирийцев!
В ответ на это царь Езекия, обрядившись в траурный наряд, долго молился и просил защиты у Бога, после чего на землю сошёл Ангел Господень и умертвил чуть ли не всю ассирийскую армию, «всех храбрых и главноначальствующего, и начальствующих в войске царя Ассирийского».
Синаххериб был вынужден убраться от спасённого города.
Хэппи-энд и полная победа, дарованная Богом.
Библейский взгляд
Даже Библия говорит, что помимо надежды на Всевышнего царь Езекия перед приходом ассирийцев принимал вполне земные меры.
«После таких дел и верности пришёл Сеннахирим, царь Ассирийский, и вступил в Иудею, и осадил укреплённые города, и думал отторгнуть их себе.
Когда Езекия увидел, что пришёл Сеннахирим с намерением воевать против Иерусалима, тогда решил с князьями своими и с военными людьми своими засыпать источники воды, которые вне города, и те помогли ему.
И собралось множество народа, и засыпали все источники и поток, протекавший по стране, говоря: да не найдут цари Ассирийские, придя сюда, много воды.
И ободрился он, и восстановил всю обрушившуюся стену, и поднял её до башни, и извне построил другую стену, и укрепил Милло в городе Давидовом, и наготовил множество оружия и щитов.
И поставил военачальников над народом, и собрал их к себе на площадь у городских ворот, и говорил к сердцу их, и сказал: будьте тверды и мужественны, не бойтесь и не страшитесь царя Ассирийского и всего множества, которое с ним, потому что с нами более, нежели с ним; с ним мышца плотская, а с нами Господь, Бог наш, чтобы помогать нам и сражаться на бранях наших. И подкрепился народ словами Езекии, царя Иудейского».
Современные археологи нашли в Иерусалиме так называемую «Широкую стену» — массивное укрепление, датируемое как раз временами Езекии.
Помимо укрепления города крайне предусмотрительным было уничтожение источников воды, чтобы они не достались противнику. Серьёзные проблемы с питьевой водой в безводных окрестностях Иерусалима будут отмечать и все последующие поколения завоевателей, включая римлян, крестоносцев и даже британцев времён Первой мировой.
Об обеспечении самого города водой Езекия беспокоился отдельно, и об этом Библия тоже рассказывает в нескольких местах.
«Езекия укрепил город свой и провёл внутрь его воду, пробил железом скалу и устроил хранилища для воды».
«Но вы видите, что много проломов в стене города Давидова, и собираете во́ды в нижнем пруде; и отмечаете домы в Иерусалиме, и разрушаете домы, чтобы укрепить стену; и устрояете между двумя стенами хранилище для вод старого пруда».
С этими отрывками, как правило, соотносят так называемый «Силоамский тоннель»: 533-метровый тоннель, который шёл от источника Гион к специальному бассейну внутри городских стен, обеспечивая город свежей водой и отрезая от врага единственный доступный источник. В самом тоннеле удалось найти так называемую «Силоамскую надпись» — одну из древнейших надписей на иврите, посвящённых строительству этого тоннеля. Современные исследователи, однако, считают, что этот тоннель построили задолго до царя Езекии, и на основании ещё более древней системы.
Вероятно, царь провёл какие-то дополнительные работы, прекрасно понимая важность водоснабжения в осаждённом городе. Езекия повёл себя как опытный и разумный военачальник, готовящийся к трудной войне с превосходящим противником.
Ассирийский взгляд
Удивительно, но Библия не единственный источник о походе царя Ассирии Синаххериба на отделившиеся от его державы земли с целью напомнить, кто в доме хозяин.
Осада Лахиша во всех подробностях изображена на огромном (12 метров в ширину и пять в длину) барельефе, который находился в одном из залов ассирийского царского дворца в Ниневии. Ассирийцы, видимо, очень гордились этим достижением, а современная археология подтверждает большую часть изображённого.
Что касается осады Иерусалима Синаххерибом, то в нашем распоряжении так называемые «Анналы Синаххериба» — глиняная призма, исписанная клинописью и повествующая о славных делах царя.
До нас дошли три таких призмы, и все они рассказывают другую историю — отличную от того, что написано Библии.
Согласно ассирийскому источнику, Езекию поймали в Иерусалиме «как птицу в клетке», город подвергся долгой осаде, причём ассирийцы подвели под стены и ворота свои укрепления, наёмники и арабы Езекии разбежались, а сам он был вынужден сдаться, выплатив огромную сумму. С явным удовольствием древний хронист перечисляет тридцать талантов золота и восемьсот серебра, ювелирные украшения, мебель из слоновой кости и дорогого дерева, а также прочую добычу, включая гарем, дочерей и музыкантов Езекии. Кроме того, Синаххериб отрезал от его царства огромные территории, раздав их соседним царям, а Иудею вернул в состояние данника — с чем Езекия и смирился. И никаких записей о поражении или огромных потерях.
Записи соседних с Иудей царств подтверждают потерю иудеями многих городов, а археологи находят следы многочисленных пожаров и запустений в ближайших к Иерусалиму сельских районах. Как минимум несколько десятков лет многие земли оставались невозделанными, а посёлки — разрушенными.
Что в итоге?
Мы знаем множество примеров, когда по итогам войны обе стороны торжественно приписывали себе полную победу и заносили это в свои анналы. Судя по всему, здесь произошло то же самое.
Вполне возможно, ассирийцы действительно подвергли осаде хорошо подготовленный Иерусалим. История знает много примеров, когда болезни и голод выкашивали осаждающие армии, а иудеи сделали всё, чтобы осложнить врагу жизнь. Тот же недостаток свежей воды мог привести к эпидемии в ассирийском лагере, что объяснили божественным вмешательством. Но иудеи всё равно были вынуждены пойти на мир, выплатив огромную дань, на которую пошли сокровища и даже двери Храма, после чего ассирийцы удалились, не взяв и не разорив город.
Вероятно, царство Езекии действительно сильно уменьшилось, но нет худа без добра. Ассирийцы практически полностью уничтожили окрестные центры, что позволило Иерусалиму утвердиться в качестве монопольной религиозной столицы и экономического центра.
Борьба за Палестину перешла в следующую стадию.
КИРИЛЛ КОПЫЛОВ
Источник:
22 комментария
6 лет назад
Хотя версия евреев выглядит сомнительной. Если ангел поразил 185 тыс. ассирийцев, то нафига евреи сдались ассирийскому царю?
Удалить комментарий?
Удалить Отмена6 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена6 лет назад
ПыС: Это не факт, это я только что придумал ) Общество это тогда это ещё не зародилось. Хотя, кто знает, давно это было )
Удалить комментарий?
Удалить Отмена6 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена6 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена