Почему голубой для мальчиков, а розовый для девочек?
К 1770-м годам развитие ткацкой промышленности и появление отбеливания произвело революцию в детской одежде — началась эпоха длинного белого хлопчатобумажного платья, а затем и светлых пастельных оттенков. Такая одежда для младенцев ассоциировалась с чистотой и невинностью и была очень практичной, поскольку выдерживала большое количество стирок и не линяла.
Пастельные цвета, в том числе розовый и голубой, прочно укоренились в европейском детском гардеробе лишь к середине XIX века. И тут нас ждет сюрприз: достаточно посмотреть на картины западных художников того времени, и вы практически не встретите портреты девочек в розовом, в то время, как будущих мужчин одевали в этот цвет, «ведь розовый более сильный и решительный оттенок, и поэтому подходит для мальчиков, тогда как более нежный и изящный голубой больше идет девочкам».
Согласно Оксфордскому словарю, само слово «pink», как общепринятое название розового цвета, появилось только к 1840-м годам, хотя рецепты окраски в цвет с таким названием уже существовали. Розовый ассоциировался с юностью, здоровьем (in the pink – «в расцвете лет»), но, отнюдь, не женственностью. Многие утверждали, что розовый больше подходит темноволосым и темноглазым молодым людям обоих полов, в то время, как голубой больше подходил светловолосым.
А что в России?
Существует версия, что гендерный маркер для младенцев был случайно сформирован при Павле I. Согласно его указу, новорожденные великих княжеских фамилий становились кавалерами высших степеней российских орденов уже по праву рождения: девочки награждались орденом «Святой великомученицы Екатерины» (красной муаровой лентой), мальчики — орденом «Святого апостола Андрея Первозванного» (с голубой лентой). Красная лента показалась слишком агрессивной и воинственной для девочек, и ее цвет смягчили до розовой. По некоторым версиям, это и положило начало традиции повязывать новорожденным голубые и розовые ленточки. Аристократия, а затем купечество и мещане стали подражать титулованным особам, наделяя своих новорожденных лентами императорских цветов, хотя и без ордено
В других странах существовали другие правила и традиции, связанные с детской одеждой. Считается, что более четкое определение гендерности розового и голубого для детей началось довольно поздно — в начале XX века. В 1927 году в Бельгии розовый для младенцев традиционно считался «мальчишеским» цветом. В Швейцарии голубой цвет считался «девичьим», а в Корее даже в 1980-е годы маленьких мальчиков часто одевали в розовое.
В Америке того времени розовый и голубой были взаимозаменяемыми, гендерно-нейтральными «детскими цветами», как в одежде, так и в других атрибутах. Их очень часто использовали вместе, оформляя детские для мальчиков в пастельной розово-голубой гамме или даря такие открытки на рождение девочек.
Во многом выбор приоритетного цвета диктовался и веяниями моды. Например, в 1893 году Ladies’ Home Journal, опубликовал статью о модных оттенках одежды для маленьких девочек – белый, голубой, рыжеватый, перламутрово-серый, коричневый и ни слова о розовом! Другой популярный глянец, Vogue, в 1900 году обозначил такие тенденции: «Повседневная одежда для маленьких мальчиков, нежно-голубая и розовая».
Толчком к обозначению цветом пола ребенка послужило развитие педологии — науки о детской психологии и методах воспитания. В начале XX века книги —учителя и психолога Гренвилла Стэнли Холла стали очень популярны. Одним из правил воспитания он считал подчеркивание внешнего различия девочек и мальчиков с самого рождения. Конечно, производителям понравилась эта мысль, и они решили обернуть ее в свою пользу. Разделение всех детских вещей по гендерному признаку давало им много преимуществ: увеличение спроса, экономия материалов, невозможность передавать одежду от старшего к младшему ребенку, если им суждено было родиться разнополыми, а так же инновационность, привлекающая внимание.
В 40-х годах произошла еще одна перемена — в моду вошли костюмы морячков, которые до этого были популярны в Англии и России. К тому же в школах для мальчиков была введена более строгая синяя униформа.
Таким образом, к 1950-м годам синий цвет стал ассоциироваться с мужским полом, а розовый, как противоположный в цветовом спектре, с женским. Однако эта ассоциация не была строгой: мальчики все так же носили розовые праздничные рубашки и получали ко дню рождения торты с розовой глазурью, не боясь ни путаницы, ни публичного порицания. А девочки, по-прежнему, красовались в нарядах самых разных цветов, помимо розового.
К 60-м годам розовый в одежде стали носить и взрослые американки. Во многом благодаря Жаклин Кеннеди, которая была иконой стиля и не раз появлялась на публике в розовом.
В 2000-х в обществе уже укоренилось правило «чтобы что-то сделать женским, достаточно сделать это розовым», и красивые блондинки в цвете pink стали главными героинями фильмов и глянца.
В последнее время отношения к розовому упростилось, мужчины все чаще надевают розовый цвет и теперь в розовом пиджаке можно увидеть не только Элтона Джона.
Однако, эта тенденция касается в основном взрослой одежды. Вряд ли ли ваш муж захочет купить в спальню постельное белье и шторы этого цвета, а оформить комнату сына в розовых тонах, пусть и в комбинации с голубым, точно никто не рискнет.
А как вы относитесь к цветовым стереотипам?
Источник:
76 комментариев
6 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена6 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена6 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена6 лет назад
«Голубая кровь» как словесное выражение «аристократизма» появилось в лексиконе Европы не так уж давно - в XVIII веке. Самой распространённой версией считается, что свою «родословную» данный афоризм ведёт из Испании, а если ещё конкретнее, то из испанской провинции Кастилия. Именно так именовали себя надменные кастильские гранды, демонстрируя бледную кожу с проступающими синеватыми прожилками. По их мнению, подобная синеватая бледность кожных покровов есть показатель исключительно чистых аристократических кровей, не осквернённых примесями «грязной» мавританской крови.
Но имеются и другие версии, по которым история «голубой крови» гораздо старше XVIII века, и уже в Средние века было известно о крови «небесного» цвета. Особенно внимательно к «голубой» крови относились церковь и святая инквизиция. В хрониках католического монастыря испанского города Витория зафиксирован случай, произошедший с... одним палачом.
Этот палач с большим практическим «опытом» был отправлен в данную обитель замаливать страшный грех - он казнил человека, который, как выяснилось, являлся носителем «голубой крови». Над палачом, допустившим непростительную «халатность», был учинён инквизиторский суд, который, внимательно рассмотрев необычное дело, вынес вердикт - казнённая жертва совершенно невиновна, поскольку люди с кровью цвета божественных небес не могут быть грешниками. Так что оплошавшему палачу пришлось каяться в святых стенах.
В хрониках XII века, написанных историком Альдинаром и повествующих о военных действиях между Англией и сарацинами, имеются такие строки: «Многократно изранен был каждый герой, но ни капли крови из ран не лилось». Данное обстоятельство указывает на то, что герои являлись обладателями «голубой крови». Почему?
Нет дыма без огня, и нет в нашей жизни простых случайностей. На пустом месте столь образное выражение, как «голубая кровь», появиться не могло. И не могло в этом выражении быть крови никакого другого иного цвета. Только голубой.Энтузиасты, занимающиеся данным вопросом, утверждают, что голубая кровь всё-таки существует на самом деле, и «голубокровные» люди имелись всегда.
Эта особая группа представителей иных кровей чрезвычайно незначительная - всего-то около семи-восьми тысяч человек на весь земной шар. Таких «голубокровных» энтузиасты от «голубой крови» называют кианетиками.
Кианетики - это люди, в чьей крови вместо железа преобладает медь. Сам «голубой» цвет для обозначения необычной крови, скорее, красивый литературный эпитет, нежели реально отражённый факт, поскольку, на самом деле кровь, в которой преобладает медь, имеет лиловый с синью оттенок.
Удалить комментарий?
Удалить Отмена6 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена