Вороненко Дмитро Петрович: плачущий негодяй
Одной такой истории очистки улиц и посвящена эта заметка. Произошли описанные в ней события в Санкт-Петербурге, в 2007 г, в самый разгар белых ночей.
Лена Бойко не вернулась домой из школы 21 мая 2007 г. Время возвращения 5-классницы мама хорошо знала и забеспокоилась сразу, как только поняла, что дочь задерживается.
Сотовый телефон Лены не отвечал и мама помчалась в школу. Попутно набрала телефоны подруг дочери - все они в один голос сказали, что ничего экстраординарного в школе не происходило и после учёбы все разошлись по домам как обычно. Не обнаружив дочь в школе, мать позвонила её отцу (проживали они раздельно) и попросила заняться поисками девочки; сама же направилась в отделение милиции для подачи заявления об исчезновении ребёнка.
Около 2 часов ночи, т.е. уже 22 мая, отец девочки обнаружил её тело в подвале того самого дома №9 по Большой Разночинной улице, в котором проживала Лена. Девочка была частично обнажена и задушена собственной одеждой, то, в каком виде было оставлено тело, не вызывало особых сомнений в сексуальном мотиве нападения.
Оперативное сопровождение расследования убийства было поручено отделению по раскрытию сексуальных преступлений Отдела по расследованию убийств Управления уголовного розыска ГУВД. Руководил отделением майор милиции Владимир Мельничук, непосредственно вели оперативную работу майоры Михаил Савельвев, Игорь Казыханов, капитаны Алексей Родин, Николай Шаншиев, а также старший лейтенант милиции Елена Алексанина. Именно эти люди и раскрыли убийство девочки буквально в 48 часов.
Уже предварительный осмотр тела показал, что убийца осуществил анальный и вагинальный половые акты, причинив жертве специфические повреждения. Но по результатам судебно-медицинской экспертизы стало ясно, что спермы своей насильник не оставил, стало быть, он воспользовался презервативом, что указывало на продуманность его действий и криминальную опытность.
Разночинные улицы - Большая и Малая - находятся на Петроградской стороне Петербурга, это район старой сплошной застройки, довольно престижный и хорошо обжитой. На пути движения Лены к дому находилось большое количество видеокамер, благодаря чему его быстро и без особых затруднений восстановили. Изучение записей показало, что Лена без всяких происшествий вошла в свой подъезд. Нападение на девочку началось в подъезде и именно из подъезда её затащили в подвал - там существовал проход.
Изучения видеозаписей принесло и другой важный результат: никто подозрительный в подъезд перед Леной Бойко не заходил. Ни за 10 минут... ни за 20... ни за час... и даже за полтора!
Сексуальный преступник не может ждать жертву бесконечно долго - он попросту "выгорает", выражаясь иначе, снимает сексуальную потребность в одиночку. Среднее время поиска жертвы сексуальным преступником составляет около 40 минут, может, чуть больше, может - меньше. То, что никаких подозрительных мужчин, входящих в подъезд, на записях обнаружить не удалось, могло означать, что убийца жил в подъезде и попросту из него не выходил, либо... он действительно не входил в подъезд с улицы. Но он мог пройти в подъезд через подвал, в который существовало несколько входов, в т.ч. из двора.
Камеры видеобнаблюдения зафиксировали некоего подозрительного мужчину, входившего во двор дома №9 примерно за 40-45 минут до появления Лены Бойко. Почему мужчину сочли подозрительным? Да потому, что он не вышел из двора, хотя в доме не проживал и никто из жильцов его не знал, что выяснилось после поголовного опроса проживаших в доме людей. В принципе, двор был проходным, поэтому нельзя было быть уверенным в том, что в кадр попал именно убийца, однако, поробовать отыскать его следовало.
Слева: кадр видеозаписи одной из уличных камер видеобнаблюдения, зафиксировавшей приближение Лены Бойко к дому. Справа: кадр той же самой видеозаписи, сделанный примерно 45 минутами ранее. Внимание оперативников привлёк мужчина, вошедший во двор того же самого дома, в котором проживала убитая девочка, и не вышедший обратно. Мужчина в доме не проживал и никто из жильцов его не знал. Уйти он мог через подвал, но в подвале была убита Лена. И потом, если у человека честные намерения, то к чему такая конспирация?
Опросом удалось выявить свидетелей, видевших подозрительного мужчину и даже неплохо его рассмотревших. Рост неизвестного составлял 178 см, что довольно просто определеялось по кадрам видеозаписи и хорошо соответствовало показаниям видевших его. Это был брюнет, имевший хорошо различимую особую примету - старый шрам на верхней губе справа. То ли из-за этого, то ли по какой другой причине, в лице неизвестного было что-то неприятное, по мнению свидетелей,он производил нехорошее впечатление.
Обстоятельства произошедшего на Большой Разночинной трагедии сильно напоминали случившееся вечером 8 декабря 2006 г на проспекте Стачек. Тогда в подвале многоквартирного дома №46 оказалась убита 10-летняя Лида Погодина.
Девочка вышла из квартиры буквально на 10 минут для того, чтобы забрать CD-диск у подруги, проживавшей в доме напротив. Когда Лида не вернулась, мама начала её розыск и первым делом позвонила подруге, к которой направилась дочь. Выяснилось, что Лида так и не явилась за диском. Розыск девочки начался немедленно и закончился в 23:35 обнаружением в подвале её полураздетого тела.
Девочка была изнасилована точно также, как и Лена Бойко, после чего задушена собственной одеждой. Спермы преступника криминалисты не обнаружили.
Внимание сотрудников милиции привлекла информация о подозрительном мужчине, пытавшимся в предшествующие дни знакомиться со школьницами возле школы №388. Школа находилась на удалении всего 200 м от дома, явившегося местом совершения преступления. В декабре 2006 г был составлен композиционный портрет этого человека.
Приметы его хорошо соответствовали описанию мужчины, вошедшего во двор дома №9 по Большой Разночинной улице за некоторое время до появления Лены Бойко.
Слева: портрет подозрительного мужчины, составленный по описаниям свидетелей, видевших его входящим во двор дома №9 по Большой Разночинной улице менее чем за час до убийства в мае 2007 г Лены Бойко. Справа: описание мужчины, на протяжении нескольких дней заговаривавшего со школьницами у школы №388 на пр.Стачек в декабре 2006 г неподалёку от дома, в котором 8 декабря была убита Лида Погодина.
Конечно, всех отмеченных совпадений было недостаточно для того, чтобы без колебаний заявлять о появлении в Санкт-Петербурге серийного убийцы-педофила, однако подобное предположение следовало рассматривать как вполне вероятное.
При осмотре вещей Лены Бойко и подвала, в котором было совершено убийство, сотрудники милиции обратили внимание на отсутствие сотового телефона девочки. С большой долей вероятности можно было предположить, что убийца его похитил. Если в дальнейшем он не избавился от него, то появлялся шанс посредством триангуляции сигнала сотовыми вышками определить его примерное местоположение. Обращение к сотовым операторам позволило установить, что из телефона извлечена sim-карта, однако батарея оставалась в корпусе и положение телефона определелялось без особых проблем. Устройство 22 и 23 мая не использовалось и всё время находилось в Кировском районе, возможно, убийца оставил его по месту проживания. Если преступник действительно проживал в Кировском районе, то это хорошо соответствовало предположению о его причастности к убийству Лиды Погодиной (проспект Стачек относится к этому району), ведь обычно сексуальные преступники начинают совершать преступления поблизости от места жительства и постепенно расширяют "ареал" своей охоты.
Следствием было принято решение сосредоточить все усилия по поиску убийцы в Кировском районе. К работе были привлечены участковые милиционеры и оперативные сотрудники райотдела. Задача сводилась к выявлению мужчины, соответствующего описанию, полученному после убийства на Большой Разночинной; человек этот скорее всего был судим, мог жить без регистрации и нигде не работать. Фактически он находился на нелегальном положении... В его розыске главную роль должны были сыграть оперативные возможности органов милиции на территории района.
Милиция сработала на "отлично". "Конфиденты" сообщили, что в квартире некоей 35-летней Тамары обретается человек, отлично соответствующий приметам разыскиваемого: рост несколько ниже 180 см, брюнет, широкое лицо, шрам на верхней губе справа. Когда по указанному адресу прибыли сотрудники милиции, выяснилось, что мужчина отправился на "халтуру" в Калининский район и должен возвратиться во второй половине дня. Человек этот официально не работал, однако подхалтуривал квартирным ремонтом.
Звали подозрительного мужчину Вороненко Дмитрий Петрович, он являлся гражданином Украины и подчёркивал свою "украинскость" тем, что просил называть себя "Дмитро", как это записано в его паспорте. Учитывая, что отец мужчины был киргизом, а сам Дмитро имел внешность далеко не славянскую, потуги быть "щирым украинцем" выглядели до некоторой степени странно (приходит на ум старый советский анекдот про "коммунистический интернационализм": что будет, если скрестить ежа и глиста?).
Когда во второй половине дня 24 мая Дмитро, возвращаясь с "халтуры", подошёл к двери квартиры, его встретили неулыбчивые мужчины в штатском. Дмитро пытался бежать, но убежал он недалеко, был пойман, закован в наручники и посажен в автомашину. Плакать Дмитро начал прямо в автомашине. В принципе, после задержания плачут многие - само по себе подобное проявление шока не является чем-то исключительным - но Дмитро помимо слёз ещё и причитал: "ну как же так? ну что же теперь будет? мне конец, да? что же со мной теперь станется?"
Это не шутка и не авторское преувеличение - эти причитания и слёзы попали в оператиную видеозапись, которая осуществлялась сотрудниками милиции. Проявленное Вороненко малодушие поразило даже оперсотрудников - задержанного толком ещё ни в чём не обвинили, а у него уже случился нервный срыв! Вместе с тем, такая реакция сама по себе выглядела саморазоблачительно - люди, которые не знают за собой греха, держатся совсем иначе...
Вороненко не особенно и запирался - он быстро скис и признался в убийстве сначала Лены Бойко в мае 2007 г, а потом и в убийстве Лиды Погодиной в декабре 2006 г. При обыске в вещах Дмитро был найден телефон последней жертвы, но... не только! У преступника оказался также телефон убитой в марте 2007 г Алёны Гнатюк, эффектной и яркой студентки 21 года.
Это преступление никто с Вороненко не связывал. Алёна предполагала провести ночь с 3 на 4 марта в обществе ухаживавшего за нею курсанта военно-морского училища, однако, тому не удалось покинуть расположение части и он сообщил Алёне, чтобы та возвращалсь к себе домой без него. Девушка вышла из станции метро "Чёрная речка" и послала ему sms-ку, в которой проинформировала его, что встретила друга и дойдёт до дома вместе с ним. Гнатюк училась в Университете морского и речного флота и родом была из Тверской области. Когда труп Алёны был обнаружен и началось расследование, то посланную ею sms-ку расценили как свидетельсвто того, что она повстречала возле станции метро знакомого со своей "малой Родины". Весной 2007 г убийцу Гнатюк искали в Тверской области, прверяя тамошние связи жертвы.
Вороненко заговорил с Алёной возле станции метро и предложил её проводить, поскольку дело шло к полуночи. Они прошли, спокойно разговаривая, около 1,2 км и только тогда Вороненко напал. Убийство было совершено на ступенях, ведущих в подвал, сам подвал был закрыт и убийца туда попасть не смог. Алёна была задушена обрезком электрического провода, кроме того, её возраст и типаж совершенно не соответствовали то, что отмечалось в деле Лиды Погодиной, поэтому неудивительно, что данные убийства между собою не связывались.
Уже после дачи признательных показаний об убийстве Алёны Гнатюк, Дмитро неожиданно заявил, что им освершено ещё одно убийство. Речь шла преступлении, жертвой которого стала 19-летняя Екатерина Федотова, жительница Кронштадта, возвращавшаяся домой вечером 17 марта 2007 г. Убийство произошло в Калининском районе рядом с домом №50 по Полюстровскому проспектому и оказалось во многом похожим на случившееся с Алёной Гнатюк - злоумышленник сначала предложил проводить симпатичную девушку до автобусной остановки, а затем неожиданно напал. Для осуществления полового акта Вороненко затащил жертву на территорию стройки, там же спрятал труп. У жертвы убийца забрал сотовый телефон, наличне деньги и украшения. Ему очень повезло, поскольку тело обнаружили спустя более месяца, когда тающий снег и дожди уничтожили следы и в значительной степени разрушили биологические улики.
Наконец, после всех этих признаний, Вороненко "взял" на себя ещё одно преступление. 25 августа 2006 г он напал на 17-летнюю студентку лицея моды и жестоко её изнасиловал. Преступление произошло на улице Лёни Голикова в Кировском районе Санкт-Петербурга. Потерпевшая несколько раз теряла сознание и приходила в себя. Её беспамятство, по-видимому, и спасло ей жизнь, Вороненко бежал, посчитав, что жертва мертва.
Дмитро Вороненко родился 29 июля 1971 г в Киргизской ССР в интернациональной семье, в возрасте 16 лет переехал в город Кривой Рог на Украине и там же ещё в советское время закончил ПТУ. Впервые осужден за кражу в 1989 г на 3 года, потом срок был продлён ещё на 2. После освобождения подался в Россию, в 1995 г осел в Петербурге, перебивался случайными заработками, регулярно воровал. Первый раз судим за кражу в 1997 г, был приговорён к 2 годам лишения свободы условно. В 1999 г вторично судим за причинение тяжкого вреда здоровью, в 2000 г - третья судимость за кражу. В ходе третьего суда признал свою вину, был амнистирован и освобожден из-под стражи в зале суда.
В октябре 2001 г Дмитро Вороненко вновь попал под следствие, на этот раз по обвинению в 4 изнасилованиях, совершенных на территории Невского района Санкт-Петербурга. Уголовное дело №194456 получилось довольно сложным, следствие и суд тянулись до декабря 2004 г. Приговором, вынесенным 23 декабря 2004 г, Вороненко было назначено наказание в виде 5,5 лет лишения свободы, он должен был находиться в заключении до 4 апреля 2007 г. Однако случилось почти невероятное - Дмитро был оставлен в отряде хозобслуги следственного изолятора и собственно в ИТК так и не попал. Он так хорошо обслуживал администрацию изолятора, что та ходатайствовала о его досрочном освобождении.
В характеристике на Вороненко сообщалось, будто он ранее не судим и отличным трудом дал пример исправления, что не соответствовало действительности. Вороненко на территории России был судим неоднократно и имел взыскание, наложенное администрацией, за сокрытие двух заточенных предметов. Кроме того, администрации изолятора "Кресты" было известно о угрозах с его стороны в адрес подследственных. Появление странной характеристики, как и сам факт оставления Вороненко в "Крестах" после вынесения приговора, можно объяснить сотрудничеством осужденного с оперчастью изолятора. Проще говоря, преступника, по-видимому, использовали в оперативной работе среди находящихся под стражей в качестве "подсадного". Так это или не так, никто никогда не скажет, но без подобного предположения досрочное освобождение будущего убийцы объяснить сложно.
Примечательно, что суд Невского района отклонил ходатайство о досрочном освобождении Вороненко. На это решение осужденный подал кассационную жалобу в городской суд, который отменил решение районного суда и постановил провести новое рассмотрение.
В результате будущий убийца в марте 2006 г вышел на свободу. Согласно условиям освобождения он должен был быть выдворен из России, но по странному стечению обстоятельств Управление ФМС по Санкт-Петербургу не озаботилось этим пустяком. В результате сексуальный преступник-рецидивист - и притом иностранный подданный! - остался на территории России. Если бы не условно-досрочное освобождение из-под стражи, то как минимум 3 из 4 жертв Вороненко остались бы живы...
Остаётся добавить, что 20 марта 2008 г Вороненко был приговорён к пожизненному заключению. Примечательно, что обвинение требовало казни подсудимого, но суд, к счастью, эмоциям не поддался (тут самое место напомнить историю Ретунского, серийного убийцы, приговорённого к расстрелу и благодаря этому вышедшему на свободу). Осужденный пытался обжаловать приговор в Верховном суде РФ, но высшая инстанция оставила его без изменений. В настоящее время Вороненко жив, относительно здоров и отбывает наказание в колонии "Полярная сова". Плачет ли он там, автор не знает, но знает точно, что там Дмитро очень плохо.
Разоблачение Дмитро Вороненко явилось отличным примером слаженной работы различных подразделений криминальной милиции ГУВД Санкт-Петербурга и Ленинградской области, высокого профессионализма оперативных сотрудников. Они в кратчайшие сроки отыскали преступника, совершившего почти идеальное убийство и сумевшего оставить минимум следов. Сотрудникам милиции помогли опыт и профессиональное мастерство, а именно - умение работать со свидетелями, правильно оценивать и анализировать получаемую информацию, вычленять важные поисковые признаки, перспективно мыслить и "просчитывать" поведение преступника. Именно ежедневная невидимая посторонним работа правоохранительных органов делает наши улицы чище, а нашу жизнь - безопаснее.
И на правах рекламы: приезжайте в Питер на белые ночи - у нас красиво и безопасно!
Больше фото на источнике http://murders.ru/lenta_269.html
Источник:
19 комментариев
6 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена