Как расстреливали 22 танковую дивизию из пулеметов
Я решил посмотреть боевой путь этой танковой дивизии. Дивизия сформирована в марте 1941 года в Западном Особом военном округе в составе 14-го механизированного корпуса на базе 29-й танковой бригады.
В начале войны дивизия входила в первый эшелон войск 4-й армии Западного особого военного округа. Располагалась за рекой Мухавец, южнее Бреста, в 3-4 километрах от границы. На 22 июня имела в своём составе 235 танков, 34 орудия и 8800 человек личного состава.
До марта 1941 года 22 танковая дивизия, это 29 танковая бригада сформированная по штату 1937 года. В 1937 г. принят новый штат механизированных соединений, им предусматривалось: «… 4) установить штатную численность танков на уровне: легкотанковая бригада - 278 танков БТ, танковая бригада - 267 Т-26, тяжелотанковая бригада - 183 (136 Т-28, 37 БТ, 10 химических), бригада Т-35 - 148 (94 Т-35, 44 БТ и 10 химических), танковый полк - от 190 до 267 танков…»
К чему это? Танковая дивизия 1941 года рождения меньше танковой бригады, которая воевала в Финляндии, а ведь танковая бригада вела боевые действия там.
Вот краткая характеристика 29 ТБР в Финляндии. Командир – комбриг Кривошеин, комиссар – полковой комиссар Илларионов. Бригада прибыла из Бреста 27 февраля 1939 года, имея в своем составе 165, 168, 170 и 172-й танковые батальоны, 216-ю разведывательную и 66-ю саперную роты, всего 256 танков Т-26. До 12 марта танкисты занимались боевой подготовкой, знакомились с ДОТ, стреляли по целям и т. д. Принимали участие в штурме Выборга. В ходе боёв было потеряно 9 танков и 40 чел. убитыми и ранеными.
После боёв в Финляндии бригада прибыла в место постоянной дислокации – Брест. В последующем произошло переформирование бригады в дивизию. Добавились тыловые подразделения, артиллерия.
Командующий 4 армией В. И. Чуйков говорил о переносе места дислокации 22-й ТД в другой район, но Д. Г. Павлов решил по своему. Из книги - Егоров Д.Н. “30 июня 1941. Разгром Западного фронта” : «…в 4-й армии имело место скученное расположение войск в непосредственной близости к государственной границе (6-я и 42-я стрелковые дивизии в Брестской крепости и 22-я танковая дивизия в Южном военном городке), которое было обусловлено лишь наличием казарменного фонда, а не какими-либо соображениями тактического характера. Все попытки командующего армией генерал-лейтенанта В. И. Чуйкова противостоять Д. Г. Павлову в его стремлении разместить формируемый 14-й механизированный корпус в привилегированных (в бытовом смысле) условиях закончились его снятием и отправкой военным советником в китайскую Тмутаракань…»
В 4 часа утра, 22 июня 1941 года, как только открыла огонь вражеская артиллерия, командир дивизии генерал В. П. Пуганов, не дожидаясь распоряжений сверху, самостоятельно объявил боевую тревогу и направил к Бугу для прикрытия границы дежурные танковые подразделения.
Из воспоминаний Сандалова (нач. штаба 4 армии): «Этот городок, — пишет Сандалов, — находился на ровной местности, хорошо просматриваемой со стороны противника... расположение частей было скученным... Красноармейцы спали на 3—4-ярусных нарах, а офицеры с семьями жили в домах начсостава поблизости от казарм... По тревоге дивизия выходила в район Жабинки и севернее (т.е. назад от границы – авт.). При этом дивизии предстояло переправиться через р. Мухавец, пересечь Варшавское шоссе и две железнодорожные линии... Это означало, что на время прохождения дивизии прекращалось в районе Бреста всякое движение по шоссейным и железным дорогам...»
В первые часы войны дивизия потеряла значительную часть своей техники. Танки и артиллерия, не выведенные из парков, в результате вражеской бомбардировки с воздуха оказались под развалинами. Автомобили и цистерны, сосредоточенные на открытых площадках, были уничтожены артогнём. Попытки вывести технику из-под обстрела стоили жизни многим командирам и красноармейцам. В числе других погибли при этом заместитель командира дивизии по политической части полковой комиссар Алексей Алексеевич Илларионов и помощник по технической части командира дивизии военинженер 2-го ранга Ефим Григорьевич Чертов. Но по сравнению с другими соединениями первого эшелона армии потери в личном составе здесь были гораздо меньше. После сбора дивизии по тревоге на берег Буга был выдвинут и весь мотострелковый полк, который вместе с дежурными танковыми подразделениями успешно противодействовал переправлявшимся через реку войскам противника.
Утром 22 июня блестяще проявил себя 44-й танковый полк, во главе которого стоял командир майор Иван Дмитриевич Квас (единственный оставшийся в живых командиров дивизии). Выдвинувшись к Бугу между крепостью и селением Кодень, он вовремя пришёл на помощь мотострелковому полку дивизии. Тесно взаимодействуя друг с другом, эти два полка смяли переправившиеся через реку немецкие части и остатки их отбросили за Буг. Особенно отличился тогда батальон капитана С. И. Кудрявцева: ему удалось потопить вражеский десант, следовавший на 12 лодках по реке Мухавец, в обход Бреста с юга. Тяжело раненный Кудрявцев был эвакуирован в Кобрин.
Понёсшая потери дивизия отходила к Жабинке. С танкистами смешались команды новобранцев, жители Бреста и даже артисты Московской эстрады, которые накануне выступали в Брестском театре. Остатки дивизии к 12 часам дня вышли в район сосредоточения, почти не имея горючего, боеприпасов и средств связи. К 15 часам командир дивизии донёс, что все силы, которыми он располагает, состредоточились в 8 км юго-западнее Жабинки.
Во второй половине дня дивизия вступила в бой с 3-й танковой дивизией генерал-лейтенанта Моделя. Вскоре был тяжело ранен начальник штаба дивизии подполковник А. С. Кислицын. 23 июня, имея около 100 танков, дивизия участвовала в контрударе 14-го мехкорпуса в районе Бреста. В бою под Жабинкой с 3-й танковой дивизией немцев понесла потери и под угрозой окружения отошла к Кобрину, где подверглась ударам авиации. В бою погиб командир дивизии генерал-майор В. П. Пуганов. Командование принял полковник И. В. Коннов. 24 июня совместно с 30-й танковой дивизией, имея в общей сложности 25 танков, остановила войска 47-го немецкого моторизованного корпуса генерала Лемельзена на рубеже реки Щара, юго-восточнее Барановичей. 25 - 28 июня вела бои в районе Слуцка с 3-й танковой дивизией немцев. К исходу 28 июня в дивизии оставалось 450 человек, 45 автомашин, танков не было. Расформирована 28 июня 1941 года.
Источник:
8 комментариев
6 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена6 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена6 лет назад
-----
Вот тебе первый абзац полностью. Итак повторяю вопрос: КАКОЕ ОТНОШЕНИЕ ИМЕЕТ ЗАГОЛОВОК К ТЕКСТУ!??
(Кроме того что в текст воткнута часть фразы из заголовка.)
Удалить комментарий?
Удалить ОтменаУдалить комментарий?
Удалить Отмена6 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена