Великолепие костюмированного бала Романовых в раскрашенных фотографиях 1903 года
В 1903 году царская семья устроила бал-маскарад, на который пригласили 390 гостей. Согласно указу, все прибыли в костюмах эпохи царя Алексея Михайловича («допетровского времени»). Придворные дамы – в сарафанах и кокошниках, кавалеры – в костюмах бояр, стрельцов или сокольничих. Наряды создавались заранее по эскизам художника Сергея Соломко под руководством консультантов. На балу также использовали 38 оригинальных царских предметов 17-го века из Оружейной палаты.
Царь рассматривал тот бал как шаг к возрождению обрядов и одежд московского двора. Но, как известно, дальнейшие события тому не благоприятствовали. Сначала Русско-японская война, затем революция 1905 года, которую Ленин назовёт генеральной репетицией событий 1917 года, и наконец, отречение царя Николая II от престола.
Тот памятный бал вошёл в историю, отчасти благодаря сохранившимся фотографиям. Празднество длилось два дня. В первый день пировали и танцевали, а во второй прошёл маскарад. Лучшие петербургские фотомастера запечатлели гостей, а снимки вышли в специальном «Альбоме костюмированного бала в Зимнем дворце», который распространился среди участников мероприятия.
Роскошные костюмы, богато украшенные редкими мехами и драгоценными камнями, обошлись своим владельцам в целые состояния. Несколько нарядов сбереглись в фондах Эрмитажа. Ольга Ширнина, фотоколорист из Москвы, раскрасила фотографии того знаменательно празднества и опубликовала их на своей странице Flickr Klimbims, где можно найти и оригинальные чёрно-белые фотографии. Мы уже знакомы с мастерством колориста по раскрашенным портретам известных личностей прошлой эпохи. Но эти фотографии, ожившие в красках, даже напоминают золотые картины Густава Климта.
Зинаида Юсупова.
Графиня София Александровна Ферзен, урождённая княжна Долгорукая.
Одна из участниц бала.
Александра Фёдоровна.
Николай II и Александра Фёдоровна.
Николай II.
Портрет графини Ольги Константиновны Орловой.
Фрейлина Графиня Елизавета Александровна Шереметева.
Корнет лейб-гвардии Конного полка А. А. Колюбакин в наряде сокольничего времён царя Алексея Михайловича.
Екатерина Ильинична Татищева (Бибикова).
Фрейлина императрицы Дарья Михайловна Бибикова.
Княгиня Ксения Александровна.
Александра Александровна Танеева.
Зинаида Юсупова.
Графиня Мария Александровна Келлер, урождённая княжна Шаховская.
Графиня Елизавета Васильевна Мусина-Пушкина, урождённая Капнист.
Фрейлина императрицы Александры Фёдоровны княжна Елизавета Николаевна Оболенская.
Княгиня Вера Максимилиановна Кудашева, урождённая графиня Нирод.
Фрейлина Ольга Петровна Баранова.
Фрейлина, княгиня Е. В. Барятинская.
Мадемуазель Натали Звегинцева.
Графиня Наталия Федоровна Карлова, урождённая Вонлярская.
Елена Николаевна Безак, (Шипова).
Фрейлина императрицы баронесса Эмма Владимировна Фредерикс.
Фрейлина княжна Варвара Александровна Долгорукая.
Княгиня Зинаида Николаевна Юсупова.
Источник:
11 комментариев
5 лет назад
С спокойною важностью лиц,
С красивою силой в движеньях,
С походкой, со взглядом цариц,-
Их разве слепой не заметит,
А зрячий о них говорит:
«Пройдет словно солнце осветит!
Посмотрит рублем подарит!»
Идут они той же дорогой,
Какой весь народ наш идет,
Но грязь обстановки убогой
К ним словно не липнет. Цветет
Красавица, миру на диво,
Румяна, стройна, высока,
Во всякой одежде красива,
Ко всякой работе ловка.
И голод и холод выносит,
Всегда терпелива, ровна…
Я видывал, как она косит:
Что взмах то готова копна!
Платок у ней на ухо сбился,
Того гляди косы падут.
Какой-то парнек изловчился
И кверху подбросил их, шут!
Тяжелые русые косы
Упали на смуглую грудь,
Покрыли ей ноженьки босы,
Мешают крестьянке взглянуть.
Она отвела их руками,
На парня сердито глядит.
Лицо величаво, как в раме,
Смущеньем и гневом горит…
По будням не любит безделья.
Зато вам ее не узнать,
Как сгонит улыбка веселья
С лица трудовую печать.
Такого сердечного смеха,
И песни, и пляски такой
За деньги не купишь. «Утеха!»
Твердят мужики меж собой.
В игре ее конный не словит,
В беде не сробеет,- спасет;
Коня на скаку остановит,
В горящую избу войдет!
Красивые, ровные зубы,
Что крупные перлы, у ней,
Но строго румяные губы
Хранят их красу от людей
Она улыбается редко…
Ей некогда лясы точить,
У ней не решится соседка
Ухвата, горшка попросить;
Не жалок ей нищий убогий
Вольно ж без работы гулять!
Лежит на ней дельности строгой
И внутренней силы печать.
В ней ясно и крепко сознанье,
Что все их спасенье в труде,
И труд ей несет воздаянье:
Семейство не бьется в нужде,
Всегда у них теплая хата,
Хлеб выпечен, вкусен квасок,
Здоровы и сыты ребята,
На праздник есть лишний кусок.
Идет эта баба к обедне
Пред всею семьей впереди:
Сидит, как на стуле, двухлетний
Ребенок у ней на груди,
Рядком шестилетнего сына
Нарядная матка ведет…
И по сердцу эта картина
Всем любящим русский народ!
Удалить комментарий?
Удалить Отмена5 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена5 лет назад
"Можно заметить, что на старинных фотографиях люди не улыбаются, выражения лиц и позы статичны. Время экспозиции занимало несколько минут, и фотографируемый объект должен был оставаться неподвижным.
Первая фотография, изобретенная в 1826 году, требовала 8 часовой выдержки. С изобретением дагерротипа в 1839 году время уменьшилось до 15 минут. Не удивительно, что люди выбирали наиболее комфортное положение тела и выражения лица.
Чтобы обеспечить максимальную неподвижность клиента, фотографы использовали вспомогательные средства: удобные кресла с подлокотниками и специальные устройства жутковатого вида – копфгалтеры, что в переводе с немецкого означает «держатель головы». Устройство представляло собой длинную тяжелую подставку, наверху которой были специальные крепления-фиксаторы для головы. С годами время выдержки сокращалось, однако все равно оставалось большим. Улыбку было трудно сохранять несколько минут, что приводило к смазыванию. Поэтому фотографами были установлены правила: не говорить, не двигаться, не улыбаться.
Вторая причина серьезности объясняется отношением к съемке как особому случаю, официальному и торжественному, серьезность подхода можно сравнить с сегодняшней к фотографии на документы. Ранние фотографии вобрали в себя традиции европейской живописи, где улыбка считалась уделом бедных, детей или простаков. Сначала только богатые могли позволить себе съемку, а улыбка на портрете в их среде считалась неподобающей. Правилом этикета и эталоном красоты для высших сословий были небольшие плотно сжатые губы и серьезное выражение лица.
Снимать детей было еще сложнее. Каждый фотограф изобретал свои способы, чтобы ребенок в момент съемки не капризничал и сидел неподвижно. Для этого детей усаживали на колени и придерживали, отвлекали внимание птичками и животными в клетке. О съемке ребенка отдельно от родителей не могло быть и речи, поэтому появился довольно странный по сегодняшним меркам жанр фото со спрятанными мамами. Они одновременно держали детей и скрывались всевозможными способами."
Удалить комментарий?
Удалить Отмена