«И вновь продолжается бой» (1974). История песни
Изначально «И вновь продолжается бой» была сочинена для церемонии закрытия XVII съезда ВЛКСМ, проходившего в апреле 1974 года. Пахмутова вспоминала, что запись песни проходила в авральном режиме — Иосиф Кобзон и ВИА ПЕСНЯРЫ потратили на неё целую ночь.
На съезде композиция прозвучала, после чего её… запретили. Что, согласитесь, выглядело чрезвычайно странно для столь идеологически выверенной песни. Тем не менее, у чиновников от культуры были претензии не только в отношении текста (такое случалось регулярно), но и в отношении музыки (впервые за всю карьеру Пахмутовой).
А. Пахмутова:
«Был такой штамп, что на съездах партии должны исполняться солидные медленные песни, выводить их должны величественные баритоны из Большого театра. А у нас был комсомольский съезд — молодые люди, полные энергии. И я решила написать свежую молодежную песню. Кстати, с комсомольцами у нас никаких заморочек не было — они приняли песню.
…Цензорам она показалась слишком сумасшедшей. Роковые барабаны, ритм, энергетика…».
Кроме того, цензоров сильно смущала строчка — «И юный Октябрь впереди». Это что же — у нас ожидается ещё одна революция? Над той же строчкой втихомолку посмеивались и граждане, критически настроенные к советской власти — мол, «есть у революции начало, нет у революции конца», «И Брежнев такой молодой»…
Конечно же, авторы «И вновь продолжается бой» не имели в виду никакого социального переустройства — они просто воспевали революционную энергию, которая должна вдохновлять молодёжь на новые свершения и подвиги.
В мире зной и снегопад…
Мир и беден и богат…
С нами юность всей планеты —
Наш всемирный стройотряд!
А. Флоря «Портрет Дориана Грея»:
«Да, никакой крамолы здесь не было, но, право, лучше бы она была. То есть лучше бы поэты действительно ударили в набат, предупредив о перерождении системы».
К чести Пахмутовой, ничего менять в песне она не стала.
А. Пахмутова:
«Я никогда не делала трагедии из того, что ту или иную песню запретили. Всегда относилась к этому философски: не сегодня — значит завтра выйдет».
И, действительно, уже через полтора года «И вновь продолжается бой» прозвучит на сцене «Песни года — 75» в исполнении Льва Лещенко
По иронии судьбы, СССР ждала не революция, а контрреволюция, приведшая не только к падению социалистического строя, но и к распаду страны. Вместо «юного Октября», россиян ждал октябрь 1993-го, когда танки стреляли по Белому дому.
Это событие очень сильно повлияло на бывшего яростного антисоветчика Егора Летова — настолько, что лидер ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ вступил в ряды Национал-большевистской партии Лимонова и резко изменил свой репертуар. По сути, именно благодаря Летову старая песня Пахмутовой возродилась в новом качестве. Оказалось, что бой действительно продолжается, а революционный Октябрь вполне, может оказаться «впереди».
Недаром к 100-летию одного из важнейших событий ХХ века российские власти пошли на хитрость. Поняв, что замолчать юбилей не удастся, они пустили по СМИ странный термин «Великая русская революция», чтобы смешать в одну кучу совершенно разные по содержанию Февральскую и Октябрьскую революции и главное — ни в коем случае не произносить слова «социалистическая». Тонко…
Нечто подобное произошло и с песней «И вновь продолжается бой».
Её мощная энергетика оказалась весьма благодатной для разного рода современных интерпретаций. Но, если Летов пел песню вполне серьёзно, то другие версии носили явный оттенок ёрничества.
В нулевых годах нового века на «И вновь продолжается бой» был даже сделан танцевальный ремикс (от проекта B&G). А вскоре появилось и видео, где под этот ремикс лихо отплясывают чернокожие парни в… Нью-Йоркском метро.
Да и в исполнении группы ЛЕНИНГРАД воспринимается, скорее, как стёб.
Из других каверов на песню наиболее талантливым и необычным стала инструментальная версия новосибирского трио SILENZIUM, выпущенная в 2015 году. К песне было снято и видео, где трое девушек в пионерских нарядах, стоя у памятника Ленину, играют хит Пахмутовой на скрипках и виолончели. Девушки говорят, что песня выбрана не случайно — мол, они вполне разделяют идет коммунизма и всегда голосуют за КПРФ (заметим, что нынешний мэр Новосибирска — Анатолий Локоть — как раз из этой партии).
Лидер группы SILENZIUM Наталья Григорьева:
«Я себе представляю общество будущего, конечно же, коммунистическим и справедливым. А еще ориентированным не на стяжание (надеюсь, деньги упразднят в будущем, и просто все будут иметь в равной степени все необходимое для жизни), а на созидание новых идей и на творчество в широком смысле этого слова».
На этом группа не остановилась и уже в 2017-м подготовила очередной кавер — на этот раз на песню Пахмутовой «Любовь, комсомол и весна». Но и в этих версиях, разумеется, не обошлось без лёгкой (пусть и доброжелательной) постмодернистской иронии.
24 комментария
5 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена5 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена5 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена5 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена5 лет назад
столько эпитетов сразу)
не буду разводить вкусовщину. Мне не кажется этот пахмутовский кунстштюк таким уж шедевром. Конструктор из музыкальных штампов - не более. Слушабельно, патетично, подходит для официоза - или будете утверждать, что советская мОлодежь заслушивала мелодиевский миньон с этой шнягой до дыр? Так я не поверю, т.к. прекрасно помню свою юность. Если просто поныть "вот тогда была мууууузыка, а щя говно!" - то я пас.
Удалить комментарий?
Удалить Отмена5 лет назад
Напишите мне, что заслУшивала молодежь до дыр. Просветите, так сказать.И напишите из каких штампов создана музыка, что-то не один не вспоминается.
Удалить комментарий?
Удалить Отмена5 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена5 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена5 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена