Брунгильда и Фредегонда: реальная история «Кольца Нибелунгов»
Коварная соблазнительница и жестокая правительница
Начнём с Фредегонды (той, что была красивая). Она действительно отлично выглядит на старинных портретах, а её жизненный путь доказывает, что красотой Фредегонда умела отлично пользоваться.
Свой жизненный путь она начала скромной служанкой в свите королевы Одоверы, супруги Хильперика I, короля франков из династии Меровингов. Хильперик правил Суассонским королевством, которое также называли Нейстрией.
Согласно позднейшим легендам, сначала Фредегонда стала любовницей короля. Затем, когда его супруга родила дочь (в отсутствие мужа), Фредегонда остроумно посоветовала королеве самостоятельно окрестить дитя, не доверяя это ответственное дело посторонним тётушкам. Доверчивая Одовера стала крёстной матерью для собственной дочери. Хильперик вернулся и обнаружил, что жена стала ему кумой — фактически близкой родственницей, брак с которой был невозможен. Теперь у Хильперика появился веский повод разорвать брак с Одоверой (матерью ещё троих его сыновей, между прочим). Он отослал Одоверу в монастырь, однако на Фредегонде не женился: искал брак повыгоднее. И таки нашёл.
(Свадьба Сигиберта и Брунгильды)
Брат Хильперика Сигиберт (тоже король франков, но другой части франкских земель, позднее названной Австразией) был женат на дочери короля вестготов Брунгильде. Да-да, это о ней пойдёт речь немного позднее. Хильперик решил, что ему тоже нужно породниться с могущественными вестготами и попросил руки сестры Брунгильды — Галесвинты. Атанагильд, король вестготов, сомневался, отдавать ли любимую дочь за прелюбодея, который, по слухам, жил со служанкой. Однако Хильперик пообещал Галесвинте щедрый свадебный подарок — города Бордо, Лимож, Каор, Беарн и Бигор, а Фредегонду пообещал от себя удалить.
Этот брак продлился около года. Потом Галесвинта надоела Хильперику, и он приказал её задушить, а Фредегонду вернуть. Вероятно, это должно что-то сказать о силе истинной любви, но «Французские хроники» отзываются о Фредегонде крайне нелестно. Хотя бы потому, что король женился на ней спустя всего несколько дней после смерти Галесвинты, что даже по тем временам было крайне неприлично.
(Изображение: Хильперик избавляется от надоевшей жены, миниатюра из «Больших французских хроник»)
Брунгильда обиделась за сестру. Если Фредегонда олицетворяет образ коварной соблазнительницы, то Брунгильду рисуют иначе: властной и жестокой соправительницей своего мужа, имевшей на него большое влияние. Она подговорила Сигиберта отправиться войной на брата. Войне способствовало ещё и то, что общенародное собрание с участием третейских судей постановило, чтобы Хильперик отдал Брунгильде свой свадебный подарок для Галесвинты — то есть пять городов.
Решение суда обуславливалось именно виной Хильперика в смерти Галесвинты: это была вира, и король особо не скрывал, что придушил надоевшую жену подушкой.
Расстроившись из-за потери городов, Хильперик двинул войска на земли брата и занял Пуатье и Тур. Здесь противостояние стало неминуемым, и Брунгильда радостно бросилась в жар сражений, увлекая за собой послушного мужа.
Престольные игрища
(Изображение: Фредегонда подсылает убийц к Сигиберту)
Поначалу Хильперик терпел неудачи, так что Фредегонде снова пришлось взять дело в свои руки. Она наняла двух убийц, которые добились приёма у Сигиберта и закололи его отравленными кинжалами. Вскоре после этого Брунгильду взяли в плен. Её отправили в Руан, где и содержали довольно долгое время (кстати, там же находился монастырь, где была заключена Одовера). А потом приключилась удивительная история: королеву, которой было всего двадцать восемь, увидел Меровей, сын Хильперика от брака с Одоверой, — и влюбился. После чего немедленно женился на пленнице — там же, в Руане, несмотря на то, что она приходилась ему тётей.
Хильперик был ошеломлен. Он подошёл маршем к Руану с целью хорошенько наказать влюблённых (которые, к тому же, судя по всему, замышляли заговор). Тем было нечего противопоставить. Меровей и Брунгильда спрятались в церкви, и Хильперику пришлось пообещать, что он ничего им не сделает. Однако слова своего он не сдержал и, уезжая, забрал с собой блудного сына, оставив Брунгильду одну. Дома Меровея оперативно рукоположили в священники и отправили в монастырь. Теперь он не мог претендовать на трон.
Брунгильду же Хильперик со всей возможной вежливостью вернул домой в Австразию. Та покорно приняла свою участь и временно занялась хозяйством, управляя Австразией вместо малолетнего сына Хильдеберта. Меровей же тем временем покинул монастырь, пытался укрыться в церкви в Туре, а затем бежал к супруге в Австразию. Однако местные магнаты, озабоченные сохранением своего влияния, не пустили принца к жене — видимо, опасаясь, что тот будет претендовать на трон.
(Изображение: Брунгильда)
В конечном итоге Хильперик и Фредегонда приняли решение убить принца. Хильдерик заманил Меровея в засаду. Оказавшись среди врагов, принц понял, что его ждёт долгая и мучительная смерть, и попросил товарища заколоть его кинжалом, что тот и сделал. Так Фредегонда лишила Брунгильду ещё одного мужа.
Где-то между этими событиями в монастыре потихоньку умертвили королеву Одоверу — видимо, на всякий случай.
Фредегонда начала методично изничтожать детей мужа от первого брака. Дочь Хильперика по странной случайности изнасиловали слуги, после чего её постригли в монахини. Оставался Хлодвиг, старший сын Хильперика. Но тут к франкам пришла оспа.
Начался мор. Один за другим умерли дети Фредегонды. В гневе королева обвинила Хлодвига в колдовстве, сгубившем её наследников. Хлодвига сожгли (это был первый столь громкий процесс против колдовства в Европе; в целом к колдунам относились мягче, но «мягче» — это не про разъярённую Фредегонду). Впрочем, у бывшей служанки, ставшей одной из самых могущественных королев, родился ещё один сын — Хлотарь. И как раз ему предстояло в будущем стать королём.
(Изображение: Хильперик и Фредегонда)
В 584 году на охоте при загадочных обстоятельствах погиб Хильперик. Ходили слухи, что его убил любовник Фредегонды: о лёгком поведении прекрасной королевы говорили, не приглушая голос. Впрочем, это не точно: другие источники утверждают, что за его смертью стояли агенты Брунгильды.
Дальше Фредегонда стала регентом при малолетнем сыне в Нейстрии, а Брунгильда исполняла аналогичную роль в Австразии. Стоит ли удивляться, что два королевства то и дело воевали? Причём обе властительницы лично участвовали в сражениях.
Когда Хильдеберт, сын Брунгильды, повзрослел и занял трон, Фредегонда попыталась повторить испытанный трюк и подослала к нему убийц с отравленными кинжалами. Однако то, что успешно прошло с отцом, не сработало с сыном: убийц заметили раньше, чем Хильдеберта ранили.
Войти в историю или победить?
Фредегонда воевала до самой своей смерти. Скончалась она при этом мирно, в своей постели, в возрасте пятидесяти двух лет.
У Брунгильды же старость как-то не заладилась. Австразию делили между собой дети Сигиберта от неё и от некой наложницы. Магнаты сослали Брунгильду в Бургундию, где она стала соправительницей при своём внуке Теодорихе. Желая вернуть себе полную власть и королевство, она подговорила Теодориха идти войной на брата Теодеберта, заверив, что тот ему не брат. Теодорих успешно справился с задачей, захватив владения брата и казнив его. Однако ему понравилась дочь Теодеберта, и он решил на ней жениться.
Как рассказывают летописи, дальше дело было так. Брунгильда в ужасе воскликнула: «Как можешь ты брать в жены дочь родного брата?!» (о своём браке с Меровеем она в этот момент предпочла забыть). «То есть как это — брата? _– нахмурился Теодорих. — _Ты же говорила, он мне не брат». Внук вытащил меч и попытался заколоть коварную бабушку на месте, но вельможи, стоявшие там же, спасли её и помогли бежать. Обиженная Брунгильда передала Теодориху отравленный напиток, от которого тот вскоре скончался. А потом, видимо совсем потеряв рассудок, убила его малолетних сыновей.
Дело кончилось тем, что королева, даже в старости не потерявшая боевого задора, попала в плен к Хлотарю, сыну Фредегонды. Тот обвинил её в смерти десяти членов королевской семьи. В этот перечень попали и те, кого загубила Фредегонда, — Хлотарь решил списать все проблемы одним махом. Семидесятилетнюю Брунгильду привязали к хвосту коня и отправили того вскачь.
Так погибла вторая могущественная королева франков, вошедшая в историю. А победительницей, хоть и посмертно, можно всё-таки считать Фредегонду.
АННА ДОЛГАРЕВА
Источник:
8 комментариев
5 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена