Воняло ли от д'Артаньяна
А достоверность - это "как сегодня", а не фантазии какие-то! Железная логика.
И, в частности, сегодняшний зритель/обыватель переносит на средневековых жителей свои собственные психологические особенности, в частности - ту же МАНИЮ ЧИСТОТЫ. Если кто-то живет в доме с ванной и привык становиться под душ каждый день (в первую очередь потому, что МОЖЕТ) - он уже свято верит, что его страсть мыться и чистить зубы - это что-то вроде бАЗОВОЙ потребности, одного порядка с потребностью есть и спать! А раз так - то (думает обыватель) как же может быть, что люди в Средневековье в массе НЕ МЫЛИСЬ (не говоря уж про чистку зубов)? У них что же - были другие базовые потребности? Они что - были НЕ ЛЮДИ?!!
А еще хуже, если, допустим, кто-то привык с детства восхищаться д'Артаньяном и его веселыми друзьями. И тут ему говорят, что от д'Артаньяна всю жизнь воняло, как от козла, что так же несло у него изо рта (от зубов, которые он отродясь не чистил), что у него были стабильно грязные портки (которые его слуга разве что чистил щеткой, но никогда не стирал)? А прекрасная миледи, как и не менее прекрасная Королева, с юности пользовались свинцовыми белилами для своих нежных лиц - из-за чего уже годам к 30-35 их кожа лица превратится (или уже превратилась) черт знает во что? И да - ведь и на мушкетерах, и на их подругах - целые КОЛОНИИ вшей и блох, они по ним ползают вовсю даже в момент их самых страстных свиданий и объяснений, только вот Дюма об этом почему-то ничего не пишет!
А так бы - достоверности ради - следовало бы писать как-то так:
- О, моя дорогая! - вскричал д'Артаньян (машинально давя вошь у себя на шее)
- Как, это вы?! - воскликнула г-жа Бонасье (по ее прелестной щеке с только что нанесенными свинцовыми белилами в этот момент деловито прошмыгнула блоха)
И т.д.
Ужас, не правда ли?
А ведь, прежде чем падать в обморок от возмущения, достаточно просто подумать и представить себе реальную ситуацию в средневековых городах. Про них нам достоверно известно две важные вещи, два факта - из которых и вытекает (во всех смыслах) все остальное. Это
а) в городах не было водопровода
б) в городах не было канализации.
Собственно, этого уже достаточно. Вообразим себе, что с НАШИМИ городами случится то же самое - то есть враз исчезнут и водопровод, и канализация. Вопрос - сумеем ли мы сохранить на прежнем уровне свои стандарты санитарии и гигиены? Очевидно, что нет.
В отсутствие водопровода ВОДА сама по себе была в средневековых городах весьма ценным ресурсом, который тратить на мытье было немыслимым транжирством. Отсюда - все остальное. Это не люди были "плохие", это жизнь была такая. И ничего с этим поделать, вплоть до 19 века, было нельзя.
Одно несколько утешает. Конечно, любой современный человек, попади он в средневековый город или даже замок, непрерывно бы охреневал от дикого зловония, от самых мерзких (с нашей точки зрения) запахов, которые шли бы отовсюду, но больше всего - от людей (и в том числе - от знатных особ). Слабый аналог - это как оказаться в плотном окружении самых вонючих бомжей с помойки. Кто-то, может, лишился бы сознания - но мало кто, я думаю, сумел бы привыкнуть - и в лучшем случае бежал бы из города, зажав нос, навсегда. НО! Сами жители тех городов в такой атмосфере РОЖДАЛИСЬ. Они просто не знали ничего другого! И, смею надеяться, они эту вонь практически не чувствовали. Считали, что "только так и бывает". И слава богу.
Вот еще перл:
" В средневековой Европе чистые здоровые зубы считались признаком низкого происхождения. Знатные дамы гордились плохими зубами. Представители знати, которым от природы достались здоровые белые зубы, обычно стеснялись их и старались улыбаться пореже, чтобы не демонстрировать свой «позор».
В руководстве учтивости, изданном в конце XVIII века (Manuel de civilite, 1782) формально запрещается пользоваться водой для умывания, «ибо это делает лицо зимою более чувствительным к холоду, а летом к жаре».
Источник:
156 комментариев
5 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена5 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена5 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена5 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена5 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена5 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена5 лет назад
Да и литература совершенно не при чем - читать нужно документы.
Например:
«Регистры ремёсел и торговли города Парижа» в статуте LXXIII.
«Каждый, кто хочет быть банщиком в городе Париже, может им быть свободно, лишь бы работал по обычаям и кутюмам цеха, установленным всем цехом. Любой человек своему банщику платит за мытье 2 денье, а если он еще и купается, он платит 4 денье; и поскольку иногда дрова и уголь бывают дороже, чем в другое время, и кто-нибудь пожалуется, парижский прево устанавливает подходящую умеренную цену соответственно времени по донесению и клятве добрых людей этого цеха, каковые условия банщики и банщицы обещались и поклялись выполнять твердо и постоянно, без нарушений.»
«Саксонское зерцало», статья 89:
«Если кто-либо возьмет из общественной бани чужой меч, или платье, или умывальный таз, или ножницы, которые по общему мнению похожи на его вещи, то эту вещь можно задержать и требовать ее возвращения.»
Общегородской кодекс Швеции, 1345 год, статья 18:
«Тот, кто убьет другого в бане, должен заплатит двойной штраф. Тот, кто совершил кражу в бане на сумму более половины марки, спасёт свою жизнь, заплатив сорок марок, или будет повешен.»
Ну и, наконец, литература (правда современная), которую вы, конечно же, не читали:
Фернан Бродель «Структуры повседневности»:
«Бани были правилом во всей средневековой Европе как частные, так и весьма многочисленные общественные. Люди встречались здесь столь же естественно, как и в церкви; и рассчитаны были эти купальные заведения на все классы, так что их облагали сеньориальными пошлинами наподобие мельниц, кузниц и заведений питейных. А что касается зажиточных домов, то все они располагали банями в подвалах; тут находились парильня и кадки: обычно деревянные, с набитыми, как на бочках, обручами.»
Удалить комментарий?
Удалить Отмена5 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена5 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена5 лет назад
Еще почитайте про Великую Тартарию, ну и как славяно-арии прилетели на вайтманах из далекой галактики..
Удалить комментарий?
Удалить Отмена5 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена5 лет назад
PS Декламировать- это читать вслух.
Удалить комментарий?
Удалить Отмена5 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена5 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена5 лет назад
15-16-ый века, это уже, вроде как, возрождение, а не средневековье. Откуда вы почерпнули сакральные знания, что мылись раз в полгода? Из той самой средневековой литературы?
>>>Но с 16 века эта практика сходит на нет, и в 17-18 веках люди стараются не мыться вообще.
Очередная сказка. К 17-ому веку появились четкие правила гигиены. Они не слишком похожи на современные, но мытье было обязательным. Только вот изменился подход. Вместо общественных бань стали мыться в тазах и банях, потому что врачи посчитали, что умываться нужно исключительно холодной водой.
К примеру:
For stench under arm - holes , first pluck away the hairs of the armhole and wash them well with white wine and rosewater wherein you have boiled Cassia lignum”/ Чтобы устранить запах из подмышек, выщипи там волосы, прокипяти белое вино, розовую воду и стебли корицы и вымой подмышки хорошенько, используя эту жидкость“( Hannah Woolley, The Accomplish ' d Ladies Delight, 1684)
Удалить комментарий?
Удалить Отмена5 лет назад
А иначе я тоже так могу:
"Средневековая езда на мамонтах возникла не внезапно, создание Калом Великим Империи Франков и войны с мусульманским халифатом познакомили раннесредневековых европейцев с чернокнижием Северной Африки. Как следствие, высшая феодальная знать увлекалась алхимией, колдовством, спиритизмом и некромантией. Недаром церковь в те времена выпускала множество поучений против колдовства. Трудно сказать, кто и где впервые воскресил мамонта, однако, уже к 1096 г ( к Первому крестовому походу) шестисто-хобитастые гиганты наводнили Европу. На соборе в Клермоне, где Папа Урбан провозгласил первый крестовый поход, хронисты отмечают большое количество рыцарей, прибывших не только на конях, но со слугами и "elefantus magnus" - т.е. Великими Слонами. Тогдашние хронисты также отмечают, что 1096 год выдался для Клермона очень убыточным- мало того, что неповоротливые мамонты порушили здания и выпили всю воду, так еще и загрязнили узкие улицы большим количеством навоза. Есть мниние, что поход на Иерусалим папа Римский объвил вовсе не для защиты гроба Господня и любви к византийскому императору Алексею Комнину, а для того, чтобы поскорее удалить из европы самих рыцарей и их прожорливых мамонтов.......
Надо продолжать?
Удалить комментарий?
Удалить Отмена5 лет назад
Автор какой-то "Анималов" с сайта "Как и почему". https://kipmu.ru/kak-v-srednie-veka-lyudi-mylis-i-chto-takoe-ubornaya/https://kipmu.ru/kak-v-srednie-veka-lyudi-mylis-i-chto-takoe-ubornaya/
Кто это? А хз, некто, вроде авторов СПИД-инфо про НЛО и русалок. Ссылок в тексте- нет. Ну в общем, читай такую "литературу" и дальше))))
Удалить комментарий?
Удалить Отмена5 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена5 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена5 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена5 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена5 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена5 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена5 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена5 лет назад
Иди уже отсюда читатель, не позорься окончательно
Удалить комментарий?
Удалить Отмена5 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить ОтменаУдалить комментарий?
Удалить Отмена5 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена