16 советских послевоенных фотографов: от аполитичной искренности к сюрреализму
Пафос уступил место искренности, частное стало фотографам интересней общегосударственного, уличной фотографии было суждено доминировать над репортажной, хотя сохранились как традиция экспериментального, так и постановочного фото. Внутрисоветские эпохи сменялись, ослабление авторитарной власти государства позволяло авторам двигаться в прежде табуированных направлениях: от сюрреализма до эротики.
Этот материал должен стать логическим завершением цикла о советской фотографии, начатой довоенной и продолженной военной подборкой работ лучших фотографов страны советов. Огромная эпоха, уместившаяся в скромные семьдесят лет, была пропитана великими свершениями и печальными событиями, она создала яркие характеры и типажи, предвосхитила нас и предопределила развитие всей мировой истории даже канув в небытие. Каждый из приведённых ниже фотографов – свидетель этой эпохи, преломивший в объективе собственной камеры её величественную и тревожную необъективность.
Александр Абаза (1934-2011)
Александра Абаза можно назвать одним из главных продолжателей довоенной фотографической традиции. Его работы пронизаны не только традиционными мотивами вроде отображения индустриальных или спортивных свершений, но в них сохраняется авангардный подход к фотографии. Его внимание к визуальным созвучиям, неутомимость в экспериментах выделялись на фоне творчества других фотографов, ищущих более простые и менее пафосные способы выражения. Снимки Абаза же взяли лучшее из уходящей эпохи с поправкой на актуальное сегодня. Ставшее для нас «вчера», оно, тем не менее, не потеряло ни в красоте, ни в творческой свободе, отличающей подлинного художника.
Гимнастки. Ольга Корбут, Любовь Бурда, Эльвира Саади и Любовь Богданова, 1973
Гимнасты, 1980
Монтажники. Строительство стана 3600. Завод Азовсталь. Жданов, 1973
Первенство мира по спидвею, 1975
Рельсы Азовстали, 1972
На арене Ю.Никулин. Москва. Цирк на Цв.Бульваре, 1974
Ожерелье реки, 1964
Уборка картофеля, 1970-е
Николай Хорунжий (1907-1979)
Так вышло, что Николай Хорунжий, классик соцреализма, бывший «старшим товарищем» для плеяды послевоенных фотографов, предвосхитил появление после долгого перерыва новой волны фотографов ню. «Новая квартира» получила признание и одновременно была подвергнута санкциям со стороны Министерства культуры, что, впрочем, не помешало ей обрести статус культовой. Вместе с «Догулялся» они являются визитной карточкой Николая Хорунжего.
Догулялся, 1960
На кондитерской фабрике, 1952
Валерий Плотников (1943-…)
Валерий Плотников специализировался на портретной съёмке, которая вскоре и сделала из него штатного летописца столичной богемы. Он фотографировал всех безоговорочных звёзд вроде Михалкова, Высоцкого, Смоктуновского и Пугачёвой, его приглашали осветить для внутрибогемной «тусовки» визиты заезжих титанов вроде режиссёра Антониони или сделать семейное фото для актёрской/певческой династии. Подход Плотникова не формальный, демократичный позволял показать его героев не просто глянцевыми идолами – а живыми, настоящими людьми.
Алла Пугачёва и Кристина Орбакайте
Александр Барышников
Микеланджело Антониони в окружении советской богемы
Никита Михалков
Николай Караченцов
Георгий Параджанов
Владимир Высоцкий
Иннокентий Смоктуновский
Евгений Умнов (1919-1975)
Представитель старой школы классической советской репортажной фотографии, Умнов снимал восстанавливающуюся после Великой Отечественной страну, её стройки и парады, но прославился в первую очередь как советский Эдгар Дега – делая снимки балерин. Даже величественную Майю Плисецкую затмил простенький сюжет о балеринах у стойки буфета, ставший одним из самых узнаваемых снимков эпохи.
Сцена из балета «Лебединое озеро». Большой театр, 1950-е
Без названия, 1950-е
Строительство главного здания МГУ. Слева с фотоаппаратом корреспондент Яков Халип, 1951
Фестиваль, 1957
Лебеди. Артистки балета Большого театра СССР в буфете Кремлевского Дворца съездов, 1963
Весенний базар, 1 мая 1947
Вид на Красную площадь с Васильевского спуска, 7 ноября 1946
Валдис Браунс (1945-…)
Латвия, как и остальные прибалтийские республики считавшаяся территорией относительной свободы, позволяла своим уроженцам чуть более смелые эксперименты. После эротизма и свободной любви 1920-х Советское искусство приняло целибат, против которого мягко, но смело выступили фотографы вроде Валдиса Браунса, отступив на время от традиционных пасторальных сюжетов.
Счастливый дождь, 1977
Вильгельм Михайловский (1942-2018)
Латыш, как и Браунс, Михайловский пошёл в своих экспериментах ещё дальше и дело здесь вовсе не в наличии скромного ню, но в тяготении к сюрреалистической композиции, подкрепляемой умелым фотомонтажом, сложных сюжетах с философскими отсылками. Работы Михайловского весьма контрастно выделяются на фоне советской фотографии и даже запечатлевая почти бытийные сюжеты оставляют для внимательного зрителя дополнительный смысловой подстрочник.
Утро для моей девочки, 1975
«Апокалипсис III», фото из фото из авторской коллекции Humanus, 1982
Из авторской коллекции Homo Soveticus
Истоки, 1975
Каким ты будешь, человек?, 1969
Серия Humanus. Вдохновение, 1978
Реконструкция VII из авторской серии Humanus, 1976
Владимир Лагранж (1939-…)
Безусловный классик Владимир Лагранж был одним из флагманов оптимистического направления в репортажной и уличной фотографии, равноудалённого от зарождающегося критического реализма и соцреализма с его обязательным догматизмом. Героями Лагранжа зачастую становились самые непосредственные, щедрые на эмоции возрастные категории: дети, подростки, молодёжь. Искренность, остроумие и приятный лёгкий юмор отличают его работы.
Юные балерины, 1962
Какие танцы без баяна?, 1983
Страда, 1973
Вратарь, 1961
Причёска хала, 1963
Серенада, 1962
Снежная баталия, 1968
Сольфеджио, 1968
Твист, 1964
Игорь Гневашев (1936-2016)
Игорь Гневашев – один из самых знаменитых фотолетописцев кинематографа сумел поработать с Андреем Тарковским, Василием Шукшиным, Георгием Данелия (нередко играя, к слову, роли второго плана). При этом, ему совсем не чужды были лаконичные и меткие зарисовки «с натуры»: от мечтательных до остросоциальных.
Мечта
Вахтанг Кикабидзе, Георгий Данелия, Фрунзик Мкртчян
Василий Шукшин
Анатолий Солоницын
Танцы в пионерском лагере
Воскресенье
Отец и сын
Нина Свиридова (1933—2008) и Дмитрий Воздвиженский (1942—2005)
Союз Нины Свиридовой и Дмитрия Воздвиженского представляет собой уникальное явление. Муж и жена смогли слить не только свои гражданские, но и творческие судьбы воедино. Подчёркнутая аполитичная, далёкая от политизированности жизнерадостность их фотографий бьёт ключом. Влюблённые, молодожёны и дети составляют не только логично замыкающийся круг, но и главные темы супругов. Внимательность в выборе сюжетов и лёгкость в обращении с различными техниками съёмки являются отличительной чертой творчества Нины Свиридовой и Дмитрия Воздвиженского.
У меня такой характер
Хорошо, 1965
Гуцульская мадонна
Двое, 1973
На выставке игрушек, 1964
Операционная сестра, 1973
У монумента. Москва, 1970
Хорошее настроение, 1972
Чайка, 1975
Сергей Васильев (1939-…)
Всю жизнь оставаясь провинциалом, Васильев сумел стать всемирно известным благодаря теплоте и искренности своих снимков. За простоту и искренность ему прощались на первый взгляд табуированные обнажённые тела. Человеческое тело для Сергея Васильева было по-ренессансному красивым и поэтому он искал не просто наготы как таковой, но наготы оправданной художественным замыслом. Однако, не наготой единой – фотограф не менее деликатно обходился с каждым встреченным им сюжетом, даже вполне прозаическим.
На сцене лауреат Ильменского фестиваля авторской песни Олег Митяев, 1978-1979
Эдуард Песов (1932-…)
Эдуард Песов – представитель не столь популярной теперь, но весьма важной для тогдашнего общества профессии политического фотокорреспондента. В его объективе побывала половина генсеков СССР и других государственных деятелей рангом поменьше. Но Песов не был бы так интересен и значим, если бы отделывался лишь скучными протокольными снимками. Ему принадлежат фотографии вершителей судеб мира, застигнутых порой в весьма неформальной обстановке.
Леонид Брежнев и Джеральд Форд
Михаил Горбачев во время встречи с жителями Ленинграда, 17 мая 1985 года
Супруга президента США Патриция Никсон пробует мороженое во время пребывания в СССР, 1972
Утрата, 1964
Юрий Абрамочкин (1936-2018)
Юрий Абрамочкин – классик советского фото, по-хорошему «системный», продолжающий традиции старшего поколения фотографов, мастер. Соцреализм как он есть: великие люди эпохи (политики, космонавты, артисты), трудовой народ (пастухи, строители, рыбаки), счастливое подрастающее поколение (дети, куда без них). Казалось бы, всё это было снято и снято не один раз, но в том и состоит мастерство фотографа, чтобы взглянуть незамутнённым свежим взглядом на бурлящую реку круговорота жизни.
Экипаж, 1980
Юрий Гагарин
Владимир Высоцкий
Георгий Пинхасов (1952-…)
Несмотря на то, что единственный отечественный представитель агентства Magnum стал известен снимками, появившимися в 1990-е, его заметили на западе именно на закате Советской эпохи. Отработав фотографом при киногруппе Тарковского, Пинхасов отправился в свободное плавание, задерживая взгляд на сценах бытовых, почти легкомысленных, но выдающих порой тревожное предчувствие грядущего краха сверхдержавы.
Сергей Борисов (1947-…)
Подобно Валерию Плотникову, Сергей Борисов стал живописцем богемы, но иной – неофициальной. В его объективе отразилась, как в призме, обновлённая Перестройкой творческая жизнь. Его «моделями» были Виктор Цой, Вячеслав Бутусов, Motley Crue и многие другие тогдашние культуртрегеры. Впрочем, не чужды были автору и психологично-меткие бытийные зарисовки.
Калашников, 1985
Motley Crue, 12-13 августа 1989
Группа Кино, 1984
Вячеслав Бутусов, 1986-1989
Гласность и Перестройка, 1986
Михаил Боярский. Встреча у Исаакия, 1982
Николай Бахарев (1942-…)
Николай Бахарев одним из первых перешёл черту, разделяющее редкое стыдливое советское ню и откровенную несоветскую эротику. Его работы, сексуализированные донельзя, по сути выходят за рамки сексуального, напоминая больше документальные проекты о замалчиваемой прежде стороне частной жизни советских граждан. Строго регламентированная и конформистская де-юре, де-факто она оказалась раскрепощённой и свободной. Работы Бахарева не ищут идеальных форм и сложных композиций, они являются, пусть вуайеристским, но документальным свидетельством феномена позднесоветской сексуальной революции.
Юрий Иванов (1939-…)
Юрий Иванов из тех фотографов, за большинством фотографий у которых стоит человеческая история. Вот две близняшки, не сговариваясь родившие в один день, вот деревенская девчушка, родом из-под недавно рванувшего Чернобыля, а вот и последний миг существования Советского Союза открывшийся ему, единственному из фотографов. Большинство репортажей мастера связано с жизнью родной Белоруссии. Репортажные фото Юрия Иванова просятся к зрителю желая наперебой рассказать ему самые разные истории: удивительные, радостные, трагические…
Евгений Евтушенко
Андрей Вознесенский, Антимиры, 1960
Близняшки, Минск, 1967
БелАЗ в Минске, 1980
Юля Ганчура из деревни Чудяны, что возле Чернобыля, 1986
СССР распался, Беловежская пуща, Вискули, 1991
Источник:
5 комментариев
Удалить комментарий?
Удалить Отмена5 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена