Почему я не хочу жить "как в Японии"
Давайте посмотрим, как оно там — в Японии. И будем брать не топовые туристические города с цветущей сакурой, а север моего любимого японского острова Хоккайдо — менее всего обжитого японцами, откуда дети рыбаков бегут в крупные города, где на окраинах поселков развалины заброшенных строений и климат почти как на Курилах.
Гольфовое поле в поселке Бэцукай (Япония, остров Хоккайдо). Фото из моего личного фотоархива.
Гольфовое поле в поселке Бэцукай на севере Хоккайдо обрамляют розовые кусты. Стойкий запах навоза перекрывает запах роз — это сельскохозяйственный район, где на 15 000 жителей приходится 10 000 коров. Самое вкусное в Японии молоко и мороженое выпускается здесь, на севере. Дерево-символ — дуб. Птица-символ — лебедь. Растение-символ — термопсис люпиновый.
Хочу ли я жить, как в поселке Бэцукай, где все улицы заасфальтированы? Нет. Потому что жизнь японского захолустья скучнее, чем жизнь захолустья курильского. Дубы, лебеди и желтый термопсис у нас и так есть — но их, того гляди, окончательно закатают в асфальт и будет, как в Японии, а это пугающая перспектива.
Поле термопсиса возле Южно-Курильска на острове Кунашир засыпали строительным мусором и "рекультивировали". Мы строим лучшую жизнь, стремительно разрушая то, что имеем. Потом, как японцы, будем выращивать бонсай в горшке за неимением клочка земли для посадки нормального дерева.
Японцы не купаются в море — они столетиями страха перед цунами затачивались под бассейны. Японцы не собирают грибы и ягоды в лесу — у них магазины. Японцы не знают, что такое плюхнуться в горячую речку, потому что у них над всеми термальными источниками давно сооружены отели, и окунуться в гидротермы можно только за деньги. Японцы не копают ракушку-спизулу на отливе, как картошку в огороде; не собирают иван-чай и зверобой; не заготавливают березовые веники для бани и не пьют прямо в лесу березовый сок... Можно часами перечислять, чего не делают японцы из тех привычных нам вещей, которые все еще составляют и, надеюсь, будут составлять и дальше русскую жизнь.
Японцы давно уничтожили естественную природную среду и заменили ее искусственной. У них нет комаров в городах и мух даже на рыбных рынках. Японцы собираются по субботам и едут куда-нибудь, чтоб посмотреть на настоящую паутину и опавшие листья, понюхать затухший в жаре пруд, за деньги поймать рыбу в искусственном водоеме глубиной 20 см: они осознали ценность естественной природной среды, когда почти утратили способность сосуществовать с ней.
Но Россия, по давней дурной привычке держать все иностранное как образец для подражания, перенимает способы жизни в "асфальтовом раю": уже и в Москве предлагают сублимацию рыбалки на ВДНХ, а на Сахалине вместо русских бань и выпавших из тренда финских саун, вдруг кинулись строить японские он-сэны. Пусть: возможно, в городе это приемлемо. Но только "возможно" — сомневаюсь, что в любой наш город можно вписать, как под копирку, зарубежный образ жизни. Я вообще за самобытность всегда и во всем: техническую, скрытую от глаз, сторону можно улучшать бесконечно, но внешнюю — ту, что составляет антураж нашей русской жизни, — надо сохранять, поддерживать и любить.
Японцы на базе своей японской технической продвинутости, не морщась, едят наши "борсч" и "пиросики". И вот тут я готова следовать японскому примеру: есть суши, делать оригами и ездить на японских автомобилях я могу, не делая из Курил Японию.
Японцы выпустили сублимированную лапшу со вкусом борща. "Это, конечно, совсем не тот вкус", — поделились со мной впечатлением от новой чашки Cup Noodle японские переводчики. Фото из открытых источников.
Не надо жить, как японцы, превращая борщ в лапшу, — у нас достаточно мозгов, чтобы жить по-своему, беря для жизни все лучшее из мирового опыта, но сохраняя свою культуру и традиции.
Источник:
82 комментария
5 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена