"Даная" Рембрандта
Она скрывает в себе много секретов, которые на первый взгляд не так уж очевидны.
Начнем с сюжета, изображенного на картине. Сейчас никто не сомневается, что на картине изображена Даная, дочь Акрисия, царя Аргосского, который, узнав, что будет убит внуком, запрятал единственную дочь в высокую башню, чтобы она этого самого внука не родила.
Но всемогущий Зевс, увидев девушку, воспылал к ней страстью. Явился к ней в виде золотого дождя и соединился с ней в любви. Даная, естественно, забеременела. Потом родила Персея, который, согласно пророчеству, и убил деда Акрисия.
Все понятно. Картина называется "Даная". А значит, и рассказывает об этом мифе.
Но название появилось значительно позже. Как известно, Рембрандт ван Рейн не давал названия своим картинам. Поэтому искусствоведы долгое время предлагали различные толкования картины. Ведь на ней отсутствует главный атрибут мифа - золотой дождь. Были предположения, что на картине могла быть изображена и Агарь, и Лия, и Рахиль, и Далила, и жена Потифара, и Вирсавия. Да и вообще, просто женщина, не связанная ни с каким мифом.
Название " Даная" присвоено картине благодаря исследованиям Эрвина Панофского, историка и теоретика искусства первой половины 20 века. Именно он предположил, что Рембрандт заменил традиционный золотой дождь золотым светом, следовательно, женщина — Даная.
На связь картины с темой Зевса указывают и ножки кровати, украшенные головой орла.
Орел считался спутником и символом Зевса, часто этот бог
сам перевоплощался в него.
Итак, это огромное полотно, размером 185 × 203 см, Рембрандт начинает писать в 1636 году, через 2 года после своей женитьбы на Саскии ван Эйленбюрх - любимой жены и любимой модели, которую он изобразил на многих своих картинах.
Не стала исключением и эта картина. Именно любимая Саския выступила в роли модели для Данаи.
Если присмотреться, то на руке даже видно обручальное кольцо, что совсем не соответствует мифу.
Да и при современных исследованиях картины рентгеном было обнаружено, что первоначально на шее Данаи было изображено жемчужное ожерелье, которое Саския любила. Но в последствии оно было закрашено.
Но... Оказывается, изображенная на картине женщина, лицом мало похожа на его жену Саскию.
Например, на других картинах Рембрандта видно, что у Саскии маленький и курносый нос. У Данаи – прямой и крупный.
Тот же рентген указал, что первоначальные черты лица Данаи были изменены позже Рембрандтом.
В 1642 году его любимая Саския умерла. И в его жизнь вошла другая женщина - Гертье Диркс. Её изображение и было наложено художником на первоначальное.
Так что Даная на картине соединяет черты двух женщин - Саскии и Гертье.
Но, как бы там не было, Даная прекрасна! Хотя и не похожа на тех, что изображали другие художники. У Рембрандта получилась не холодная, мраморная, античная красота, а теплая, домашняя.
Живот, непропорционально большой, с подчеркнуто расслабленной мускулатурой, толстые ноги... Согласитесь, фигура Данаи далека от совершенства.
Но как заметил немецкий искусствовед Карл Нейман : "Наготу часто изображали прекраснее, но никогда более естественной, истинной, потрясающей, то есть чувственной, чем в этом произведении Рембрандта".
На картине имеется изображение еще одного персонажа, выглядывающего из-за занавеса.
По мифу предполагается, что это служанка, которая была приставлена для охраны Данаи, и которую казнили за то, что не уследила за девственностью девушки.
Но слишком мужеподобное лицо у служанки, не так ли? Да и ключи в руках. Если обратится к теории символов, то ключи - мужской символ, открывающие замок (символ женский).
И еще знаменитый темный бархатный берет на голове (он встречается на других картинах художника). Есть предположение, что в образе старухи-служанки живописец изобразил самого себя.
Еще одна загадка картины Рембрандта - почему Даная и служанка смотрят в сторону, а не вверх, откуда, согласно мифа, сошел Зевс в образе золотого дождя? Почему рука Данаи протянута будто бы в прощальном жесте?
Ответ на этот вопрос опять же нашелся при рентгеновском исследовании картины. Оказывается, в первоначальном варианте у Рембрандта Даная со служанкой смотрели вверх. И Даная держала руку ладонью вверх, словно приветствуя своего возлюбленного.
И самое интересное - на картине присутствовал Золотой Дождь, который на исправленном варианте художник заменил золотым свечением.
Таким образом живописец изменил смысл картины. По мнению искусствоведа Сергея Андронова, Рембрандт запечатлел момент не встречи, а прощания разгоряченной Данаи с Зевсом, когда божество уже покидает спальню Данаи: стихия прошла, осталось сияние.
Это подтверждает и изображение плачущего Ангела
Он как бы подчеркивает скоротечность любви Зевса, который больше не
вернется к женщине.
Известно, что "Данаю" Рембрандт писал не для продажи, а для своего дома. Он и оставалась у него вплоть до 1656 года, когда из-за долгов произошла распродажа его имущества.
На время следы картины теряются. Лишь в XVIII веке "Даная" обнаруживается у знаменитого французского коллекционера Пьера Кроза.
А в 1772 году была приобретена Екатериной Великой для Эрмитажа у наследников скончавшегося Кроза.
Долгие годы украшала знаменитая картина стены Эрмитажа, пока 15 июня 1985 года не случилось несчастье. В этот день житель Литвы 48-летний Бронюс Майгис подошёл к "Данае" и, достав из-под полы склянку, выплеснул её содержимое прямо в центр холста. Краска немедленно начала пузыриться, менять цвет — в склянке была серная кислота. Майгис также достал нож и успел дважды порезать картину.
Казалось, что бесценное полотно Рембрандта потеряно навсегда. Но благодаря мастерству реставраторов (реставрация длилась более 12 лет) картину удалось не только спасти, но и разгадать многие загадки.
Источник:
17 комментариев
5 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить ОтменаУдалить комментарий?
Удалить Отмена5 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена