Квадрат Малевича
Как у всякого порядочного мыслителя, у него была своя теория возникновения мира. И чтобы проиллюстрировать ее, он нарисовал шесть рисунков, отражающих процесс развития космоса от первозданного хаоса до появления живой материи.
Так вот, на первом из них- "Великая тьма" -был изображен черный прямоугольник, со всех сторон ограниченный белыми полями, на которых Фладд написал по-латыни: "И так до бесконечности". Этот-то рисунок и скопировал Малевич в своем "Черном квадрате"
Роберт Фладд «Великая тьма»
1617 г.
В 1882 году молодой французский писатель и издатель Жюль Леви основал группу "Салон непоследовательных," которая состояла из художников, писателей, поэтов и других представителей парижской богемы конца 19 века. Объединение это не преследовало никаких политических целей. Лозунгом группы была фраза "Искусство непоследовательно", придуманная Леви в пику расхожей фразе "les arts decoratifs". "Салон непоследовательных" насмехался над официальными ценностями через сатиру, юмор, а иногда и грубую шутку. Картины, которые демонстрировались на выставках Салона, были вовсе не "картины" в традиционном понимании. Это были смешные карикатуры, абсурдные кошмары, рисунки, как будто бы нарисованные детьми.
"Ночная драка негров в подвале" 1882 г. от Р. Х.
.
1 октября 1882 "Салон непоследовательных" открывает в Париже выставку с причудливым названием "Искусство непоследовательных". На выставке были представлены работы шести авторов, которые можно считать предтечей сюрреализма, заявившего о себе 40 лет спустя.
Самой вызывающей среди картин было одноцветное, абсолютно черное изображение, нарисованное поэтом Полом Билходом (Paul Bilhaud), и называлось оно "Ночная драка негров в подвале" (Negroes Fighting in a Cellar at Night).Полотно, далекое от мистики и эзотерики, носило сугубо карикатурный характер.Как выглядела картина, думаю,догадаться не сложно. Такой Черный прямоугольник.
Пол Билход не делал никаких заявлений о концептуальном смысле картины. Никакого предложения вглядеться и найти скрытый смысл черного прямоугольника, обрамленного игривой виньеткой.Просто шуточная картина. Причем шутка не в картине даже, а в ее названии.
"Битва негров в пещере темной ночью"
.
Альфонс Алле
Видимо французскому журналисту, писателю и эксцентричному юмористу Альфонсу Алле идея так понравилась, что он не только поддержал ее,но и развил.
Альфонс Алле (фр. Alphonse Allais; 20 октября 1854, Онфлёр (департамент Кальвадос) — 28 октября 1905, Париж) — французский журналист, писатель и эксцентричный юморист, известный своим острым языком и абсурдистскими выходками, на четверть века предвосхитившими известные эпатажные выставки дадаистов и сюрреалистов 1910-х и 1920-х годов.
Также Альфонс Алле известен, как «тайный» родоначальник или предтеча концептуализма и минимализма.
Alphonse Allais - один из основателей группы «Несуразные искусства» (1882-1893), а еще и первый в мире абстрактный художник, - намного раньше Малевича, - работавший в «монохромическом» стиле.
Альфонс Алле практически всю свою жизнь был эксцентричным писателем, эксцентричным художником и эксцентричным человеком. Он был эксцентричен не только в своих афоризмах, сказках, стихах или картинах, но и в повседневном поведении.
За четверть века до Казимира Малевича, Альфонс Алле явился автором произведения, аналогичного знаменитому «Чёрному квадрату».
Случилось это в 1883 году.
Как настоящий эксцентричный человек, Альфонс Алле и название своей картине придумал оригинальное.
«Черный квадрат» назывался «Битва негров в пещере глубокой ночью».
Картина была впервые выставлена на выставке «Отвязанного искусства» в Галерее Вивьен.
И это еще не все! Далее появилась на свет целая серия одноцветных полотен разных цветов -белый,красный, синий, зеленый, желтый и серый квадраты - под не менее колоритными названиями.
"Уборка урожая помидоров на берегу Красного моря апоплексическими кардиналами"
"Первое причастие страдающих хлорозом девушек в снежную пору"
"Группа пьяниц в тумане"
"Оцепенение молодых солдат в первый раз видящих лазурь Средиземного моря"
"Сутенеры в самом рассвете сил, пьющие абсент на животах в траве"
"«Возня с охрой желтушных рогоносцев»"
Таким образом, за двадцать лет до супрематических откровений Казимира Малевича маститый художник Альфонс Алле стал «неизвестным автором» первых абстрактных картин.
"Черный квадрат". Около 1923. Работа выполнена совместно с А. Лепорской, К. Рождественским, Н.Суетиным.
Источник:
8 комментариев
5 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена5 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена5 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена5 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена5 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена