"Единичка" и "Торбеевский централ": как живут самые опасные преступники в мордовских колониях
Сегодня в российских колониях для серийных убийц, насильников и террористов содержится больше двух тысяч человек. За последние годы условия в этих тюрьмах существенно улучшились. В большинстве из них проведены капитальный или косметический ремонт, построены новые больничные корпуса, появилась возможность заработка для заключенных.
В общем, эти тюрьмы в большинстве своем уже не выглядят мрачными казематами, а заключенные уже не говорят о том, что лучше бы их расстреляли, а напротив, надеются, что когда-нибудь окажутся на свободе и начнут новую жизнь. Но это вряд ли. Тем не менее, согласно российским законам, любой пожизненно осужденный имеет право на УДО после 25 лет пребывания в тюрьме…
Большинство тюрем для пыжей (так называют пожизненно заключенных) расположены в европейской части России. Рекордсменом по количеству особых колоний является Мордовия. На ее территории находится сразу две таких тюрьмы.
В мордовском поселке Сосновка работает исправительная колония №1 – «Единичка». Помимо обыкновенной зоны здесь также расположен блок пожизненного лишения свободы (ПЛС). В нем содержатся 165 заключенных, повинных в смерти 603 человек. От остальной зоны ПЛС отделяет высокий забор с колючей проволокой.
Другая мордовская колония (ИК-6) для пожизненно заключенных расположена в поселке Торбеево – «Торбеевский централ». В ней содержатся 134 зэка, на счету которых 658 убийств.
На каждой из дверей в корпусе ПЛС в ИК-1 висят карточки с фотографиями и информацией об обитателях камеры. На них перечислены преступления, статьи и особенности поведения каждого из заключенных. Делается это в первую очередь для того, чтобы надзиратели не теряли бдительность и знали, как вести себя с тем или иным зэком. Ведь какими бы миролюбивыми ни казались заключенные – все они опасные звери, и ожидать от них можно чего угодно.
В камерах корпуса ПЛС содержатся от одного до четырех человек. Каждого заключенного расселяют исходя из психологической совместимости с соседом – чтобы не было конфликтов. В каждой камере есть вентиляция, туалет с унитазом, умывальник с холодной и горячей водой. Дважды в неделю осужденные принимают душ.
Большинство пожизненно осужденных трудоустроены. Однако в отличие от других заключенных, работают они не в общих цехах, а в специально оборудованных камерах и только со своими соседями по камере.
В корпусе ПЛС есть и медицинская часть, где осужденным оказывается необходимая помощь. Для того, чтобы врачи во время осмотра были в безопасности, пациенты находятся за решеткой.
Каждый пожизненно осужденный имеет право на полуторачасовую каждодневную прогулку в специально оборудованной уличной камере.
В прогулочном дворике осужденные, как и на производстве, могут находиться только со своими сокамерниками.
Зона видеонаблюдения в ИК-6
В колониях для пожизненно осужденных ведется круглосуточное наблюдение. Камеры здесь работают с двух точек – «слепых» зон нет.
Всегда, когда осужденный покидает свою камеру, его сопровождает конвой. Вопреки распространенному мнению, особо опасных преступников не загибают «ласточкой» (руки в стороны, туловище наклонено). Считается, что такая поза унижает их достоинство.
Подавляющее большинство пожизненно осужденных отбывают наказание за убийство двух и более человек, сопряженное с разбоями или грабежами. Владимир Цыб оказался в «Торбеевском централе» за убийство восьми человек в 90-е годы. Он говорит, что раскаивается в содеянном и надеется когда-нибудь оказаться на свободе и начать новую жизнь.
Пожизненно заключенные могут рассчитывать на два длительных свидания с родственниками в год, которые могут длиться до трех суток. Для этого в тюрьме есть специальные помещения. Однако приезжают к немногим – за 2018 год в ИК-6 было всего 15 свиданий.
Но случается, что заключенные обретают семью уже будучи за решеткой. Александр Зубарев, на чьем счету 6 убийств, совершенных ради захвата имущества магазина, женился, отбывая пожизненное заключение. Свою супругу он нашел через газету.
Как и в любой другой колонии, в «Торбеевском централе» есть библиотека. Здесь пожизненно заключенные могут заказывать себе книги и читать их в камерах. По словам сотрудников тюрьмы, особой популярностью среди зэков пользуются религиозные, философские и приключенческие книги.
Каждый пожизненно осужденный имеет право на условно-досрочное освобождение, отсидев не менее 25 лет. Учитывая, что мораторий на смертную казнь действует всего 23 года, прошений было мало. В «Единичке», к примеру, есть всего несколько заключенных, которые отсидели более 30 лет по причине того, что исполнение приговора им переносили несколько раз, но казнить их не успели - в силу вступил мораторий. Есть такие и в других колониях. Но на сегодняшний день на свободу не вышел никто.
Источник:
99 комментариев
5 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена5 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена