Ракеты на колесах (история реактивных автомобилей)
Ракеты на колесах, их трасса ровная как стол поверхность солевых озер, их назначение скорость, а цель рекорды. Такими словами можно кратко описать эти удивительные машины преодолевшие звуковой рубеж по поверхности земли, аппараты чьи показатели сравнимы с авиационными.
Естественно такие результаты не могли быть достигнуты сразу и эта техника имеет долгую и удивительную историю: экспериментов, технических неудач, катастроф, и конечно же побед.
В начале 20го века реактивное движение привлекало внимание ученых и конструкторов всего мира, и это при том, что сами двигатели еще были экспериментальными и весьма несовершенными. Тем не менее хозяин немецкой автомобильной фирмы «Opel» - Фриц фон Опель внук основателя компании и австрийский инженер Макс Валье, с целью привлечения внимания взялись за создание первых реактивных машин.
Первая созданная ими машина Opel RAK 1 была построена на основе одной из гоночных машин «Опель» того времени. Эта машина имела классическую «гоночную» компоновку с передним расположением двигателя, закрытым характерным длинным капотом, и одноместной кабиной в задней части. Для переделки в ракетомобиль бензиновый двигатель и агрегаты трансмиссии с нее сняли, а в задней части кузова установили блок из восьми твердотопливных ракет.
Первый заезд совершенный ранней весной 1928 года окончился полной неудачей. Воя и извергая клубы дыма ракетный опель прокатился 150 м по гоночной трассе со скоростью пешехода -5 км/ч. Тем не менее, уже 15 марта того же года, после оперативно проведенных доработок он смог разогнаться до 75 км/ч и это уже был успех.
Вторую машину решили сделать помощнее, для чего за отсутствием более мощных ракет пришлось просто увеличить их количество. Opel RAK 2 оснастили блоком из 24 ракет, причем разной мощности предназначенных для старта и поддержания разгона автомобиля. Еще одним важным отличием от первой модели стало размещенное в средней части корпуса антикрыла.
Испытывал машину сам Фриц фон Опель, 23 мая 1928 года он развил на ней рекордную скорость 230 км/ч. После этого заезда он получил от журналистов уважительное прозвище Реактивный Фриц.
Дальше Опелем было построено несколько удачных ракетных планеров и сделана попытка создать реактивный поезд. Эта попытка закончилась катастрофой,- разогнавшись до 254 км/ч локомотив слетел с рельсов и взорвался, погубив кошку занимавшую место водителя при проведении эксперимента. Со вторым локомотивом вышло еще хуже,-при включении детонировала одна из ракет блока, что привело к взрыву остальных.
После этих неудач железнодорожники запретили проводить подобные эксперименты на путях общего пользования, а основной держатель акций «опеля» американская компания General Motors наложила запрет на ракетную тематику фирмы вообще. Вскоре, Реактивный Фриц уволился из фирмы и уехал из страны, больше тематикой транспортных средств с реактивными двигателями он не занимался.
А вот Макс Валье продолжил работу и в 1930 году создал ракетомобиль Valier-Heylandt RAK 7 использующий в качестве движителя жидкотопливные ракеты, конструктор испытывал и совершенствовал свое детище в течение месяца, но взрыв двигателя на стенде оборвал жизнь ученого. Валье убило осколком камеры сгорания, но он успел подготовить талантливого ученика Артура Рудольфа создавшего впоследствии знаменитую немецкую ракету ФАУ -2 и многие американские ракеты.
Следующий знаменательный этап в истории ракетомобилей пришелся на середину 60х. В соединенных штатах в это время был бум увлечения дрэг-рейсингом -гонками на расстояние в четверть мили (402 м). В гонках участвовали специально разработанные машины заправлявшиеся вместо бензина «адской смесью» из 85% нитрометана и 15% этанола, которая увеличивала мощность мотора в 3−4 раза. Обогнать такое чудо можно было только на реактивной тяге.
За дело взялась группа друзей энтузиастов в составе Рэя Даусмана , Дика Келлара и Пита Фансворта . Они обратились к специалисту в области ракет Джиму Маккорнику, и он по их заказу разработал небольшой экспериментальный ракетный мотор, работавший на перекиси водорода высокой концентрации, с тягой всего 12 кг. После его успешных испытаний появился уже «взрослый» мотор с тягой 1200 кг. Автомобиль, на который впервые установили мотор подобного рода, назвали X-1. Этот ракетомобиль, что называется «сделал» всех конкурентов в гонках, -четверть мили он проезжал за семь секунд. А друзья замахнулись на более серьезные вещи достижение мирового рекорда скорости на земле. Для этого был создан автомобиль Blue Flame на котором пилот Гари Габелич в 1970 превысил скорость в 1000 км/ч.
Это достижение вызвало ажиотаж вокруг ракетомобилей, группы любителей начали строить свои конструкции. Как рассказывал Кай Майклсон –«Те автомобили, развивавшие 600 км/ч и более, мы делали без помощи специалистов у себя в гаражах». Естественно, такой подход не всегда обеспечивал безопасность. В середине 70-х более десяти пилотов ракетных автомобилей погибли — в основном из-за нераскрывшихся тормозных парашютов.
Рекордным результатом четверть мильных гонок того периода стал заезд построенного Майклсоном «дрэгстера» с двигателем на перекиси водорода, который под управлением каскадёршй Китти О'Нил, прошёл трассу за 3,22 секунды с максимальной скоростью 663 км/ч.
Всеобщее увлечение ракетомобилями закончилось почти анегдотично, сначала продавцы высококонцентрированной перекиси водорода подняли цену с 1,5 до 13 долларов за литр, а потом миллионер Фред Гоэрски, скупил практически всю перекись, которая была на рынке, оставив остальных без топлива. В итоге продолжали гонять только его машины, что отбило общественный интерес к этому делу .
Следующим выдающимся достижением реактивных автомобилей стало преодоление звукового барьера (для справки в воздухе звук распространяется со скоростью 1191,6 км/ч). Это сделали британские инженеры Ричард Ноблом, Гленн Буше, Рон Айерсом и Джереми Блисс построив автомобиль Thrust SSC.
15 октября 1997 года, в пустыне Блэк-Рок в США, на нем была достигнута скорость 1227,9 км/ч. Символично, что это случилось ровно через 50 лет и один день после того, как Чарльз Йегер на экспериментальном самолёте Bell X-1 преодолел звуковой барьер в воздухе.
Реактивный Thrust SSC оснащался не ракетными а авиационными двигателями, на нем применили два турбовентиляторных двигателя Rolls-Royce Spey с форсажем, такие моторы ставили на английский вариант знаменитого истребителя McDonnell Douglas F-4 Phantom II.
Двигатели Thrust SSC создают суммарную тягу в 223 кН, расход топлива — 18 литров в секунду. Машина разгонялась от нуля до скорости 1000 км/ч в течение 16 секунд, а рекордной скорости достигла за 30 секунд.
Кстати, в нашей стране этому рекордсмену был создан очень сильный конкурент, который если бы не неблагоприятное стечение обстоятельств мог достичь выдающихся результатов гораздо раньше.
В 1968 году лабораторией скоростных автомобилей Харьковского автодорожного института под руководством Владимира Константиновича Никитина был создан . турбореактивный автомобиль ХАДИ -9. Этот предназначенный для постановки рекордов болид оснащался двигателем РД-9БФ от истребителя МиГ-19. Корпус турбомобиля изготовлен из стеклопластикового волокна на металлическом каркасе. Колёса имеют гидравлическую подвеску. Задние колёса расположены на выносных штангах далеко от корпуса для улучшения устойчивости на трассе слишком узкого автомобиля, а также для дополнительной аэродинамической стабилизации на высокой скорости. Два передних колеса расположены внутри обтекаемого корпуса позади кабины пилота. Торможение осуществляется последовательным введением воздушных заслонок, увеличивающих сопротивление воздуха, а затем парашюта. Расчетная скорость ХАДИ-9 -1200 км/ч.
Но не сложилось, для испытаний в СССР подходило только одно место- соляное дно пересыхающего озера Баскунчак, похожего на американское Бонневильское озеро, где происходит большинство рекордных заездов, но выполняя план по соледобыче Баскунчак уже перекопали и ездить стало негде. Максимальная скорость которую смогли достичь на оставшихся коротких отрезках озера и полосах аэродромов 500 км/ч. А потом, как это у нас водится, уникальную машину вообще забросили даже не помыв. Забрызганный солью ХАДИ-9 сгнил в Харькове.
А вот британцы не остановились и в начале 2000-х начали разработку сверхзвукового турбомобиля Bloodhound SSC .
Он оснащён турбореактивным двигателем Eurojet EJ200 от истребителя Eurofighter Typhoon, и оборудован модифицированным шасси от британского истребителя «Лайтнинг».
Расчетная скорость Bloodhound SSC 1609 км/ч т.е. 1000 миль/ч.
Дебют автомобиля состоялся в 2015 году. В ходе тестов Bloodhound совершил два заезда (по взлетно-посадочной полосе длиной 2,7 км) и сумел разогнаться до 338 км/ч за 8 секунд. Рекордный заезд запланирован на 2020 год но финансовые проблемы ставят под сомнение его реализацию. Дело в том, что британская компания Bloodhound Programme Ltd, которая и занимается разработкой болида, передана под внешнее управление. Как пояснил представитель управляющей компании FRP Advisory Эндрю Шеридан, у юридического лица закончились деньги.
В общем, на завершение грандиозного проекта и рекордный заезд по соляному озеру в южной Африке не хватает 25 млн. фунтов стерлингов. Надеюсь, проектировщики найдут спонсора и мы станем свидетелями новых достижений этой уникальной техники.
9 комментариев
Удалить комментарий?
Удалить Отмена5 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена5 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена