Донской казак Иван Турчанинов – национальный герой США
Его книга «Опыт и впечатления Гражданской войны» считается лучшим из описаний Гражданской войны в США в 1861-65 гг. А на юге США его до сих пор ненавидят и пугают его именем детей. Именно его солдаты выведены в романе «Унесенные ветром» как жестокие и злобные северяне.
И все это про Ивана Васильевича Турчанинова, известного в Америке как Джон Бэйзил Турчин. Про донского казака, полковника русской армии и бригадного генерала армии США.
Он родился 30 января 1822 года на Дону. Семья небогатая, отец был отставным майором, но очень известная среди военных. Двое его дядей принимали активное участие во всех войнах Российской империи, дослужились до звания генерал-лейтенантов.
Иван Турчанинов как истинный казак пошел по стопам предков. Закончил кадетский корпус и Михайловское артиллерийское училище после чего был определен в гвардейскую Донскую конно-артиллерийскую батарею. Участвует в подавлении революционного движения в Венгрии. За этот поход его награждают Георгиевским крестом и направляют на учебу в Академию Генерального штаба, которую он оканчивает с серебряной медалью в чине секунд-майора. Службу Турчанинов продолжает в Генеральном штабе. В Крымскую войну командир 3-й полевой батареи на 4-м бастионе, на котором служил еще никому тогда неизвестный подпоручик граф Лев Толстой.
Отличный офицер с незапятнанным послужным списком, женатый на красивой и любимой женщине,никаких материальных проблем, в 30 лет уже полковник, начальник штаба корпуса, на дружеской ноге с самим цесаревичем, будущим императором Александром II. Блестящая карьера ему была обеспечена. Но слишком он был честен, в груди горела жажда справедливости, в голове идеи свободы и равенства. Видя несовершенство общественного устройства России, Турчанинов пришёл к выводу о необходимости реформ, став убеждённым противником крепостного права. С 1853 года он состоял в тайной переписке с А. И. Герценом, в письмах к которому и изложил свои воззрения на судьбу России.
В 1856 году, проходя службу в Польше, неожиданно, под предлогом необходимости лечения на водах в Мариенбаде выехал туда в Германию, а затем эмигрировал в США вместе со своей молодой женой Надеждой Дмитриевной (урождённой Львовой). Повторюсь никаких материальных причин для эмиграции не было. Турчанинов и его жена хотели участвовать в строительстве молодой страны, веря, что США основана на принципах равенства и свободы. Вследствие этого в 1858 году в чине полковника он был исключён со службы русской армии. За «невозвращение к месту службы» ему грозил в России военный трибунал.
В Америке молодая чета приобрела небольшую ферму, поменяли имена на американский манер Турчанинов стал Джон Турчин, его жена Надежда – Надин. Но вскоре Турчин разорился и пошел учится на инженера, а его жена поступила в медицинское училище.
Познакомившись с реалиями американской жизни, Турчин понял, что в США не меньше проблем, чем в России. В письме к Герцену от 1859 года он написал:
«Разочарование мое полное; я не вижу действительной свободы здесь ни на волос… Эта республика — рай для богатых; они здесь истинно независимы; самые страшные преступления и самые чёрные происки окупаются деньгами… Что касается до меня лично, то я за одно благодарю Америку: она помогла мне убить наповал барские предрассудки и низвела меня на степень обыкновенного смертного; …никакой труд для меня не страшен».
В 1859 году Турчин устроился инженером-топографом на железную дорогу, стал хорошо зарабатывать, подружился со многими влиятельными людьми, в том числе с Авраамом Линкольном, будущим президентом США, и Джорджем Макклеланом будущим главнокомандующим армии северян.
С началом Гражданской войны, Джон Турчин, ярый противник рабства вступил в федеральную армию северян. Линкольн и Маккелан зная о его военном образовании, сразу дали ему звание полковника и направили в 19-й Иллинойский полк. Тогда солдаты сами выбирали себе полкового командира и выбрали Турчина, «прокатив» его оппонента, и не кого-нибудь, а полковника Улисса Гранта, который впоследствии главнокомандующим армией Союза и президентом США. Будучи талантливым командиром, Турчин сумел превратить свой полк в одну из самых боеспособных частей северян, и вскоре ему поручили возглавить 8-ю бригаду дивизии, состоящую из четырёх полков. В бригаде Турчин также вскоре навёл железную дисциплину, и она превратилась в одну из лучших частей в Армии Соединённых Штатов.
Что поделать в США тогда мало было профессиональных военных, тем более северян, большинство офицеров были южане-рабовладельцы. Как и командир Огайской армии северян Дон Бьюэлл, в душе симпатизировавший южанам. Он вел пассивную тактику войны, запрещая какие-либо активные действия что привело к ряду поражений. На этой почве у Турчина с ним происходили резкие разногласия и споры.
В конце концов проявив инициативу, Турчин, вместе с другим полковником, Митчеллом, без приказа перешли в наступление. В военных действиях Турчанинов использовал новую и необычную для того времени тактику стремительных ударов вдоль железных дорог, захвата ключевых железнодорожных станций и мостов. Он соорудил бронепоезд с пушками, смонтированными на переднем вагоне. С помощью этого бронепоезда стало возможным неожиданно захватывать основные укрепления противника. Бригада Турчина первая вошла в города Нашвилл и Хантсвилл.
2 мая 1862 года был взят стратегически важный город Афины (Алабама), после чего солдаты устроили в городе грабёж. История темная: то ли он по казачьей традиции дал «час на разграбление города», то ли его солдаты отомстили конфедератам за расправу над пленными северянами. Но история с Афинами попала в прессу и получила широкую огласку.
И хотя жестокостей и насилия во время Гражданской войны было предостаточно, с подачи журналистов Афины стали символом насилия и грабежей, а Турчин получивший прозвище «Русский Гром» стал известен как самый жестокий и беспощадный командир северян. До сих пор его, особенно на юге США, рисуют как злодея и «дикого казака».
Этому способствовал и публичный, широко освещаемый военно-полевой суд над полковником. Здесь еще всплыло то что во время болезни, Турчин на некоторое время командование бригадой отдал...жене Надин. И хотя следственная комиссия установила невиновность Турчина, но суд, среди членов которого были сторонники южан, признал Турчина виновным и уволил его из армии. Однако одновременно с судом, в поддержку Турчина выступила общественность Севера: в Чикаго его встретили как героя.
Скандал «разрулил» друг Турчина, президент Авраам Линкольн. Причем хитромудро: самый разгар процесса, присвоил Турчину звание бригадного генерала. Таким образом, решение суда об отставке Турчина юридически сводилось к нулю, так как суд, члены которого, кроме председателя, являлись полковниками, не имел полномочий судить генерала.
В 1863 году для Турчина, в знаковых для США сражениях при при Чикамоге и Чаттануге наступил поистине звездный час. В битве при Чикамоге (19 — 20 сентября 1863 года) армия северян потерпела тяжёлое поражение и стала в беспорядке отступать. Тогда генерал Турчин лично повёл свою бригаду в контратаку. Его солдаты сумели прорвать линию южан, но сами оказались в тылу наступающего противника. Не растерявшись, Турчин приказал развернуться и прорываться к своим. Солдаты Турчина вновь прорвали линии южан и вышли к северянам. В ходе этого боя бригадой Турчина было пленено около 300 южан и захвачено несколько пушек. В американской историографии Гражданской войны в США этот подвиг получил название «Турчинская атака в тылу врага».
Во время сражения при Чаттануге (24 — 25 ноября 1863 года) войска северян выбили южан с позиций у Миссионерского хребта, но оказались под сильным огнём с вершины горной гряды, где у южан также была оборонительная линия. Тогда северяне стихийно атаковали противника. Одним из рядовых командиров, которые вели в бой своих солдат, был Джон Турчин. Под ураганным огнём противника, северяне сумели подойти вплотную к позициям конфедератов. Артиллеристы южан в отчаянии поджигали фитили бомб и сбрасывали их на врага, но это им не помогло. Южане снова были выбиты с позиций и очистили Миссионерский хребет. Бригада Турчина первой ворвалась на вершину хребта и захватила 3 пушки. В результате победы при Чаттануге ситуация войны кардинально изменилась: стратегическая инициатива окончательно перешла к северянам. Весной 1864 года армия генерала Шермана начала знаменитый «рейд к морю», в ходе которого провела стратегически важную битву за Атланту — крупнейший военно-промышленный центр Юга. Генерал Турчин вместе со своими солдатами принял активное участие в этом походе. Но в июне его поразил сердечный приступ и осенью он был вынужден оставить военную службу.
Вернулся в Чикаго, работал патентным поверенным и строительным инженером, занимался торговлей недвижимостью и расселением эмигрантов в южном Иллинойсе. Видимо, испытывая симпатию к полякам, в 1873 году Турчин основал в Иллинойсе польскую колонию Радома, которая вскоре стала процветающим поселением. Кроме этого написал ряд работ по истории Гражданской войны.
Но одним из последствий сердечного приступа было ухудшение умственной деятельности. Турчины впали в бедность, но солдаты не забыли о своем командире. Его бывшие подчинённые, добились для Турчина небольшой пенсии от Конгресса США — 50 долларов. Турчин скончался в бедности в 1901 году в госпитале города Энн (Иллинойс) в возрасте 79 лет. Его похоронили с воинскими почестями на военном кладбище города Маунт-Сити (Иллинойс). Надин пережила своего супруга и скончалась в 1904 году. Ее похоронили рядом с мужем, с которым она прошла через всю войну.
Когда Турчина хоронили один из его соратников сказал: «Он был одним из самых всесторонне образованных и знающих солдат страны. Он любил нашу страну сильнее, чем многие ее уроженцы».
Источник:
2 комментария
5 лет назад
Забавно: ветеран войны, боевой генерал, общепризнанный герой войны... умирает в США в бедности.
Странно, некоторые особо одарённые начинают вопить, что только в ЭТОЙ стране ветераны нищие, зато у НИХ...
Мне кажется, но, вроде, Советские генералы в бедности не умирали.
Удалить комментарий?
Удалить Отмена5 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена