Почему Deep Purple такая крутая группа?
Разнообразие жанров
В 1968-м Deep Purple начиналась с каверов на поп-хиты, потом делала сложный прог-рок с оркестром. Наиболее популярной группа была, когда в 70-е играла хард-рок, причем хард-рок Гиллана и хард-рок Ковердейла были практически полярными трактовками одного жанра. В конце 80-х группа даже экспериментировала с электронной музыкой, когда на вокале был Джо Линн Тёрнер.
Параллельно с этим Deep Purple постоянно тянули на свою сторону металлисты, и до сих пор почти каждый эксперт тяжёлой музыки причисляет их к прото-металлу, а Smoke on the water считает главным металлическим рифом.
Это, скорее, неправда. Тем не менее, музыканты Deep Purple значительно вложились в развитие металла. Гиллан и Хьюз, например, в разное время сотрудничали с Black Sabbath, хоть и не в самые лучшие для группы годы. Ну а Блэкмор и Ковердейл создали Rainbow и Whitesnake, которые на самом деле стали трамплином от хард-рока к хэви-металу. И это уже по-настоящему важно.
Получилось так, что DP часто менялась, возможно, чаще, чем любя другая рок-группа. И это давало ей возможность захватывать очень широкую аудиторию.
При этом примерно с четвертого альбома у группы начал формироваться собственный стиль, и в той или иной степени этот стиль сохранялся потом все время. Когда эпоха хард-рока кончилась, Deep Purple окончательно возвели «свой стиль» в отдельный жанр. Его точкой максимума стали альбомы 90-х: The Battle Rages On и Purpendicular.
Дальше все пошло на спад, но спад был логичным и ожидаемым. Музыканты старели и играли примерно одно и то же, но для 16-го альбома это нормально, и предъявлять тут кому-то претензии глупо.
Такое жанровое разнообразие привлекало в разные периоды разную аудиторию и превращало группу из успешного, но нишевого проекта в памятник мировой культуры.
Перманентный конфликт
Хоть стиль у Deep Purple и сформировался примерно к 4-му альбому, описать его всегда было сложно. И в этом одна из главных особенностей группы.
Музыка появлялась на стыке постоянного конфликта между музыкантами, которые представляли разные идейные и энергетические центры. В так называемом золотом составе этих центра было три. Если грубо, то Гиллан и Блэкмор представляли разные стороны хард-рока, а Джон Лорд топил за более прогрессивную музыку.
В годы творческого рассвета (второй и третий состав) у группы практически не было стабильного периода, когда все делали то, что хотели, зарабатывали много денег и были счастливы.
Конфликты – постоянная часть биографии DP, которая, однозначно, влияла на музыку. И это невероятно круто. Внутри такого конфликта неожиданно появлялась гармония и придумывались лучшие песни. От той же написанной в очень странных условиях Smoke on the water до Concerto for Group and Orchestra, в котором никто кроме Лорда не хотел участвовать. А в итоге получился очень важный культурный прецедент. И теперь каждая вторая рок-группа делает концертные программы с участием оркестра. У российских музыкантов к этому какая-то особенная любовь.
Конфликт был стержнем и следующего состава группы. В котором басист хотел петь, вокалист боялся стать вторым Гилланом, а гитариста больше волновала судьба группы Elf. И в этих сложных условиях, непрекращающихся гастролях и нездоровом образе жизни появлялись Burn, Stormbringer и Soldier of Fortune.
В следующих составах такого конфликта было меньше. И, кстати, чем меньше его было, тем слабее звучала группа. Тем больше она апеллировала к истории и меньше придумывала новое.
Статус звезды и бизнес
Deep Purple всегда были популярны, потому что отлично отыгрывали образ рок-звезд.
Мировые туры, личный самолет, Ричи Блэкмор, сжигающий сцену – массовая культура отлично впитывала понятные ей архетипы.
Кроме того, Deep Purple играли не самую простую, но и не очень сложную музыку. Она не такая тяжелая, как у металлистов, и не такая спорная, как у панков, а значит, хорошо работает на большую аудиторию.
Ну и про бизнес. У группы были разные менеджеры, и назвать их всех талантливыми профессионалами нельзя. Во многом из-за бездарного менеджмента группу перегружали концертами, и из-за дикого графика в итоге получались недоработанные альбомы и частые перемены в составе.
При этом Deep Purple всегда отлично зарабатывали: ездили в туры по странам, где пользовались большой популярностью (в Японию, например), записывали коммерчески успешные релизы. Live in Japan, кажется, до сих пор остается одним из самых продаваемых концертников в истории музыки. Хотя ему уже 45 лет.
Вокруг группы построили бизнес-империю с большими фан-клубами в разных странах, гигантскими продажами альбомов и громадными турами. За это обычно группу не хвалят, а ругают. Но ничего стыдного тут нет – DP становилась популярной и делала это с умом. Это круто.
Источник:
92 комментария
5 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена5 лет назад
Исполнение вживую, зрители в основном к 40-ка и "за" народ подпевает хором, на танцполе народ даже с мелкими детьми - СУПЕР!
Удалить комментарий?
Удалить Отмена5 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена5 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена5 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить ОтменаУдалить комментарий?
Удалить Отмена5 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена