Как фирма из Эйндховена стала монополистом на рынке современного оборудования
Джон Сильвер, простой кок.
Компания из европейского захолустья (штаб-квартира в голландском заштатном городишке Эйндховен, начинала историю с пяти деревянных сараев и всю дорогу выживала лишь на фин.помощи от материнской фирмы Филиппс и субсидий от правительства.
А сегодня стоит дороже чем Эйрбас, Фольксваген или Сименс. €114 млрд. Да-да. Но славна не этим, а что мёртвой хваткой держит весь мир за яйца.
Все пользуются электроникой? Планшетами, смартфонами, компами, серверами?
У всех на слуху компании Intel, Samsung и TSMC — три крупнейших в мире производителя микросхем (последняя выполняет заказы для Apple и AMD) которые используются в девайсах. И вроде вот как она - олигополия и владение миром. Но вот эти трое вынуждены идти на поклон к фирме, которая производит станки для выпекания чудесных процессоров. Так называемые степперы.
Весь мир на трех слонах, но слоны-то - на одной черепахе.
180 тонн, 180 млн евро за штучку. Технологический процесс в них происходит так:
"... каждую секунду 50 000 капель расплавленного олова падают через камеру в её основании (пятьдесят тысяч капель в секунду, Карл!). Пара высокоэнергетических лазеров на углекислом газе ударяет по каждой капле, создавая плазму, которая, в свою очередь, испускает свет нужной длины волны. Первый импульс преобразует каплю олова в туманную форму блина, так что второй импульс, который является более мощным и следует за ним всего через 3 микросекунды, взрывает олово в плазму, которая светится на длине волны 13,5 нанометров.
Весь маршрут световых импульсов от источника (справа внизу) к прибору подсветки, затем к маске с топологией кристалла (вверху) — и через проекционную оптику (слева посередине) на кремниевую пластину (внизу посередине)
Свет направляют зеркала, сделанные из слоёв кремния и молибдена, которые отшлифованы настолько точно, что, если их масштабировать до размера Германии, то на поверхности не будет выпуклостей больше миллиметра. Поскольку глубокий ультрафиолет поглощается почти любым веществом, включая воздух, процесс происходит в вакууме
И только эта фирма, спустя 20 лет страданий и превозмоганий, обладает технологией выжигания микросхем глубоким ультрафиолетом. 13 нанометров.
Именно поэтому - "компания конкурирует с японскими Canon и Nikon. Но с 2005 года доля голландской фирмы на рынке выросла почти вдвое, до 62%. Только у неё есть оборудование для фотолитографии в глубоком ультрафиолете с длиной волны 13,5 нанометров. Результаты деятельности ASML отражают эту возросшую зависимость. Её выручка в 2019 году выросла на 8%, до €11,8 млрд, несмотря на временный спад в полупроводниковой индустрии. Поставки оборудования для фотолитографии в глубоком ультрафиолете составили 26 из 229 машин, проданных в 2019 году, но принесли треть выручки. Фирма ожидает, что к 2025 году этот показатель вырастет до 75%, поскольку другие производители чипов модернизируют свои фабрики и тоже устанавливают оборудование для EUV-фотолитографии."
И это невозможно "просто изобрести в сарае" как в святых 70-хх. "Машины весом 180 тонн и размером с двухэтажный автобус сами по себе являются свидетельством сложной логистики в электронной промышленности. Компоненты для этих машин производят около 5000 поставщиков. Немецкая оптическая фирма Carl Zeiss производит линзы. Голландская VDL производит роботизированные манипуляторы, которые подают пластины в машину. Источники света изготовляет Cymer, американская компания, купленная ASML в 2013 году."
А теперь расскажите мне, как такую технологию можно "цап-царап"?
Источник:
28 комментариев
5 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена5 лет назад
Вам впрочем тоже, ибо эффект Даннинга-Крюгера.
Как раз тут картиночка гдет недавно была с объяснением в доступной форме, читал же наверное.
Удалить комментарий?
Удалить Отмена5 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена5 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена5 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена5 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена