Василий Песков: «Никогда не поверил бы, что смогу все это»
О самом Василии Михайловиче Пескове опубликовано, пожалуй, больше работ, чем он сам создал статей о природе. Но, несмотря на это, остается неразгаданной главная его загадка. Как человек, имеющий за плечами всего лишь среднюю школу, знал больше, чем иной профессор, и писал лучше, чем подавляющее большинство профессиональных писателей. Кто его научил всему этому?
- А кто были моими учителями? - вспоминал Василий Михайлович. - Многих хотелось бы тут назвать. Из-за краткости этого слова назову двух главных: отца и мать. Мама на селе была человеком всеми любимым - звали ее разбирать ссоры, ждали советов, какими-то словами умела она даже лечить. Отца, работавшего на железной дороге, просили стекло в окно вставить, навесить дверь, починить крышу. Ни с кого копейки не брал за это, считал: «Грех...». Детей родители учили: не возьми чужого, помоги слабому, не завидуй, не ленись, помни, за добро всегда платят добром... Главное я все-таки узнал от отца. «Счастье - это когда свой хлеб человек добывает любимым делом».
Мама определила профессию сына... Послевоенным летом голодного 1947-го в семье Песковых родилась девочка... И мать, и ребенок были очень слабы. Чтобы прокормить семью, старшие дети выходили в поле собирать колоски.
«…Мы с сестрой шли за комбайном и собирали оброненные ржаные колосья,. - писал журналист. - Мать сделала маленький, с тарелку, хлебец, разломила и вдруг заплакала от радости, что может нас накормить. Не пережившим такие дни трудно объяснить, что нет ничего вкуснее куска черного хлеба...»
И вот в это тяжелейшее время мать, зная, что 17-летний сын увлекается фотографией, упросила мужа купить ему камеру «ФЭД». Старенький, подержанный фотоаппарат стоил в то время немногим меньше зарплаты Михаила Семеновича. Для бюджета семьи это было очень накладно, но мудрость и материнское чутье подсказывали, что он обязательно нужен сыну. Время показало - мать была права.
А отец в конце концов убедил сына, что тот не ошибся с выбором дороги. Случилось это после знаменитого интервью с легендарным полководцем Георгием Константиновичем Жуковым.
- С Жуковым мы встретились в 1970 году... - рассказывал Василий Михайлович. - Он, бесспорно, был настоящим героем войны, самым главным человеком. Он вышел из гущи народной - из бедных крестьян, скорняк по профессии, и перед ним склоняли голову все ведущие военачальники мира. Я сделал с ним интервью на целую страницу (это было в честь 25-летия Победы). Для моего отца Жуков был, конечно, человеком № 1, и когда отец прочитал это интервью в газете, он спросил: правда ли, что я вот так же сидел рядом с самим Жуковым? Я ответил: да. Тогда он открыл дверь и крикнул: «Федор!» (Это наш сосед, сапожник в Тресвятском; он знал, что, когда отец его зовет, то ему сто граммов перепадет.) Федор пришел, и отец ему говорит: «Вася сидел с Жуковым так же, как мы с тобой. Давай выпьем за моего сына». Это было... официальным признанием моей журналистской работы семьей...»
Итак, секрет успеха великого журналиста оказался весьма прост. Кроме постоянного самообразования, это следование нехитрым, но мудрым советам отца и матери: не брал чужого, не завидовал, отвечал добром на добро... А главное - не ленился, как истинный работящий русский мужик, добывая хлеб любимым делом. Ведь, как говорится, выбери себе работу по душе, и тебе не придется работать ни одного дня в своей жизни.
НАРОДНЫЙ ЖУРНАЛИСТ
Первый очерк «Апрель в лесу» Василий Михайлович опубликовал в 19 лет в воронежской молодежке, в 1954 году. Виной всему случай — пока зал фотографии попутчику, который оказался сотрудником газеты. Главным редактором тогда был Борис Стукалин, который позднее работал на руководящих должностях, в том числе и в ЦК КПСС. А тогда Стукалин попросил сделать подпись к снимку — вместо подписи получился очерк. До этого пера в руках не держал. Хотя рос на литературе, семья хотя и сельская, но книги ценила. В 1956 году стал работать фотографом в «Комсомольской правде». Тексты по являлись вместе с фотографиями, так возник его собственный, песковский жанр.
Как истинный сельский житель, он был человеком практичным. Поэтому с самых первых дней в текстах его практически не было ничего лишнего. Когда вышел «Таежный тупик», самый известный в истории газетный сериал о семье староверов Лыковых, филологи отмечали удивительный пример журналистского текста, в ко тором нет ни одного деепричастного оборота. Он всегда писал просто и конкретно. И это не вероятно привлекало читателя с первых же текстов. Надо отметить, что в журналистику он пришел еще до «оттепели», когда стилистического разнообразия в газетах не было, все следовали строгому партийному шаблону, и его тексты о природе были глотком свежего воз духа, их читатели полюбили сразу. И позднее, во всех поездках, Песков отмечал детали, мелочи, обычно ускользающие от поверхностного зрения, из которых складывался образ, будь то маленькая речка или американская Аляска. Каждую тему должен был тщательно «оттоптать», без этого не двигался дальше. Если снимал зайца — полдня мог с этим зайцем разговаривать, чтобы получить нужный в итоге ракурс. Стрекозу мог снимать два часа.
Песков стал первым интервьюером Гагарина после приземления — об этом интересная главка в книге. И знаменитая фотография с Гагариным в самолете, несущем первого в мире космонавта для доклада Хрущеву. Полтора года Песков летал на вертолетах над страной и снимал с птичьего полета, потом фотографии вышли в альбоме «Отечество», в 1972 году. А книга «Шаги по росе», единственная в истории журналистская работа, удостоенная Ленинской премии — о ней интересный рассказ бывшего главного редактора «Молодой гвардии» Валентина Осипова, — стала классикой. При этом обласканный властью Песков оставался человеком исключительной скромности.
В журналистике он считал важным результат и страстно включался в организацию практических действий. Яркий пример — проект «Речка моего детства». Песков написал очерк о своей малой родине, о речке, на которой вы рос. И предложил юным читателям не только сделать то же самое, но и составить перепись всех малых рек СССР. Договорился с Всесоюзной пионерской организацией, идею поддержали. «Зеленые патрули» по всей стране вели перепись, и она была составлена! Также по его инициативе был учрежден День птиц, и снова в авангарде были юные экологи.
Песков оставил 12 томов собрания сочинений, тысячи уникальных фотографий, альбомы, но главное — сформулировал важнейшие принципы взаимоотношения человека и природы, человека и космоса. В книге мы приводим не сколько страниц его высказываний, из которых можно составить манифест достойного существования человека на земле.
Песков был уверен, что природа, Земля и вселенная больше и шире, чем человек как вид живого. Человек оказывает сильное давление на природу и может помогать ей или, наоборот, губить ее. Сознание дано нам для того, чтобы сохранить землю и природу. Он призывал знать свое место в при роде. Мы — всего лишь одна из ветвей многообразного мира.
СТРАНИЦЫ БОЛЬШОГО ПУТИ
Первый из землян
14 апреля 1961 года Василий Михайлович первым из журналистов взял интервью у Юрия Гагарина. Вспоминал об этом:
«Еще рассвет не растаял над лесом, присыпанным легким и неожиданным снегом, а мы уже мчались к дому.
— Тише. Он отдыхает! — встретили нас в дверях. Сейчас где-то рядом человек, сто восемь минут проработавший в космосе. Гагарин вышел неожиданно. Будто помолодевший за ночь, свежий, сильный. Упруго шагнул через порог и крепко, как тисками, пожал руки».
23 тома мудрости
На счету замечательного автора почти три десятка книг. Полное собрание его работ вышло в 23 томах.
Таежный тупик
В 1982-м журналист открыл миру староверов-отшельников Лыковых. Рассказ о них печатался в «Комсомолке» из номера в номер, а у газетных киосков стояли очереди. Говорили, жена генсека Брежнева посылала в редакцию за очередным номером в шесть утра. Василий Михайлович рассказывал о своих знакомых: «Как лечили Лыковы зубы?» — просил узнать один из наших читателей. Агафья сказала: «Молитвой. Если молитва не помогала — держали открытый рот над горячей картошкой».
Двадцать четыре бани
В 1964-м Песков побывал в Антарктиде. Удивительные кадры с пингвинами — оттуда. А еще это: «Время тут меряют банями. "Ничего, еще три бани — и поплывем". И вся зимовка не такая уж большая — двадцать четыре бани». Та командировка открыла многое. «Если бы перед поездкой я узнал, что мне предстоит сделать, через что пройти, то никогда не поверил бы, что смогу все это».
«В мире животных»
Старшее поколение помнит телевизионные выпуски передачи «В мире животных» именно с этим теплым улыбчивым ведущим. Работа ведущего самой популярной передачи длилась с 1975 по 1990 года, а это ни много ни мало – 15 лет! Целое поколение выросло, наблюдая за жизнью природы глазами Василия Михайловича.
«В мире животных» Василий Песков часто вел прямо из заповедников и питомников. От этого они получались необыкновенно настоящими, живыми… Был ведущим передачи 15 лет, с 1975 по 1990. Два года вел один, а потом уговорил Николая Дроздова стать напарником и несколько лет они чередовались.
В 1991 году Песков уехал в Америку на Аляску - писать книгу и охотиться с фотоаппаратом на зверей. Совмещать экспедиции с телевидением стало физически невозможно. И Песков ушел из передачи в свой собственный мир животных, бесконечно им обожаемый.
Подарок маршала
Василий Михайлович не раз общался с маршалом Победы Георгием Жуковым. Интервью 1970 года: «В последнюю встречу Жуков прямо сказал: "Все. Надо готовиться. Пистолет, саблю, бурку отдал в музеи. Возьми что-нибудь себе на память". Я стал отказываться: "Все надо отдать в музеи…" — "Ну хорошо. Зайдем в этот чулан. Тут хранятся мои рыболовные снасти. Бери что хочешь…" Как дорогая реликвия хранится у меня жестяная зеленого цвета коробка с крючками и блеснами. Одна из блесен сделана из пряжки солдатского ремня самим маршалом».
источники:
https://www.eg.ru/culture/855907-vasiliy-peskov-nikogda-ne-poveril-by-chto-smogu-vse-eto-085257/
https://aleks070565.livejournal.com/7015481.html
https://www.kp.ru/daily/26820/3857144/
https://www.syl.ru/article/296968/vasiliy-peskov---pisatel-jurnalist-biografiya-i-tvorchestvo
10 комментариев
5 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена5 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена