Нестареющий "Необыкновенный концерт" Сергея Образцова
"Кукольные часы" на театре кукол С.В.Образцова
.
"Необыкновенный концерт" за свою историю был сыгран больше восьми тысяч раз, "живьем" его видели более пяти миллионов человек, а в телеверсии — больше двухсот миллионов. Получив эти цифры, эксперты Книги Гиннесса поначалу не поверили своим глазам: показатели самых популярных театральных постановок мира на два порядка ниже.
Еще в 1939 году Александр Введенский принёс в театр Образцова свою кукольную пьесу для взрослых «Концерт-варьете». Пьеса по просьбе Образцова была переработана для детей и представляла собой пародию на популярные концертные программы и исполнителей тех лет, а действующими лицами в ней были животные.
Однако постановку отложили, затем началась война, и пьеса Введенского так и осталась лежать в архиве театра. Работа над новым спектаклем началась весной 1944 года. Почти год продумывалась пьеса. Осенью 1945 года были готовы первые эскизы кукол, затем начались репетиции. Сценарий спектакля складывался постепенно по принципу театрального «капустника».
Спектакль составили как смешную пародию на стандартные приёмы и стереотипы множества эстрадных концертов того времени. Его так и назвали - «Обыкновенный концерт». Впервые он был показан в 1946 году.
«Через полтора года, как концерт полюбили, пошли зрители, рассказывал Борис Голдовский, историк театра, - вдруг в 48-м году спектакль закрыли. Во-первых, в необыкновенном «Обыкновенном концерте» нет ни одного положительного героя. Во-вторых, это клевета на нашу эстраду».
Тогда Сергей Образцов поменял название спектакля на «Необыкновенный концерт». А в качестве положительного героя стал выступать сам, взяв на себя роль ведущего концерта.
По настоянию чиновников из программы были изъяты ещё несколько номеров (пародия на «буржуазный» джаз, «трафаретная» обезличенная хоровая капелла, в которой узнавали хор Свешникова и пр.), и оставшихся пять-шесть кукольных номеров хватило лишь на одно (второе) отделение, которое было названо «Концерт кукол», а в первом отделении Образцов исполнял свой сольный концерт.
Но уже через полтора года Эдуард Апломбов - конферансье спектакля, вернулся на сцену. Его роль в разное время играли Семен Самодур, Евгений Сперанский и блистательный Зиновий Гердт. Они же были и авторами знаменитых реплик.
Всемирно известный конферансье Эдуарда Апломбов, этот нагловатый, но очаровательный тип объявлял номера концерта с необыкновенным юмором, от которых зал просто умирал от хохота.
В 1968 году в новой редакции спектакля возродился полный концерт. При этом Образцову удалось сохранить неизменной всю программу, в том числе блестящие реплики конферансье, которые произносил Зиновий Гердт, искрометный юмор и сатирические образы всех персонажей.
Спектакль представлял собой пародию на различные жанры искусства: хоровое пение, авангардная музыка, цирк, цыганские романсы, латиноамериканские (трио, исполнявшее песню «Ай-яй-яй, компанья», что, по словам ведущего, в переводе означает «Ой-ёй-ёй, коллектив»), а также французские (вымышленная певица Мари Жють - возможно, аллюзия на Мирей Матьё) песни.
На "Необыкновенном концерте" выросло не одно поколение. Ему выпала самая счастливая из возможных в этом жанре судеб — он был растащен на цитаты и вошел в разговорный обиход.
Выражения "цыганский хор заполярной филармонии", "соло водобачкового инструмента" и "капелла главного аптекоуправления", равно как и имена Стеллы Свисс, Мари Жють и братьев Баклушиных знают у нас все, кому за двадцать или за двадцать пять.
«Необыкновенный концерт», не потеряв живой реакции, стал памятником ушедшей советской эстраде. О которой, иногда с горечью вспоминают какие-нибудь социально активные пенсионеры, которые, не теряя надежды на лучшее.
В прежние годы концерты были вправду разнообразнее. Мог выйти Василий Лановой и прочитать что-нибудь из Пушкина. Обычно он читал: «Алина, сжальтесь надо мною, быть может, за грехи мои, мой ангел, я любви не стою...»
Обязательно был один какой-нибудь номер из классики, или балета Большого театра. Могла выйти Майя Михайловна Плисецкая и станцевать «Умирающего лебедя». Хазанов - в концерте ко Дню милиции. Его обычно выпускали даже в телевизионный эфир.
Конечно, эстрадный оркестр под управлением Юрия Силантьева. Цыгане обязательно...
В общем, все то, что так остроумно пародировали в «Необыкновенном концерте». Ну и, конечно, был конферансье, жанр и, можно сказать, сам тип, родившийся на заре прошлого века в подвалах кабаре, на небольших летних эстрадках в городских садах.
Что говорить, некоторые реплики ведущего Эдуарда Апломбова и участников концерта стали «крылатыми»:
«У рояля - то же, что было раньше»;
«Дерзайте, маэстрочки, чтоб талантливо было, а я пойду немножко покурю».
«Ибо кто из нас не любит, придя домой после радостного трудового дня на службе, уединиться и попеть хором!»
Она (Мари Жють) поет о любви, только о любви в рамках культурного обмена. Ее тема - страдание, страдание не в смысле «я страдала, страданула», а в смысле «лямур-тужур-бонжур».
«Молодой, холостой, незарегистрированный».
«Шахерезада Степановна! - Я готова».
«Мы с вами живем в эпоху деревянных реек, стекла и бетона. Вот почему на этой сцене столько деревянных реек, вот почему в нашем юморе столько бетона».
«А ну, ходи веселей, курносенький!»
«Сидоров-Сидорини с огромным успехом пел в Милане, наискосок от Ла Скала».
«Дикие звери работают в изолированной от публики клетке, что обеспечивает им полную безопасность».
«Семен Иваныч, будьте любезны, дорогой, ликвидируйте рояльчик».
«Лишь тот, кто витамины пьет, до самой смерти доживет!»
«Конферансье. Слово это, к сожалению, до сих пор не русское, слово это зарубежное. Оттуда. Кстати, о Западе. Есть мнение, что Запад успешно загнивает. Но не будем на этом останавливаться, это, в конце концов, их нравы».
«Завершающее монкондо белиссимо сюсюрандо водобачкового инструмента».
«Если я не найду свой кумир, - Брошу мир и уйду в мо-нас-тыр! Девочки! - Что?! - За мной! - Куда?! - В монастыр!!!»
А квинтет Вальдемара Кыша - это же шедевр водно - бочковой музыки. Ничего не напоминает?
Идут годы, подрастает уже четвертое поколение. Заглянешь в афишу театра кукол им. С.Образцова и радуешься - спектакль по-прежнему идет, несмотря на возраст, шутка ли - почти 70 лет.
Когда будет время, соберитесь все вместе и посмотрите «Необыкновенный концерт». Посмеётесь от души. Хорошее настроение гарантируется!
Здесь полная версия спектакля - фильм 1972 года.
Источник:
12 комментариев
5 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена5 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена