Инопланетяне советского кино. Какими они были
Советские фантастические фильмы, рассказывающие о представителях инопланетного разума, отличает человеческое, гуманное, доброе отношение к инопланетянам, представляющим собой подобие людей, в отличие от западных голливудских фильмов, где, по большей части, пришельцы — это агрессивные твари, уничтожающие планету и пожирающие человеческое тело. Особенно это касается современных фильмов. А наше кино было совсем иным:
«Аэлита» (1924)
Первый опыт съёмок фантастического фильма в советском кино случился в 1924 году, года в эпоху немого кино вышел первый полнометражный фильм о полёте на Марс. Фильм «Аэлита» был снят режиссёром Яковом Протазановым по одноимённому роману Алексея Толстого. Марс оказался обитаем — там живут аборигены аолы — потомки погибающей Атлантиды.
Костюмы были созданы в духе конструктивизма и смотрелись скорее нелепо. Роль королевы Маркса Аэлиты, доставшейся Юлии Солнцевой, была для актрисы необычной. Блестящий костюм, так же как и костюмы марсиан придумали театральные художники при участии советского модельера Надежды Ламановой.
Но критика разнесла картину в пух и прах. Писали о том, что образ Аэлиты поблёк под бременем костюма, а марсиане напоминают не то римских легионеров, не то водолазов. Однако спустя годы фильм назовут колыбелью отечественной кинофантастики XX века.
«Эта весёлая планета» (1973)
Этот фильм снят в жанре фантастической новогодней музыкальной комедии. Здесь группа из троих инопланетян попала на Землю и увидела как земляне встречают Новый год в клубе одного НИИ.
Здесь пришельцы вполне похожи на людей, но лишены эмоций и всяких чувств. Но быстро учатся у людей, и начинают улыбаться, смеяться, плакать. Среди инопланетян есть представитель женского пола (или принявшая образ женщины). Членам экипажа дали забавные имена Икс, Игрек и Зет — буквы латинского алфавита.
На роль Зет искали задорную и весёлую актрису. Интересно, что на эту пробовали красавиц советского кино: Ирина Мирошниченко показалась холодной и неприступной, словно Снежная королева, из-за отсутствия комедийного таланта забраковали и Ольгу Яковлеву, Клару Лучко и Эльзу Леждей, запомнившуюся зрителям в другой тройке — детективов из телевизионной серии «Следствие ведут ЗнаТоКи». Зато роль Зет блестяще исполнила Екатерина Васильева. Она как никто умела очаровать практически сходу. Режиссёр Дмитрий Иванов вспоминал о ней, что она никогда не была красоткой, но покоряла своим темпераментом, весёлым характером и эксцентрической натурой. На съёмках она успела подурачиться и зажечь всех.
«Инопланетянка» (1984)
Ещё одну представительницу инопланетного разума представила нам красавица Лилиана Алёшникова в фантастической комедии Якова Сегеля. Актриса сыграла инопланетянку по имени О — прекрасную, но холодную и лишённую всяких чувств.
Но постепенно жизнь на Земле и любовь к простому человеку помогают ей понять человеческие эмоции и чувства, и главное чувство — любовь. Ещё одна попытка кинематографистов через призму инопланетного разума лучше понять самих себя. А для Лилианы Алёшниковой роль инопланетянки О стала одной из последних.
«Кин-дза-дза» (1986)
Фантастическая трагикомедия Георгия Данелии стала настоящей классикой отечественного кино. Инопланетяне здесь как дети, далёкая планета Плюк живёт по своим правилам. Они очень похожи на землян, но система ценностей у них перевёрнута с ног на голову. Здесь явно прослеживалась пародия на советский строй. Хотя планета Плюк технически более развита, чем Земля, флора и фауна здесь погибла, техника заржавела, а пацаки подвергаются дискриминации со стороны чатлан.
Данеля даже придумал чатланский язык, который зрители растащили на цитаты. Пепелац — летательный аппарат, представляющий собой что-то среднее между консервной банкой и вертолётом, был специально для фильма придуман художником Теодором Тэжиком.
Кстати, в переводе с грузинского пепела (с ударением на первый слог) — означает «бабочка». Интересно, что ещё задолго до выхода «Кин-дза-дза» Данелия снял «Мимино». Там герой Вахтангга Кикабидзе называет свой вертолёт — пепела (то есть бабочка).
Позже Георгий Данелия объяснил происхождение некоторых слов языка: «эцилопп» от англ. police (полиция), читаемое наоборот, «пацак» — от укр. кацап, «пепелац» от груз. бабочка, «гравицаппа» схожее с «гравитацией». Слова же «чатланин», «чатл» от «чатлах» — ругательства на некоторых восточных языках, по словам Г. Данелии, означают «негодяй, мерзавец, сволочь».
«Солярис» (1972)
Шедевр отечественного кино, созданный Андреем Тарковским по повести Станислава Лема. В фильме межзвёздная экспедиция сталкивается уже не с отдельными жителями иных галактик, а с целой планетой, обладающей огромным разумом, который человек не в состоянии постичь.
Здесь на планете в сознание космонавтов проникает сила этого разума, способная из отрывков воспоминаний и снов буквально воссоздать весьма осязаемые телесные образы родных и близких людей, причём способен клонировать их. И даже тех, кто давно ушёл из жизни.
Чем больше учёные пытаются разгадать тайну планеты, тем больше она их деморализует, их совесть не даёт им покоя. В итоге космонавты начинают понимать, что теперь они сами стали предметом исследования инопланетного разума Океана.
Одна из лучших работ Донатаса Баниониса и Натальи Бондарчук. Фильм получил Гран-при Каннского кинофестиваля.
«Через тернии к звёздам» (1980)
Ещё один фантастический шедевр, снятый по сценарию Кира Булычёва. Действие происходит в XXIII веке. Патрульный звездолёт обнаруживает погибший корабль, который наполнен мёртвыми искусственно созданными гуманоидами, кроме одной. Нийя — искусственный человек Постепенно Нийя вспоминает, что она прилетела за помощью, чтобы спасти погибающую планету Десса — её родной дом. Прожив долгое с землянами и испытав любовь, Нийя постепенно превращается в человека.
Ещё до появления знаменитого фильма Люка Бессона «Пятый элемент», в котором появляется прекрасная девушка — Само Совершенство, представитель высшей инопланетной расы в исполнении Милы Йовович, наши кинематографисты уже создали это Само Совершенство — девушку Нийю. Не зря её играла Елена Метёлкина — одна из самых красивых манекенщиц СССР середины 70-х.
Высокая и худощавая, с длинной шеей и длинными пальцами, и огромными выразительными глазами — такой увидели её создатели фильма на обложке журнала мод. И хотя у Метёлкиной не было актёрского образования, с ролью она справилась прекрасно, если учесть, что ей предстояло играть не сексуальную землянку, а гуманоида с центром послушания, почти безвольного и бесполого. Не зря Метёлкину считали лучшей инопланетянкой советского кино.
«Гостья из будущего» (1984)
Ещё одна экранизация произведения Кира Булычёва «Сто лет тому вперёд». Фильм замечателен тем, что снят для детей. Научной фантастикой увлекались не только взрослые, но и дети. А тут — путешествие во времени, космические пираты, девочка из будущего.
Интересными получились космические пираты, которые излучают глазами разрушительные лучи, похожие на лазер. Да они по-своему страшные, но для детей скорее смешные — с забавными мордами и в длинных балахонах. Это их настоящий облик, но они обладают способностью принимать любой облик представителя любой планеты — в данном случае человека.
Интересно, что уже в 80-е мы увидели на экране интеллектуального робота, сконструированного по принципу человекоподобия. Роберт Вертер, прекрасно сыгранный Евгением Герасимовым — прообраз эмпатических роботов ближайшего будущего, которых практически будет невозможно отличить от человека из-за способности к эмпатии, то есть восприимчивости к эмоциональному состоянию человека и подражании ему (от греч. эмпатия — «страдание», «чувство»).
Конечно, это далеко не полный перечень картин. Были, конечно, и «Молчание доктора Ивенса» (1973), «Отель у погибшего альпиниста» (1979), «Посредник (1990) и другие, где мы сталкиваемся с пришельцами.
Главная идея отечественных фильмов о контактах с инопланетянами обращена всё же к нам самим, чтобы лучше понять, кто же мы такие, и ответить на вечные вопросы, откуда пришли, куда идём, и к чему придём в конечном итоге? И может эти пришельцы вовсе не мешают нам, а спасают нас от нас самих.
Источник:
39 комментариев
5 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена5 лет назад
В Советских фантастических фильмах и книгах инопланетяне в основном мудрые, высоко развитые гуманисты, оказывающие помощь землянам, делящиеся новыми технологиями и т.д. В западных же фильмах в основном нашествие инопланетян это катастрофа, смерть, разрушение.
А дело в том что это просто отражение капиталистического и социалистического мировоззрения. Советский гуманизм экстраполируется и на наше представление о внеземных цивилизациях. И соответственно человек, выросший в бандитском грабительском капиталистическом обществе и впитавший в себя всю его психологию, наделяет инопланетян такими же чертами. По сути фантастика это зеркало, в котором отражалось Советское и Западное общество.
Удалить комментарий?
Удалить Отмена5 лет назад
к сожалению, низменные инстинкты вечны, а вот на более высоком уровне уже не инстинкты - чувства, и их-то приходится развивать...
а тем, кто "делает деньги" чувств человеческих не нужно... лишь бы быдло для "золотой сотни" блага зарабатывало...
советские фантасты всё время, с самого начала, пытались отвести эту роль роботам - так нет. не устроило это протопендосов с евгеями...
всё же пытаются на это место запихать "быдло".
Удалить комментарий?
Удалить Отмена5 лет назад
А еще был Жук в муравейнике, где такого вот непонятного просто убивают... Так что, Стругацкие - они тоже не советские? Но лично мне отражение у Стругацких нравится куда больше чем у кого-бы там ни было.
А бравые картинки "светлого коммунистического будущего" либо раздражали (как в Полудне XXI века, но там далеко не все так радужно как казалосъ бы на первый взгляд, например посмотрите на оргнаизацию воспитания детей), либо выглядели совсем нереально.
В Понедельнике (который начинается в субботу) Ваши размышления о советской и западной фантастике Стругацкие обыграли, здорово утрировав.
Все о Стругацких пишу - так ведь никто на их уровень не поднялся в СССР, именно они - основа той самой советской фантастики, и совсем неплохая основа.
Удалить комментарий?
Удалить Отмена5 лет назад
Как древний роман коммуниста Богданова "Красная звезда", в котором на Марсе построен коммунизм. Но при этом много интересных, самобытных книг, фильмов. Все они очень разные, как и в западной фантастике. Но большинство произведений у нас - восхваляет технический прогресс (отражение идей классика: коммунизм это советская власть плюс электрификация), воспевает гуманизм и утверждает, что построить справедливое, счастливое общество возможно.
В Западной же фантастике преобладает взгляд, что человек человеку волк, а инопланетяне вообще всадники апокалипсиса.
По сути отношения внутри капиталистических стран волчьи, а проклятые коммуняки или прочие узкоглазые вообще прилетят только чтоб насиловать ваших женщин и пить ваш бурбон.
Еще раз повторю. Спектр произведений самый широкий, что у нас что на Западе. Но мировозрение и государственную политику отражает большинство из них. И у нас это был гуманизм и социализм. А у них - колониализм и фашизм.
Как мы видим после прихода капитализма вся культура и у нас поменялась. И хотя сейчас возможна публикация практически любых произведений, новые Стругацкие что-то не появились.
Удалить комментарий?
Удалить Отмена5 лет назад
Капитализм был на Западе с самого начала, и это совершенно не мешало и не мешает развитию великолепной литературы в области НФ. Если в XIX веке русская литература была точно одной из лучших в мире, то в той же научной фантастике СССР уступал Западу более чем существенно, книги Ефремова или Беляева (а они были лучшими) сильно уступали книгам многих и многих западных авторов (опятъ же ИМХО). Я английский во многом изучил в 80е чтобы читать именно западную фантастику, передо мной открылся совершенно гигантский мир. Причем этот мир был исключительно качественным (по крайней мере, можно было легко найти массу качественных книг и авторов).
Западная фантастика - это Азимов (человек человеку враг?), это Хайнлайн и Кларк (называю известных на тот момент авторов). Там "темным миром" пахло куда меньше чем в советских Письмах мертвого человека. А книги Лема (социалистический автор высшего ранга!) часто темнее чем почти все на Западе (одно Фиаско чего стоило, как и Солярис). Какой-нибудъ Гаррисон в Неукротимой планете был жесток? Так книга то все равно легко читается! Можно и про Шекли вспомнитъ.
Так что Вы написали о стереотипах, которые от реальности необыкновенно далеки. Помню разоблачительную книжицу советских времен где расписывались ужасы и декадентство Западной фантастики, я ее читал в далеком детстве чтобы хотя бы узнатъ названия книг и о чем они!
И сегодня НФ литература на Западе продолжает более-менее успешно развиватъся (хотя на русский переводится далеко не все).
А насчет "светлого будущего" - так уже упоминавшийся мной Первый Контакт на голову лучше и интереснее книги Ефремова. И, кстати, оптимизма в ней более чем достаточно в сравнени и с совершенно казенным (в данном случае!) Ефремовым (у него были более приличные книги).
Советские фантастические фильмы - это почти всегда было крайне слабо. Детские еще куда ни шло (от них многого и не ожидалось), но все остальное было совершенно примитивным и казенным (даже по книгам Стругацких) - кроме Тарковского, конечно, но он особая история, и не стоит его называть лицом советского социалистического кинематографа (да и оптимизмом у него совсем не пахло в Сталкере и Солярисе).
Резюме всего этого дела: дешевая литература могла, конечно, выполнятъ полит-заказ о правильной пропаганде, но она никакого интереса никогда не представляла (кстати, антисоветская литература тоже существовала, и тоже была в основном весьма дешевой). Ну или эта дешевая литература могла идти по пути наименьшего сопротивления и добавляла побольше крови и секса (чтобы купили). Но она была одномоментной и фактически была обречена (и там, и там). А серъезная литература как в СССР, так и на Западе не основываласъ на какой-то коммунистической идеологии и установках об обязательном светлом будущем, она отражала внутренний мир писателей, а не учения великого вождя или светоча демократии, вот она-то и останется.
Кстати, не так давно прочитал "Задачу трех тел" Лю Цысиня из вполне себе коммунистического Китая. Высочайший уровень, получил настоящее удовольствие (правда, только от первой книги из трилогии, остальные слабее). Главная идея: "человек человеку волк" (точнее, цивилизация - цивилизации).
Удалить комментарий?
Удалить Отмена