Как сбили корейский Боинг над Сахалином
Полёт до Сеула должен был проходить над нейтральными водами Тихого океана, но самолёт по неустановленной причине стал отклоняться вправо от назначенного курса. Он шел без опознавательных сигналов, сильно отклонился на запад и вошёл в закрытое воздушное пространство СССР, после чего пролетел над Камчаткой и над островом Сахалин, пройдя над рядом важных военных объектов...
Над последним военным объектом Боинг был перехвачен и сбит советским истребителем Су-15, после чего рухнул в пролив Лаперуза в 37 километрах к юго-западу от Сахалина. Погибли все находившиеся на его борту 269 человек. В момент атаки истребителя Боинг отклонился от курса более чем на 500 километров.
Самолет Корейских авиалиний должен был прибыть в корейский аэропорт в районе 6 часов утра. Но он опаздывал. В 7.20 к обеспокоенным встречающим вышли представители Корейских авиалиний с успокоительным сообщением, что с рейсом возникли кое-какие непредвиденные обстоятельства, однако у лайнера топлива еще на 3 часа, поэтому беспокоится не о чем. Больше официальные лица никаких подробностей не сообщили.
Если бы встречавшие жили бы в США и смотрели семичасовые новости канала ABC, то они узнали бы немного больше: например, что корейский "Боинг", следовавший рейсом 007, исчез с радаров. Правда, вряд ли бы кто-то вам объяснил, почему американские телевизионщики были так озабочены опаздывающим корейским лайнером. Ровно в 10.00, когда топливо у Боинга уже должно быть на исходе, все корейские новости озвучили слова министра иностранных дел Южной Кореи: с самолетом все в порядке, он совершил вынужденную посадку на Сахалине.
Одновременно в новостях были озвучены некоторые подробности инцидента: якобы рейс был насильно посажен советскими ВВС на Сахалине. Конечно, это не могло не раздражать корейцев, но все же тревога исчезла: многие встречающие отправились домой. Но душа оставалась спокойной не долго... Через час советский МИД проинформировал японское посольство в Москве (с Южной Кореей у СССР не было дипотношений), что рейс 007 не приземлился на Сахалине, и официальные лица СССР не имеют никаких сведений о местонахождении самолета.
В СССР в то время еще полагали что сбили не гражданский самолет, а самолет-разведчик. СССР имел право на применение силы. На перехват нарушителя был поднят Су-15, которым управлял пилот Геннадий Осипович.
Истребитель-перехватчик Су-15 (бортовой номер 17) догнал нарушителя и некоторое время сопровождал его. Осипович уверен, что пилоты видели его предупредительные манёвры, когда истребитель поравнялся с нарушителем и стал мигать своими огнями. Находясь вне зоны видимости пилотов лайнера, он сделал несколько длинных предупредительных очередей из авиапушки (в общей сложности израсходовано 243 снаряда).
Реакция пилотов Боинга была однозначна - они вскоре снизили скорость. Теперь шли уже около 400 километров в час. Советский истребитель с такой с такой скоростью идти не мог. Расчет был прост - советский самолет или свлится в штопор или будет вынужден проскочить Боинг. Что и получилось... и цель вот-вот могла уйти в нейтральное воздушное пространство.
Когда с с земли поступил приказ об уничтожении нарушителя, пилот с дистанции 5 километров выпустил по цели две ракеты «Р-98».
Первоначально после поражения лайнер начал набор высоты, а затем стал снижаться со скоростью 1500 м/мин и вошёл в глубокую спираль. Через 12 минут после атаки рейс KE007 на почти сверхзвуковой скорости рухнул в пролив Лаперуза и при ударе о воду полностью разрушился.
В СССР были уверены, что воздушное пространство нарушил американский самолёт-разведчик. В тот день проводилось очередное испытание советской секретной баллистической ракеты SS-25, которая должна была стартовать с космодрома в Плесецке и поразить цель на камчатском полигоне Кура.
К берегам Камчатки напрвились самолеты-разведчики Р-135, которые при помощи бортовой аппаратуры наблюдали за полетом и падением ракеты. Направился туда и гражданский Боинг который и был сбит. Разведчики Р-135 строились на базе "боингов" и внешне контуром совсем не отличались от них, особенно в темноте и в облаках.
Катастрофа вызвала серьёзное обострение и без того непростых на тот момент отношений между СССР и США.
На борту находилось 269 человек — пассажиров и членов экипажа. Однако поисковой экспедицией не было найдено ни одного тела: только незначительные фрагменты. Через 2 месяца после катастрофы обломки самолёта были найдены советскими водолазами. Были подняты все приборы, включая бортовые самописцы, однако мировой общественности ничего из поднятого не было доступно вплоть до обнародования результатов расследования второй комиссии ИКАО в 1993 году.
Официальная позиция, представленная маршалом Николаем Огарковым на пресс-конференции 9 сентября, заключалась в том, что нарушение границы было умышленным и представляло собой спланированную разведывательную акцию, целью которой являлось изучение советской системы ПВО в этом районе.
Как выяснилось, командир экипажа «Боинга» ранее являлся личным пилотом руководителя Южной Кореи Пака Чжон Хи, имевшего тесные связи с разведывательными службами США. Полёт «Боинга-747» был строго синхронизирован с полётом разведспутника «Ferret-D». Космический шпион появился над Чукоткой в ночь на 1 сентября, в 18 часов 45 минут, и в течение примерно 12 минут летел восточнее Камчатки и Курильских островов, прослушивая советские радиоэлектронные средства, работающие в обычном режиме. На следующем витке «Феррет-Д» появился над Камчаткой как раз в момент вторжения самолёта-нарушителя, фиксируя деятельность наших радиотехнических средств, изменивших режимы работы. Наконец, было установлено, что третий виток с абсолютной точностью совпал с последующим, третьим этапом полёта «Боинга-747» над Сахалином. Предоставленные общественности данные показали: такое точное совпадение полёта самолёта-разведчика и спутника-шпиона не объяснишь случайностью. (С) А. Докучаев. Уздечка для ядерных «скакунов». СККП «Красная звезда», 10 октября 1990 года.
Пресса высказывала мнение, что в скоординированной разведывательной акции участвовал и космический челнок «Челленджер», совершавший в то время плановую миссию.
В общих чертах можно констатировать, что у СССР были все основания, чтобы сбить подозрительный самолет, даже если он был гражданским, что и было сделано. Кроме того поведение летчиков, которые не отвечали по радиосвязи и игнорировали огонь который вел истребитель, пытаясь уклониться от него, ясно говорило о том, что это разведывательный полет и не случайное нарушение государственной границы СССР.
Президент США Рональд Рейган назвал происшествие «преступлением против человечества, которое никогда не должно быть забыто», «актом варварства и нечеловеческой жестокости».
В декабре 1990 года во время визита Президента Республики Корея Ро Дэ У в Москву, Президент СССР Михаил Горбачёв принёс официальные извинения корейской стороне за катастрофу рейса 007.
В 1997 году вышла книга «Правда о полёте KAL-007» бывшего высокопоставленного сотрудника японской разведки Ёсиро Танака. В книге обосновывает вывод, что американские спецслужбы преднамеренно направили пассажирский самолёт в советское воздушное пространство, чтобы выявить засекреченные и обычно «молчащие» объекты в системе противовоздушной обороны СССР (которая была модернизирована и значительно усилена в 1982 году). Иного способа не было, поскольку разведывательные самолёты могли залетать туда лишь на короткое время и недалеко, а американцы были уверены что СССР не посмеет сбить гражданский самолет.
Говорят, что создатели сериала Lost («Остаться в живых») вдохновлялись именно загадочными обстоятельствами гибели корейского «Боинга». И это неудивительно: интригующих событий и фактов, связанных с этой катастрофой хватило бы не на один сериал.
P.S. Вопрос риторический - а что оставалось делать?
Источник:
450 комментариев
5 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена5 лет назад
Версия советских военных о разведывательной акции по вскрытию ПВО на Дальнем Востоке не выдерживает критики, так как у США имелись годные технические средства, и убивать людей ради карты расположения РЛС не имело смысла. Но вспомним простой вопрос, который ещё античные римляне задавали при всяких тёмных делах quid prodest? Ответ один: вся эта возня с жертвами была выгодна только США и только в политическом смысле. Как это могло быть устроено? Да очень просто. В Анкоридже было вмешательство в оборудование самолета под предлогом ремонта радиостанции было достаточно заменить блок автопилота и поставить блок с неисправным переключателем. Всё! Остальные сбития-события произошли сами собой. Кстати, если продолжить магнитный курс 245º далее, то он снова пересечёт территорию СССР, при этом упрется в ещё одну базу Тихоокеанского флота Владивосток, с на порядок более мясистыми и опытными ПВО, а далее ещё и в точку схождения границ трёх славных государств: СССР, Китая и КНДР, где с 1950-х был "режим непрерывного наблюдения". Так что борт, взяв этот магнитный курс, был обречён, надёжно так, без шансов.
Удалить комментарий?
Удалить Отмена5 лет назад
Стало быть, вот они, голоса мёртвых. Как оказалось, все четыре часа, пока вокруг этого «Jumbo» и в воздухе, и на земле, и на море бушевал ураган страстей, на борту самого возмутителя спокойствия царили тишь, да гладь, да благорастворение духов. Никто ни о чём не подозревал и не догадывался. Людям осталось жить около получаса, и чем же они занимаются? Они спорят… Нет, не о спасении души, не о рае с адом, но о заполнении каких-то бюрократических формуляров. Пилот предлагает капитану чего-то подписать, капитан парирует. Тот отвечает, мол, инструктор не велел. Капитан: «я тебе не инструктор!», пилот: «раз не инструктор, сам и подписывай». Этот содержательный разговор прерывает борт-инженер, которого базар з.а.е.б.ал: видимо, он хочет спать. Появляется стюардесса и предлагает экипажу покушать. Пилоты не используют шанс в последний раз отведать хлеба насущного в этой жизни и отказываются. Тут командира потянуло на философию: «Если вы что-то говорите много раз, это становится ложью», потом добавляет: «Если вы говорите много раз какие-то хорошие вещи, они становятся плохими, не так ли?». Весьма логичные рассуждения, иллюстрирующие богатый внутренний мир капитана.
Разговор не клеится. «Что-то солнышко не встаёт», замечает второй пилот. Ребята, вам бы тут сообразить, что к чему: солнце не будильник, опаздывать не может… Но з.а.е.б.а.вшийся борт-инженер недовольно бурчит: «Лететь ещё далеко, вот и не встает». «Но разве ещё не время?» возражает второй пилот. Тут бы вмешаться капитану, оценить обстановку, понять, что если солнце не встает в нужное время, то находятся они не в нужном месте, а существенно западнее… Но нет, он занят важным делом перебирает бумажки. Полминуты молчания и опять сказка про белого бычка: «Вот это кто подписывает? Я не хочу это подписывать» «Сам подписывай». На этот раз базар прерывает экипаж аналогичного рейса, KE 015, которому так же скучно и не с кем п.о.п.и.з.деть. В последующие двадцать минут происходят такие события:
KE 015 троллит KE 007 на тему того, что они вылетели позже, а в Сеул прилетят раньше. Никто и не подозревает, НАСКОЛЬКО капитан 015 прав.
В ходе по.п.и.з.д.елок выясняется, что 015 имеет сильный попутный ветер, в то время как 007 сильный встречный. Судьба дает последний шанс сообразить, что что-то не так.
015 предлагает 007 занять его эшелон (350), а самому подняться ещё выше на эшелон 370.
Борта по очереди запрашивают токийского диспетчера, он даёт разрешение.
В 18:23 KE 007 занимает эшелон 350 и отчитывается Токио.
По ходу дела пилоты 007 обсуждают, где можно будет поменять валюту, которая никогда не будет потрачена.
о. Монерон. И никто не узнает, где могилка твоя
А в 18:26 начинается Адъ и Израиль. Хлопок, «что за н.а.х.у.й?», «прибери газ», вопли автоинформаторов о разгерметизации и опасном наборе высоты, «высота растёт», «не управляется!», «вручную, б.л.я.дь!», «вручную не управляется!», «не могу снизить высоту», «двигатели в норме»… Но в самую последнюю минуту в кабине была вполне деловая обстановка: базара, криков и паники не наблюдалось. Только электронная баба мёртвым голосом повторяла на трех языках: английском, корейском и японском: «Внимание! Аварийная посадка. Потушите сигареты».
Судя по записям параметрического самописца двигатели были в норме, а значит, ракета с тепловым наведением их не поразила. Ракета с РЛС-наведением, скорее всего, взорвалась в конце фюзеляжа около хвостового оперения и повредила гидросистемы самолёта, по мнению экспертов три из четырёх. Однако пилотам удалось восстановить управляемость самолёта, снизиться до 5000 метров и начать плавное снижение по спирали вокруг острова Монерон.
В 18:27:46 записи самописцев обрываются. П.и.з.д.ец настал. Концерт окончен. Артисты упокоены.
Post Scriptum. Из-за случившейся трагедии Рейган сделал Global Positioning System бесплатно доступной жителям планеты. Во избежани
Удалить комментарий?
Удалить Отмена5 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена5 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена