Импровизации в советских фильмах
Сегодня, как ни странно, импровизация, как особый вид актерского мастерства, тоже не пропала полностью, и иногда перед камерой рождаются настоящие шедевры, которые было бы очень сложно повторить.
«Джентльмены удачи»
Сцену с зарядкой на даче снимали зимой, в день съемок, как назло, на улице стоял 17-градусный мороз. Леонов, Вицин и Крамаров настолько не хотели бегать полуголыми, что сговорились не раздеваться и выйти на камеры одетыми. Один Раднэр Муратов не присоединился к тихому актерскому заговору – по воспоминаниям, он вообще держался в группе звездных коллег особняком, поэтому из-за него попытка неподчинения режиссеру сорвалась. Выскочив раздетым на мороз, Василий Алибабаевич и других заставил сделать то же самое. В отместку Крамаров подкрался к нему и прямо перед камерой начал натирать снегом, а Вицин, чтобы было веселее, стал тереть и самого Крамарова. В итоге именно этот дубль взяли в фильм, хотя повторять такое актеры не согласились бы никогда.
«Бриллиантовая рука»
На съемках любимой комедии, как оказалось, было несколько незапланированных моментов, которые затем вошли в окончательный вариант. Андрей Миронов слыл великим мастером импровизаций. Например, однажды перед камерой, он так удачно махнул головой, что этот жест решили сделать «изюминкой» его героя. А гениальную фразу: «Леди, сеньора, фрау, мисс, к сожалению, ничего не выйдет! Руссо туристо! Облико морале! Ферштейн?» актер полностью придумал сам и выдал ее на одном дыхании – Гайдай не мог упустить такой шедевр.
Смачное словечко «Идиот!» которое Анатолий Папанов рявкает, высовываясь из воды, на самом деле предназначалось ассистенту режиссера. Дело в том, что температура воды в Черном море в момент съемок была не очень-то летней, и актер промерз так, что уже не сдержался и после очередного запоротого дубля начал ругаться. А в одном из последних кадров, когда Никулин получил удар крюком подъемного крана по голове, незапланированная травма оказалась настолько серьезной, что актер с трудом закончил в тот день съемку. Для любого иностранного артиста было бы шоком узнать, что за такой ущерб русская знаменитость не получила ни копейки, ведь там принято разорять кинокомпанию, даже сломав ноготь в кадре.
«Любовь и голуби»
Одной из самых запоминающихся фраз в фильме стала импровизация Сергея Юрского. Он сам придумал сцену, где его герой подслушивает разговор Кузякиных, и когда они его прогоняют, говорит: «Извините, что помешал вам деньги прятать» - этот «перл» ушел в народ и стал крылатой фразой.
«Ирония судьбы, или С лёгким паром!»
В окончательной версии фильма остались две гениальные актерские импровизации, и обе принадлежат Юрию Яковлеву. Когда его злополучный герой Ипполит прямо в одежде пытается помыться, актер удивленно произносит: «О, тепленькая пошла!». Дело в том, что ванная комната для съемок была создана в павильонах Мосфильма. Из кранов действительно текла вода, только была она почти всегда холодной – кинематографистов в 70-е годы редко баловали. Поэтому, когда на одном из дублей неожиданно дали горячую воду, Яковлев действительно искренне удивился. Не растерялся он и в сцене за столом, когда рыба, которую он начал пробовать, оказалась не первой свежести. Фраза «Какая гадость, какая гадость эта ваша заливная рыба!» стала одной из любимых у зрителей.
«Служебный роман»
В фильме достаточно много импровизаций, Эльдар Рязанов всегда давал актерам возможность проявить себя, и в знаменитую комедию каждый из них привнес много шуток и находок. Однако одним из самых забавных оказался эпизод, в котором персонаж Андрея Мягкова отбивается от разъяренной начальницы. На одном из дублей актер вдруг схватил маленькую Лию Ахеджакову и начал закрываться ею. Не ожидавшая такого поворота секретарша очень натурально заорала.
«Золушка»
Фаина Раневская, обладавшая искрометным чувством юмора и достаточно тяжелым характером, очень любила импровизировать на съемочной площадке. Однако Евгений Шварц совершенно не переносил, когда актеры хоть на йоту отходили от написанного им текста. Фаина Георгиевна так рассказывала о моментах совместного творчества: «Меня Шварц любил и позволил несколько отсебятин – правда, согласованных с ним. Там была еще такая сцена. Я готовлюсь к балу, примеряю разные перья – это я сама придумала: мне показалось очень характерным для Мачехи жаловаться на судьбу и тут же смотреть в зеркало, прикладывая к голове различные перья и любоваться собой. Но для действия мне не хватало текста. Евгений Львович посмотрел, что я насочиняла, хохотнул и поцеловал руку: «С Богом!». В результате появился великолепный эпизод, в котором Мачеха, всхлипывая, садится к зеркалу, а Золушка подает ей диковинные перья. – Я работаю, как лошадь. Бегаю (перо), хлопочу (перо), требую (перо), добываю и добиваюсь (перо), очаровываю (тощее павлинье перо).
Источник:
5 комментариев
5 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена5 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить ОтменаУдалить комментарий?
Удалить Отмена