Семен Михайлович Буденный
Любимым развлечением молодого Семёна Будённого были конные скачки. В 1900 году 17-летний парень на соревнованиях, устроенных в честь прибытия в станицу военного министра, выступил от иногородних и выиграл. Министр был удивлён, что победа досталась не местному казаку, а «пришлому». За это юноше был пожалован серебряный рубль.
Из кузницы парень перебрался на локомобильную молотилку всё того же купца Яцкина. Сначала он выполнял обязанности смазчика и кочегара, а потом стал машинистом. На красивого и умного парня заглядывались юные казачки. С одной из них, Надеждой, Семён и обвенчался в январе 1903-го. А осенью того же года Будённого призвали на службу.
С этого момента и началась военная биография Семёна Будённого. Первые её страницы были написаны в Императорской армии, на Дальнем Востоке. Там, в Приморском драгунском полку, будущий маршал сразу же почувствовал себя в своей стихии. И остался на сверхсрочную службу. Он принял участие в русско-японской войне в составе Донского казачьего полка, где отличился. За это в 1907-ом был направлен в Санкт-Петербург.
На протяжении года молодой военный проходил обучение в Офицерской кавалерийской школе, на курсах наездников. После окончания учёбы Семён Будённый вернулся служить в Приморский драгунский полк.
В 1914 году разразилась Первая мировая война, в которой принял участие и он. Служил старшим унтер-офицером в 18-ом драгунском Северском полку. Воевал на трёх фронтах – германском, австрийском и кавказском. О том, как воевал молодой Будённый, можно судить по наградам: он получил так называемый «полный георгиевский бант». Это Георгиевские кресты четырёх степеней и Георгиевские медали тех же четырёх степеней.
Но кресты не только легко приходили к бравому военному, но и запросто отбирались. Например, Будённого лишили первого Георгиевского креста за рукоприкладство. Как оказалось, он «дал сдачи» старшему по званию, который оскорбил и ударил его по лицу. В том же 1914-ом Семён Михайлович вернул награду. На турецком фронте, в битве за город Ван, разведывательный взвод под его руководством сумел проникнуть глубоко в тыл и захватить батарею врага и 3 пушки.
Летом 1917-го Будённый прибыл в Минск вместе с Кавказской кавалерийской дивизией. Здесь его избрали председателем полкового комитета. В августе того же года он вместе с Михаилом Фрунзе в Орше руководил разоружением эшелонов войск Лавра Корнилова.
После окончания Октябрьской революции Семён Михайлович вернулся в родную станицу, на Дон. Его избрали заведующим окружным земельным отделом. Но мирная жизнь продлилась недолго. Начавшаяся Гражданская война снова позвала его в дорогу.
В феврале 1918-го Семён Михайлович Будённый создал конный отряд, который сражался с белогвардейцами. Вскоре он влился в 1-ый кавалерийский крестьянский полк, которым командовал Б.М. Думенко.
Прошло совсем немного времени, и Будённого назначили заместителем командира полка, выросшего до бригады, а затем и дивизии. Этот дивизион успешно воевал под Царицыном до начала 1919 года. А во второй половине года в Красной армии был создан Конный корпус, который воевал с войсками П. Н. Врангеля и дошел до Воронежа. Руководил корпусом Семён Будённый.
Победы возглавляемого им Конного корпуса над войсками генерала Деникина ускорили разгром вражеских сил на Дону.
В ноябре 1919-го Конный корпус был переименован в Первую Конную армию, командиром которой снова назначили Семёна Михайловича. Он руководил ею до 1923 года. Конармия сыграла важнейшую роль в целом ряде крупных операций. С её помощью были окончательно разгромлены войска Деникина и Врангеля сначала в Северной Таврии, а потом и в Крыму.
В 1932 году Семён Михайлович окончил Военную академию имени М. В. Фрунзе. Спустя 3 года Будённому и ещё 4 полководцам было присвоено звание Маршала Советского Союза.
Это были сложные времена, которые трудно судить сегодня, по прошествии многих десятилетий. Будённому некоторые историки вменяют в вину, что он с лёгкостью предал своих бывших товарищей. Например, в 1937 году он выступил за исключение из партии, а потом и расстрел Н. И. Бухарина и А. И. Рыкова. Весной того же года поддержал исключение из партии М. Н. Тухачевского и Я. Э. Рудзутака. При вопросе, следует ли казнить бывших соратников, он так и написал: «Безусловно, за. Нужно этих мерзавцев казнить».
Во время Великой Отечественной войны маршал Семён Будённый вошел в состав Ставки Верховного Главнокомандования. По его рекомендации командование летом 1941 года начало формирование новых кавалерийских дивизий. К концу 1941-го появилось более 80 кавалерийских дивизий. Некоторые историки ошибочно приписывают эту инициативу Георгию Жукову.
В начале осени первого года войны Семён Михайлович был назначен главнокомандующим войск Юго-Западного и Южного фронтов, которые стояли на пути немецкого вторжения в Украину. В августе по его приказу сапёры одного из полков НКВД взорвали Днепрогэс в Запорожье. Потоки хлынувшей воды привели к смерти множества солдат Вермахта. Но также погибли и солдаты Красной Армии. Лавина воды накрыла береговую зону вместе беженцами и гражданским населением. Было уничтожено промышленное оборудование в нижней части Запорожья.
Позже некоторые историки называли огромные цифры погибших вследствие операции Будённого, но были и те, которые возражали, утверждая, что число погибших было в разы меньше и операция оправдала себя.
Семёна Будённого после отстранения назначили командиром Резервного фронта. И хотя он руководил Резервным всего лишь 27 суток, сложно переоценить его вклад в оборону Москвы. Ведь Резервный фронт вместе с Брянским и Западным сумели защитить столицу, хотя перевес вражеских сил был огромен.
После окончания Великой Отечественной легендарному маршалу исполнилось 62 года. Но он оставался полным сил и энергии. Семён Михайлович ещё долгие годы даже не помышлял об отдыхе. Он поднимал и развивал сельское хозяйство и животноводство в стране, более всего опекая конные заводы. Любовь к лошадям он пронёс через всю свою жизнь. Забегая наперёд, скажем, что любимый конь командарма по кличке Софист настолько был привязан к хозяину, что различал его приближение по шуму машинного мотора. А когда Будённого не стало, он плакал, как человек.
Скульптор Н. В. Томский увековечил Софиста в памятнике М. И. Кутузову, который сегодня стоит в Москве перед музеем-панорамой «Бородинская битва».
В 1979 году родные Будённого подарили его наусник музею Первой конной армии.
Многим современникам, в том числе и самому юному поколению, имя Будённого известно по названию комфортабельного 4-палубного теплохода, построенного в Чехословакии. Длина этого замечательного судна достигает 136 метров, а в его каютах помещается более 300 человек.
Теплоход «Семён Будённый» отнесён к классу «комфорт» и совершает морские и речные круизы.
Источник:
20 комментариев
5 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена5 лет назад
Там кстати есть фото наусника С. М. Будённого.
Удалить комментарий?
Удалить Отмена5 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена5 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена