Храм Святого Семейства — самый известный долгострой
Так случилось и с нашим долгостроем. Многие упрекали его архитектора в том, что строительство ведётся слишком медленно, на что Антонио Гауди отвечал — «Мой заказчик никуда не торопится».
19 марта 1882 года в нескольких километрах от Барселоны был заложен первый камень в фундамент новой церкви, строительство которой продолжается уже 138 лет. За это время храм переместился практически в самый центр каталонской столицы и стал точкой притяжения туристов со всего мира.
Храм Святого Семейства (Sagrada Familia) строится во искупление грехов общества и возводится не на государственные деньги, а на пожертвования того самого общества, искупить грехи которого и призван. Грехи общества множились, из-за войн и кризисов стройка часто останавливалась. Сроки сдачи объекта постоянно переносились. В последнее время строители ориентируются на 2026 год — столетие со дня смерти Гауди, но сегодня в планы вмешалась пандемия COVID-19, из-за которой остановилась стройка, и прекратился финансовый поток от посетителей. Посмотрим, отодвинет ли это сроки окончания строительства на какую-нибудь новую круглую дату.
Антонио Гауди не делал чертежей, а пользовался эскизами и макетами. В его творчестве сложно найти прямые линии — все элементы своей архитектуры он заимствовал у природы: горы и пещеры, лес и отдельные деревья, морские волны и разнообразные животные.
В какой-то момент архитектор осознал, что, несмотря на то, что заказчик не торопится, у него самого времени осталось мало. Гауди перестал заниматься гражданской архитектурой и полностью посвятил себя Саграде. Его задача — не построить церковь, его цель — задать вектор, причём такой силы, которой бы хватило для продолжения проекта и после смерти автора.
Решением этой задачи стало возведение лишь одного из фасадов храма — фасада Рождества.
В результате, на месте будущего храма появился восточный фасад с четырьмя стометровыми башнями и с невероятным количеством завораживающих скульптурных композиций.
Для наибольшей выразительности, пропорции тела и лица скульптур не выдумывались случайно, и повторяли живых моделей, зачастую являющихся рабочими на стройке, а с животных и вовсе делали слепки.
В средневековых соборах библейские сюжеты иллюстрировались на фресках или картинах внутри здания, Саграда Фамилия же становится библией в камне снаружи.
Во время Гражданской войны, через 10 лет после смерти Антонио Гауди, в мастерской, где хранились эскизы и макеты случился пожар, что сильно затруднило дальнейшее строительство. Работы по достраиванию фасада Рождества продолжились лишь в 1952 году, а к возведению фасада Страстей приступили только в 1954-м.
Над Саградой работают архитекторы и художники со всего мира, что у одной части сообщества вызывает восторг, у другой ужас. Некоторые считают, что нынешнее строительство приносит в жертву творение великого архитектора в угоду туристической индустрии.
Попав внутрь Саграды впервые, я был поражён светом. Все церкви, которые я видел ранее – просто тёмные затхлые каменные коробки по сравнению этой. А Гауди был помешан на естественном свете, в его постройках даже в крохотной кладовке должно было найтись отверстие для проникновения уличного света.
По задумке архитектора, оказавшись в Саграде, человек должен ощущать себя среди стволов деревьев, а, запрокинув голову вверх, увидеть лучи солнечного света, пробивающиеся сквозь густую крону.
Ощущения — головокружительные!
Распятие в алтаре храма, как и всё здесь, необычное – оно парит меж колонн-деревьев.
Раньше, чтобы попасть в Саграда Фамилию, нужно было на рассвете занимать очередь, в которой стоять часа полтора-два. Сейчас же необходимо просто заранее купить билет на сайте на определённое время. В этом случае, в очереди придётся потолкаться не более 20 минут. Обычно, можно выбрать простой входной билет или с аудиогидом, а также с аудиогидом и с подъёмом на башню одного из фасадов — Рождества или Страстей.
Прошлой осенью, когда я был здесь в последний раз, видимо, для ускорения процесса строительства, можно было приобрести только самый дорогой билет — с башнями, стоил он 32 евро.
В этот раз мы поднялись на западные башни, откуда открывается вот такой вид на район Эщампле.
Ну, а это Старый город. «Готический квартал» расположен между кафедральным собором города (в центре кадра виднеется его шпиль и две колокольни) и берегом моря. На берегу стоит башня-станция канатной дорогу, ведущей с пляжа Барселонеты на гору Монтжуик (справа).
Не знаю, когда Саграда Фамилия будет достроена, и будет ли она, как и ранее привлекать столько людей. Но пока эта церковь строится, есть в ней что-то притягательное. И мне радостно от того, что мне довелось лично наблюдать за процессом роста этого храма. И не просто наблюдать, а ещё и осознавать, что, после каждого моего посещения Саграды, в ней появляется небольшая частичка камня, бетона или железа, оказавшаяся там за мой счёт.
Источник:
25 комментариев
5 лет назад
Саграду Фамилию сейчас строят. Но Гауди её словно выращивал. Без чертежей. Тот фасад, что был построен самим Гауди - фасад Возрождения - словно живой, как будто это застывший дракон. Или как будто эти огромные башни сделаны великаном из морского песка, песочные замки колоссального размера. Построенная Гауди часть видна сразу. Остальное тоже необычно, но то что создал Гауди - просто ФАНТАСТИКА.
Удалить комментарий?
Удалить Отмена5 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена