Георгий Милляр - Баба-Яга с добрыми глазами
Георгий Францевич Милляр (урождённый де Мильё). Родился 25 октября (7 ноября) 1903 года в Москве - умер 4 июня 1993 года в Москве. Советский и российский актёр театра и кино. Заслуженный артист РСФСР (1965). Народный артист РСФСР (1988). Георгий де Мильё, получивший известность как Георгий Милляр, родился 25 октября (7 ноября по новому стилю) 1903 года в Москве. Имел французские и русские корни. Отец - Франц де Мильё, французский инженер-мостостроитель, уроженец Марселя, приехавший в Россию на работу. Умер в 1906 году в Ялте. Мать - Елизавета Алексеевна Журавлёва, дочь иркутского золотопромышленника. Несмотря на то, что потерял отца в трехлетнем возрасте, жил в обеспеченной семье, воспитывался гувернантками-француженками. С ранних лет изучал иностранные языки, увлекался музыкой, также любил читать. Отличное знание иностранных языков он всю жизнь не указывал в анкетах (чтобы не акцентировать внимание на своем происхождении), хотя свободно владел французским и немецким. Позже семья переехала из Москвы в Геленджик, опасаясь нарастающих в стране волнений. После революции 1917 года семья осталась без родных и без денег, дом в Геленджике был конфискован, а большая московская квартира была превращена в коммунальную, где Миллярам отвели лишь одну комнату. Георгий сменил фамилию, чтобы не афишировать свои аристократические корни. С детства увлекался искусством - музыкой и театром. Он слушал Шаляпина, Нежданову, Собинова. Его тетка была актрисой, играла в театре, любовь к этому искусству передалась и Георгию. В семь лет он впервые попробовал нанести грим, попытавшись перевоплотиться в Мефистофеля из «Фауста».
После окончания школы работал бутафором в геленджикском театре. Параллельно учил все роли. Дебют как актёра состоялся в спектакле «Золушка»: актриса, игравшая заглавную роль, заболела, и Милляр её подменил. Так в 1920 году с женской роли началась его актёрская карьера. Неожиданный дебют прошёл удачно, и Милляр стал в случае необходимости подменять актёров. Вскоре Милляр стал одним из ведущих актёров театра. В 1924 году поступил в Школу юниоров при Московском театре Революции (ныне Театр им. Маяковского), хотя педагоги насторожённо отнеслись к нему из-за его необычной для актёра внешности и проблем с дикцией.
«По своим психофизическим данным я был тяжёлым учеником, и многие преподаватели бросили бы меня, если бы не чувство профессиональной любознательности… „Консилиум“ педагогов долго не мог предрешить исхода ни „за“, ни „против“, и поэтому меня не выгоняли…», — вспоминал актёр.
Окончив школу, актёр поступил в театр. Он участвовал в нескольких спектаклях, а среди его ролей были герцог Альбано («Озеро Люль»), Мокроносов («Конец Криворыльска»), Пикель («Гоп-ля, мы живём»), аптекарь («Ромео и Джульетта»), Атташе («Голгофа»), Болтиков («Инга»), Имангужа («Поэма о топоре»), мистер Гоукер («Улица радости»), граф Людовико («Собака на сене»).
В 1927 году закончил Школу юниоров при Московском театре Революции (ныне Театр имени Маяковского) и был принят в труппу театра, где проработал до 1938 года. Театральные работы Георгия Милляра: Герцог Альбано - «Озеро Люль» Мокроносов - «Конец Криворыльска» Пикель - «Гоп-ля, мы живем» Аптекарь - «Ромео и Джульетта» Атташе - «Голгофа» Софрон Болтиков - «Инга» Имангужа - «Поэма о топоре» М-р Гоукер - «Улица радости» Граф Людовико - «Собака на сене».
В 1938-1945 годах - актёр киностудии Союздетфильм (ныне - киностудия имени Горького). В 1945-1952 годах - актёр Театра-студии киноактёра в Москве. В 1952-1959 годах - актёр киностудии «Мосфильм». В 1959-1993 годах - актёр киностудии имени Горького. С 1931 года снимался в кино, начинал с с эпизодических ролей в лентах «Рядом с нами», «Штурм», «Рваные башмаки», «Марионетки».
Несмотря на успех в театре, он продолжал мечтать о карьере в кино. Театральные критики ещё в 1920-е годы отмечали: «Крупные способности Милляра в области мимики жеста и пластики, пожалуй, имели бы большее применение в кино». Однако первые его обращения в киностудии, в том числе и к Александру Роу, не увенчались успехом. Первые пробы у Роу актёр провалил из-за волнения. Свою кинокарьеру актёр начал с эпизодов в нескольких фильмах. Позже Роу вспомнил об этом актёре и предложил ему роль в экранизации сказки «По щучьему велению» (1938), своём первом самостоятельном фильме. В этом фильме актёр сыграл роль царя Гороха, и зрители увидели вздорного, злого дурака, облачённого в царские одежды. Ради этой роли актёру пришлось сбрить брови и волосы на голове, что, по воспоминаниям актёра, вызвало шок у домашних. Картина была тепло принята критиками и аудиторией, и Роу сразу же получил заказ на следующую киносказку.
Между режиссёром и актёром завязалась многолетняя дружба. Роу снимал актёра во всех своих фильмах, часто одновременно в нескольких ролях. Наиболее характерным для него образом стала героиня русских сказок Баба-Яга. О том, как рождался образ Бабы-Яги, сам актёр рассказывал так: «В Ялте я старушку увидел — коз пасла на Чайной горке. Старая-престарая гречанка, сгорбленная, нос крючком, недобрый взгляд, в руках короткая палочка. Чем не Баба-яга?… А ещё обильный материал мне дала соседка по коммуналке. Характер у неё был ужасный, склочница, ей надо было обязательно кого-нибудь поссорить». Впервые в образе Бабы-Яги актёр предстал в фильме-сказке «Василиса Прекрасная» (1939). Изначально на роль Бабы-Яги пробовались множество актрис, в том числе Фаина Раневская, но Роу не мог подобрать подходящей кандидатуры и обратился за советом к самому актёру. «Не женская это роль. Вот скажите мне, какая актриса позволит сделать себя такой страшной на экране? А я всё стерплю», — сказал актёр. Образ получился настолько пугающим, что присутствующие на съёмках дети при виде актёра разбегались. Фильм снимали в сильную жару. Актёру пришлось больше двадцати дублей съезжать из печки по жёлобу, который из-за жары нагрелся так сильно, что актёр получил ожог.
В 1944 году актёр исполнил роль Кащея Бессмертного в одноимённом фильме. Он играл практически без грима, используя своё крайне худощавое телосложение и знаменитый голос. Вначале он отказывался от роли, говорил, что не справится с ней, но позже всё же согласился[2]. При подготовке к съёмкам актёр обошёл оставшиеся в Москве церкви, чтобы посмотреть, как иконописцы изображали чёрта. Фильм снимался во время Великой Отечественной войны, и киностудия была эвакуирована в Среднюю Азию, в Душанбе, где накануне съёмок в условиях недоедания и антисанитарии актёр перенёс малярию, вследствие которой весил во время съёмок всего 48 килограммов. Как и Баба-Яга в первом фильме с участием актёра, Кащей стал устрашающим персонажем. Даже лошади, на которой скакал актёр, пришлось завязать глаза, иначе она отказывалась подпускать его к себе. Премьера фильма состоялась 9 мая 1945 года, и Кащей стал для зрителей олицетворением побеждённых на войне нацистских сил. Сам режиссёр хотел видеть в персонаже аллюзию на Гитлера. После этого фильма актёр, по его словам, стал «официальным представителем нечистой силы в кинематографе».
В своих следующих сказочных ролях он решил перейти к более ироничному обыгрыванию отрицательных персонажей. В 1959 году он появился в роли покорного слуги Квака в киносказке «Марья-искусница». Во время съёмок актёра покрывали зелёнкой и обували в зелёные ласты. Знаменитая манера речи Квака была идеей самого актёра. В 1964 году на экраны вышел фильм «Морозко», где он вновь перевоплотился в Бабу-Ягу. Он готовился к роли, занимаясь гимнастикой с шестом, чтобы умело пользоваться метлой. Кинокритик из журнала «Советский экран» так отозвалась о работе актёра:
Баба Яга в «Морозке» — восьмой вариант этого образа в исполнении Г. Милляра. Как и в других картинах, живет Баба Яга в избушке на курьих ножках, в ступе летает, положительного героя собирается в печке изжарить — вроде бы классическая, так сказать, ведьма, а в то же время и несколько иная: не скрывают ни режиссёр, ни актёр, какая она старая да хворая — причём страдает не чем иным, как вполне современным радикулитом. Не лишена Баба Яга и некоторого человеческого обаяния. Устав долго и нудно препираться с Иваном, который никак не хочет ей подчиниться, измученно присаживается на порог хаты, энергично потирая больную поясницу. Здесь она скорее похожа на сварливую «кухонную» скандалистку, чем на традиционное олицетворение тёмного, злого начала.
В ноябре 1965 года получил звание заслуженного артиста РСФСР. В 1967 году актёр снова сыграл Бабу-Ягу в очередном фильме Роу «Огонь, вода и… медные трубы». Здесь же он впервые с 1944 года вернулся к образу Кащея Бессмертного, однако здесь этот персонаж был значительно изменён: в отличие от первого фильма, где Кащей был воплощением зла, в картине 1967 года он предстаёт более симпатичным неудачливым женихом. В том же году актёр появился в эпизодической роли пожилого любителя домино в получившей огромный успех кинокомедии Леонида Гайдая «Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика» и сыграл небольшую роль французского солдата Мореля в киноэпопее «Война и мир», удостоенной премии «Оскар» за лучший фильм на иностранном языке. В 1970 году он перевоплотился в шута Ивана Балакирева в историческом фильме «Баллада о Беринге и его друзьях».
В 1961-м сыграл Черта в знаменитой мистической картине «Вечера на хуторе близ Диканьки».
После смерти Роу в 1973 году актёр снимался во второстепенных и эпизодических ролях. Кончина режиссёра Роу стала ударом для многих членов актёрской команды, раз за разом снимавшихся в его фильмах. В 1988 году он был удостоен звания народного артиста РСФСР. Высказывалось мнение, что широко признанный критикой и зрителями актёр долго не был отмечен этой наградой потому, что всю жизнь имел холодные отношения с властью.
Милляр был ярко выраженным характерным артистом, мастером гротеска и буффонады. Его своеобразный голос, старчески дребезжащий, переламывающийся на утробное сопение, как нельзя лучше подходил для озвучивания сказочных злодеев, в первую очередь Бабы-Яги, Кощея Бессмертного, Чудища морского и т. д. Актёр практически сам придумал костюм и грим Бабы-Яги - бесформенное серое тряпьё, растрёпанные седые волосы, большой нос с бородавками, торчащие клыки, безумно поблёскивающие глаза. Баба-Яга Милляра получилась не просто страшной, но и в какой-то степени комичной, а в целом - очень узнаваемой. В кино Милляр чаще всего играл пожилых персонажей. Актёр предпочитал словам мимику и пластику. Он считал, что немое кино было гораздо выразительнее звукового. Милляр сам придумывал походку, жесты, правил сценарий. Самостоятельно выполнял все трюки в фильмах. Сам актёр говорил, что мечтал сыграть и более серьёзные роли, такие как Вольтер, Суворов, Цезарь. В 1988 году был удостоен звания народного артиста РСФСР. Высказывались мнения, что широко признанный критикой и зрителями актёр долго не был отмечен этой наградой потому, что всю жизнь имел холодные отношения с властью. Последние годы жизни актёра мало снимали, и он соглашался на любые роли в фильмах, ответственно подходил к игре даже в эпизодах.
Активно работал над дубляжем мультфильмов, озвучивал и кинофильмы. Милляр был эрудированным, весёлым, лёгким в общении человеком, любил детей. Режиссёр документального фильма о Милляре Юрий Сорокин рассказывал об эпизоде, когда актёра позвали на детский праздник, и он нарисовал 850 картинок с Бабой-Ягой, чтобы подарить по одной каждому ребёнку, но о нём забыли. Милляр любил анекдоты, за своё пристрастие к ним называл себя «Стариком Похабычем». Также стал известен так называемый «алфавит Милляра» - сборник высказываний актёра. Любил выпить, но не злоупотреблял алкоголем, хотя и регулярно проносил горячительные напитки на съёмки. Для этого часто использовал различные ухищрения, например, договаривался с продавщицей, чтобы она подливала алкоголь в бидоны с молоком. Не очень хорошо относился к советской власти, в частности, из-за отнятого в детстве богатства. Сожалел, что его дата рождения пришлась на День Великой Октябрьской социалистической революции, и говорил, что предпочёл бы появиться на свет в День взятия Бастилии (14 июля). Был верующим человеком, вместе с женой часто посещал церковь. Незадолго перед смертью попросил священника для исповеди. Умер 4 июня 1993 года в Москве от воспаления лёгких за несколько месяцев до 90-летнего юбилея. Похоронен актёр на Троекуровском кладбище столицы (участок № 3). После его смерти жена и приёмная дочь передали некоторые части его архива с письмами, записями, фотографиями и грамотами в Музей кино. Большая часть документов была утрачена.
Источник:
9 комментариев
4 года назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена4 года назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена4 года назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена4 года назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена