Танк полковника Леонова
15 марта 1969 года в момент, когда на острове Даманском уже вела тяжёлый бой манёвренная группа 69-го погранотряда, к границе начали выдвигаться для усиления подразделения 135-й мотострелковой дивизии. При этом, девять танков Т-62 вышли к КП ведущих бой пограничников. Поскольку положение подчинённых было, мягко говоря, тяжёлым, начальник 57-го погранотряда полковник Демократ Леонов решил незамедлительно ввести танки в бой. Был подготовлен приказ о переподчинении танков КГБ СССР.
После этого полковник Д. Леонов занял место в одном из Т-62 (№545) и лично повёл танки к острову. Он считал, что сможет вывести танки по протоке в тыл китайцам (поскольку лично был на острове и знал местность) и решить ход боя в свою пользу. Это был крайне опрометчивый и вряд ли тактически грамотный ход, так как Леонов не знал ни точной численности солдат НОАК на острове (а их там было несколько сотен), ни количество, ни, тем более, расположение китайских противотанковых средств, а танкисты вообще шли в настоящий бой впервые в жизни и в районе Даманского до этого никогда не бывали.
Всё делалось впопыхах, пограничники и танкисты даже не догадались настроить свои рации на одну частоту, в итоге связи с танками не было. С полковником Леоновым в обход острова пошёл только один взвод (три Т-62).
Три Т-62 с полковником Леоновым в головной машине обошли остров с западной стороны и по узкой протоке двинулись в обход Даманского. Увы, но китайцы уже ждали их. По танкам открыли огонь противотанковые орудия и гранатомётчики. На танке №545 была перебита левая гусеница и повреждены катки, правда неясно, успел ли экипаж хоть раз выстрелить по китайцам, после чего экипаж покинул машину. При отходе к своим погибли полковник Леонов и механик-водитель танка рядовой А. Кузьмин, а оставшиеся два танка отошли. При этом, их экипажи вышли не на исходную позицию, а ко 2-й погранзаставе, где Т-62 приняли за китайские танки и запаниковали (противотанковые средства у пограничников отсутствовали), но, к счастью успели разобраться в обстановке. Пять танков Т-62 2-й роты 152-го отдельного танкового батальона, видимо, участвовали затем в совместной с мотострелками атаке на о. Даманский, после 17.00 того же дня.
По советской версии, Т-62 №545 сначала был подбит, а уже потом потерял ход. Разнились и описания дальнейшего. В некоторых статьях и мемуарах утверждалось, что тело полковника Леонова пришлось доставать из подбитого танка в ночь с 15 на 16 марта 1969 г. Более правдоподобно выглядит версия о том, что тело полковника лежало на льду реки, а когда в ночь на 16 марта советская разведгруппа (проводником был будущий Герой Советского Союза сержант Ю. Бабанский со 2-й погранзаставы) добралась до танка, выяснилось что китайские разведчики уже побывали в танке, сняв с него секретный прицел ТШ 2Б-41, детали стабилизатора орудия и несколько снарядов, в том числе бронебойно-подкалиберный, опять-таки считавшийся секретным.
Далее была предпринята неудачная попытка подорвать подбитый танк (китайцы простреливали все подходы к машине), а спустя несколько дней подбитый танк был обстрелян из минометов специально подтянутой из Уссурийска миномётной батареей, после чего лёд треснул и танк затонул, но позднее китайцы всё-таки достали его со дна, и сейчас этот Т-62 находится в экспозиции Военно-революционного музея в Пекине.
Танк Т-62, захваченный китайцами у о. Даманский, находится ныне в музее НОАК в Пекине.
На самом деле всё было несколько иначе. На сделанном китайцами во время боев фото видно, что Т-62 №545 не имеет боевых повреждений, кроме разбитой ходовой части, что подтверждается и современным состоянием стоящей в Пекинском музее машины: она не имеет каких-либо вмятин или пробоин и выглядит, практически, как новая. Во-вторых, видно, что подбитый танк стоит или на берегу протоки, или у самого берега и качественно утонуть он там просто не мог.
Более того, с этим танком связан ещё один боевой эпизод. 17 марта 1969 г. два эвакуационных тягача из состава 135-й мсд попытались приблизиться к подбитому Т-62 и отбуксировать его на советскую территорию. Китайцы открыли по эвакуаторам огонь, а затем из леса появились четыре китайских самоходки ИСУ-122, которые, стреляя, попытались сблизиться с тягачами. По самоходкам открыли огонь с советского берега две батареи 378-го артполка 135-й мед (152-мм гаубицы Д-1), одна ИСУ была подбита, ещё одна загорелась, оставшиеся две отошли.
При этом, своей цели китайцы добились, поскольку взять Т-62 на буксир не удалось, и тягачи ушли. Более того, при попытке закрепить трос на подбитом танке погиб младший сержант А. Власов (наводчик из 152-го отдельного танкового батальона). Судя по всему, он стал последним погибшим в этом конфликте со стороны СССР, хотя в документах и указано, что он погиб 15 марта 1969 г.
Далее, китайцы в одну из ночей отбуксировали Т-62 на свою территорию. Китайцы без особого труда отремонтировали (механическая часть Т-62 была в целом аналогична Т-54/55 и хорошо знакома китайцам) и испытали захваченный танк, использовав ряд технических новшеств при модернизации своих танков Тype 59/Тype 69 и разработке последующих боевых машин.
Источник:
5 комментариев
4 года назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена4 года назад
В конце сентября 1969 года остров Даманский включен в регулярный маршрут патрулирования китайских пограничников.
В 1991 году Горбачев издал указ по которому остров Даманский юридически передавался Китаю.
Удалить комментарий?
Удалить Отмена4 года назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена4 года назад
Аааа... с головой. Своей.
Удалить комментарий?
Удалить Отмена