Щи да каша
Пушкин и его одноклассники учились в Лицее первыми. Более того, само учебное заведение находилось под личной опекой императора Александра I. Конечно, ему было не до таких мелочей, как то, чем кормят будущих его помощников в государственных делах на обед. Но, к примеру, на открытии Лицея, императорская семья посетила местную столовую, а мать Александра I, вдовствующая императрица Мария Федоровна, сама попробовала, чем тут кормят учеников и потом еще и поинтересовалась у молодежи:
«Карош ли суп?».
Во всяком случае, так нам рассказывает в своих «Записках» декабрист Иван Иванович Пущин, а уж он то был в курсе, что там и как. Потому что прежде чем принять Рылеева в тайное общество и выйти на Сенатскую, он вместе с Пушкиным, Горчаковым и другими учился в том самом – первом выпуске. Горчаков потом, в 1825 году привезет ему заполненный паспорт, предлагая бежать. Но Пущин выберет арест, суд, приговор и Сибирь.
Зато мы теперь знаем не только о дружбе и возвышенных мечтах Ивана Ивановича и его приятелей. Но и о том, что они ели и пили:
«…Кормили нас превосходно: хлеб великолепный, порции большие и можно было попросить. Щи или кашица с куском говядины, жаркое - говядина и гречневая каша с маслом, в праздники - пирожные, оладьи с медом и проч., квас отличный, какого после не случалось пить …»
«…Обед состоял из трёх блюд (по праздника четыре). За ужином два. <…> При утреннем чае крупитчатая белая булка, за вечерним - полбулки. В столовой, по понедельникам, выставлялась программа кушаний на всю неделю. Тут совершалась мена порциями по вкусу. Сначала давали по полустакану портеру за обедом. Потом эта английская система была уничтожена. Мы ограничивались отечественным квасом и чистой водой…»
В общем, неплохо кормили, давайте честно. Четыре раза в день: утренний чай, обед, ужин и вечерний чай. Кроме того, сами лицеисты «совершали набеги» на кондитерскую лавку Амбиеля в Царском Селе, где продавались свежие пирожные. Разумеется, их надо было покупать.
Щи да каша – пища наша. Чем кормили Пушкина и его друзей во время учебы в Лицее
В 1812 году, когда грянула война с Наполеоном, конечно, бюджет урезали. И вообще, и на питание в том числе. Не до ерунды - война.
Но директор лицея осенью 1812 года писал министру просвещения:
«…здоровье воспитанников сохраняется в вожделенном состоянии, <…> Прогулка, баня и хорошая пища сберегают их от расслабления и припадков…»
Впрочем, сами лицеисты над надзирателем по хозяйственной части Золотаревым порой издевались:
«Хвала, хвала, Золотарев!
Ты выдумал похабны яства,
Запрятал в пироги лекарства …»
В общем, Золотарева, как часто бывает с завхозами, не любили. Пущин потом честно признался, что:
«…Кушанье было хорошо, но это не мешало нам иногда бросать пирожки Золотареву в бакенбарды»
В 1899 году, когда отмечали 100 лет рождения Пушкина, в Лицее состоялся Юбилейный обед. Там все, конечно было более чем шикарно. По торжественному случаю лицеистам предложили:
« Закуска: крем из спаржи.
Супы: жаркое с овощами в горшочке, пирожки с начинками.
Следующее блюдо: судак по-нормандски.
Первое блюдо: Говяжье филе с гарниром.
Пунш.
Цыплята.
Салат и огурцы.
Артишоки с рубленным салом, грибами и луком.
Легкое блюдо перед десертом: парфе с клубникой.
Кофе.»
Неплохой такой банкет.
В общем, хорошо кормили лицеистов. Даже если тот самый Золотарев и наживался на продуктах для воспитанников.
Источник:
6 комментариев
4 года назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена4 года назад
Удалить комментарий?
Удалить ОтменаУдалить комментарий?
Удалить Отмена