Огнеметы Первой мировой войны 1915-1918 гг
С большим успехом огнеметы применяются в особых условиях боя (в населенных пунктах, в горах, в борьбе за речные преграды и др.), а также для очистки взятых окопов от присутствия в них оставшихся бойцов противника.
Использование огнеметов основывается прежде всего на том, что они являются средством ближней поддержки пехоты и предназначаются для поражения целей, которые пехота не может уничтожить или подавить огнем обычных средств. Однако, учитывая огромное психологическое воздействие 0огнеметных средств, военные специалисты рекомендуют применять их массировано по таким целям, как танки, пехота в окопах и в боевых машинах. Для борьбы с отдельными огневыми точками и крупными оборонительными сооружениями, как правило, выделяется один или нескольких огнеметов. Для поддержки боевых действий огнеметных подразделений рекомендуется использовать огонь артиллерии и минометов. При необходимости огнеметы могут придаваться пехотным подразделениям.
Создателем ранцевого огненного прибора является известный русский изобретатель Зигер-Корн (1893). В 1898 г. изобретатель предложил новое оригинальное оружие военному министру. Огнемет был создан по тем же принципам, по которым действуют и современные огнеметы. Прибор был очень сложный и опасный в употреблении и на вооружение принят не был под предлогом «нереальности». Точное описание его конструкции не сохранилось. Но тем не менее отсчет создания «огнемета» можно начать с 1893 г.
Три года спустя немецкий изобретатель Фидлер создал огнемет аналогичной конструкции, который без колебаний был принят на вооружение. В результате Германии удалось значительно опередить другие страны в разработке и создании новых образцов этого оружия. Впервые в большом количестве огнеметы (или пламеметы, как тогда говорили) конструкции Фидлера были использованы на поле боя германскими войсками в 1915 г. в период Первой мировой войны. Германская армия имела тогда на вооружении три типа огнеметов: малый ранцевый «Веке», средний ранцевый «Клейф» и большой возимый «Гроф» и с успехом использовала их в бою. Ранним утром 30 (по другими источникам – 29) июля 1915 г. английские войска были ошеломлены небывалым зрелищем: со стороны немецких окопов внезапно вырвались громадные языки пламени и с шипением и свистом хлестнули в сторону англичан. Вот что рассказал один из очевидцев первой крупной огнеметной атаки немцев против английских войск 29 июля 1915 г.:
«Совершенно неожиданно первые линии войск на фронте были охвачены пламенем. Не было видно, откуда появился огонь. Солдаты только видели, что их как будто окружило неистово крутящееся пламя, которое сопровождалось громким ревом и густыми облаками черного дыма; то здесь, то там в окопы или траншеи падали капли кипящего масла. Крики и вой потрясали воздух, когда отдельные солдаты поднимались в окопах, пытаясь продвинуться на открытое место, ощущали на себе силу огня. Единственное спасение, казалось, было в том, чтобы бежать назад, к этому и прибегли уцелевшие защитники. На большом пространстве пламя преследовало их, и отступление превратилось в… поражение».
Казалось, что запылало все кругом и ничто живое не может спастись в этом бушующем море огня. Страх охватил англичан. Бросая оружие, английская пехота в панике бежала в тыл, без единого выстрела оставив свои позиции, хотя почти не имела пострадавших от огня. Так вступили на поля сражений огнеметы, впервые примененные немцами в массовом количестве против английской армии.
Дело в том, что после первых успешных газобаллонных, «химических», атак, предпринятых немцами в апреле-мае 1915 г., применение отравляющих газов уже не достигало успеха, так как в войсках англичан и французов быстро появились средства защиты от них. Стремясь сохранить инициативу, немцы использовали огнеметы, рассчитывая добиться успеха неожиданностью их применения и сильным моральным воздействием на противника.
На русском фронте немцы впервые применили огнеметы 9 ноября 1916 г. в бою севернее города Барановичи. Однако здесь им не удалось добиться успеха. Русские солдаты 217-го и 322-го полков, неожиданно подвергшиеся действию нового для них оружия, не растерялись и упорно обороняли свои позиции. Немецкая пехота, поднявшаяся под прикрытием огнеметов в атаку, натолкнулась на сильный ружейно-пулеметный огонь и понесла большие потери. Атака была сорвана. Русская комиссия, расследовавшая результаты первой огнеметной атаки противника, сделала следующий вывод: «Применение огнеметов с успехом возможно только для довершения поражения потрясенного и расстроенного противника».
Появление огнеметов на фронтах Первой мировой войны для русских военных не было неожиданностью. Еще в 1898 г. в 1-й саперной бригаде проводились эксперименты по созданию огневых препятствий горящими струями керосина по идее капитана Михаила Антоновича Зигерн-Корна, показавшие хорошие результаты. Но у Главного инженерного управления (ГИУ) появились сомнения относительно сохранности трубопроводов, заложенных в брустверах, при обстреле укрепления артиллерией противника. У изобретения Зигерн-Корна имелся ряд слабых мест, в частности способ воспламенения жидкости при ее выбрасывании из трубопровода и конструкция приспособления для выдавливания жидкости из резервуара в трубопровод. Но совершенствовать свой огнемет далее офицер не мог, так как добровольцем уехал на англо-бурскую войну сражаться на стороне буров. К идее огнеметания в России вернулись через 10 лет благодаря настойчивости германского инженера Рихарда Фидлера (Richard Fiedler), создавшего огнемет современного типа. Однако оценить перспективы нового оружия оказалось некому.
В 1901 г. Германское патентное ведомство выдало Фидлеру патент № 134348 на «Способ получения больших масс пламени», и теперь ему надо было найти на это изобретение покупателей. Безуспешно объездив основные европейские столицы в попытках заинтересовать хоть кого-то своим ноу-хау, в январе 1909 г. Фридлер обратился к императору Николаю II с просьбой об испытании его огнеметных аппаратов. Немец утверждал, что они способны выбрасывать на значительные расстояния струи горящей жидкости, и поэтому могут применяться в военном деле при штурме фортов и укреплений, обороне и атаке позиций. Император поручил ГИУ провести в марте 1909 г. на полигоне в Усть-Ижоре испытание аппаратов Фридлера в присутствии начальника управления. Изобретатель продемонстрировал три типа огнеметов:
малый — представлял собой стальной ранец, заключавший горючую жидкость, и приспособление для его носки на спине при помощи ремней. К стальному баллону с горючей жидкостью привинчивался стальной сосуд с жидкой углекислотой. Рабочее давление 6-8 атмосфер, вес пустого аппарата — 10 кг, наполненного жидкостью — 30 кг;
средний — переносимый четырьмя людьми. Имел ту же конструкцию, что и легкий, но был больших размеров. Вес пустого аппарата около 60 кг, с жидкостью — около 200 кг, рабочее давление 6-8 атмосфер, длина рукава — 20 м;
тяжелый — возимый, состоящий из резервуара с жидкостью длиной 1,6 м, диаметром 1 м, двух цилиндров с жидкой углекислотой, рукава, длиной в 20 м и металлической трубы, выбрасывающей жидкость. Последняя помещалась на треноге с металлическим щитом с прорезами, затянутыми слюдой для защиты лица огнеметчика от жара. Без жидкости вес огнемета составлял 500 кг, а с жидкостью — 1200 кг. Фидлер утверждал, что на средний и тяжелый аппараты можно установить шланг длиной в несколько сотен метров, и они будут работать.
Источник:
9 комментариев
4 года назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена4 года назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена4 года назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена