Буратино.Недетская история прототипа
Опять непоседливые внуки раскрутили деда на исследования...Теперь они смотрели про приключения Буратино.Естественно посыпались вопросы,ответы на которые,после соответствующих поисков,оказались для меня ,мягко скажем,- неожиданными...Как эту "веселую историю" поведать детям?Честно говоря,уважаемые деды-коллеги,я-бы не стал ее рассказывать...Впрочем,-судите сами и уберите внуков от монитора!Итак:
То, что Буратино из книги Алексея Толстого был рождён воображением итальянского писателя Карло Коллоди под именем Пиноккио,знают, вероятно, все. Но вот о том, что и у итальянского деревянного человечка тоже был живой прототип, долгое время не подозревал никто.Это невероятное открытие сделала на рубеже ХХ и ХХI веков группа американских археологов из Бостона, проводивших раскопки в районе кладбища, где покоится в мире прах чудесного сказочника и революционера (что зачастую означает одно и то же) Карло Коллоди (настоящая фамилия – Лоренцини).
Естественно, копать на погребении исследователи не собирались, но во время осмотра их заинтересовало, что через три ряда похороненных рядом с писателем сограждан они встретили надгробную плиту некоего Пинокко Санчеса. Кто-то пошутил, а не причастен ли Санчес к творчеству Коллоди, в частности, к его Пиноккио? Интереса ради сверили даты жизни и смерти, и выяснилось, что оба жили в одно время.Настоящий учёный, тем более археолог, всегда стремится докопаться до истоков, выяснить, "откуда растут ноги", и опровергнуть либо подтвердить самую невероятную версию. Так произошло и на сей раз: забавное предположение превратилось в версию, которую решили проверить. Никаких документов обнаружить не удалось, и по непонятной им самим причине, даже не представляя, что они хотели обнаружить (интуиция, видимо), американцы добились разрешения на эксгумацию захороненного в 1834 году Пинокко Санчеса.
Вот тут-то и грянула сенсация: проведённая экспертиза дала заключение, что этот самый Санчес был по пояс... деревянным! Точнее, он был с невероятным мастерством протезирован деревянными конечностями, кроме того, имел деревянную вставку вместо носа,а кишечник несчастного инвалида заменял искусственный вживлённый пищевой тракт коровы. Своего у него было только что голова,сердце, лёгкие да почки с печенью. Однако недоверчивые археологи продолжали сомневаться: им всё казалось, что над ними пытаются сыграть злую шутку – обнаруженное тело на самом деле является искусной поделкой современного любителя подобных розыгрышей. Но доказательства следовали одно за другим. На одном из полуразложившихся протезов обнаружили клеймо – на
нём стоял вензель с инициалами мастера Карло Бестульджи. Затем группе удалось найти чудом сохранившиеся церковные записи.
Они рассказали о многом...
В небогатом флорентийском семействе рождается ребенок, которого назвали Пиноккио, что в переводе с флорентийского диалекта означает «кедровый орешек».
Сначала было все хорошо, малыш играл с друзьями, помогал по дому, был обычным мальчиком, пока родители не поняли, что их сын не растет, остановился на 120 сантиметрах. Время шло, молодого Пиноккио призвали в армию, а из-за маленького роста, его взяли только барабанщиком."Карьера' длилась 15 лет, после чего он вернулся на Родину абсолютным калекой. Во время обычных учений в горах, когда
его коллеги-солдаты беспроблемно справлялись с препятствиями, низкорослый Пиноккио Санчес оступился и сорвался с обрыва, расплющив себе нос и переломав конечности. Молодой солдат выжил, хоть и пришлось ампутировать все конечности.
Но, судьба была благосклонна к Пиноккио, Карло Бестульджи, врач-протезист, изготовил для него деревянные протезы.Этот чудо-доктор и стал прототипом папы Карло. О «папе Карло» говорили, что он с дьяволом в сговоре, такое не может
сделать обычный человек, но тем не менее Пиноккио все-равно согласился на протезы всех конечностей и даже на деревянную вкладку для носа.
Когда Пиноккио вернулся домой, никого из родных в живых у него не осталось, поэтому ему пришлось в срочном порядке научится ухаживать за собой. Денежное пособие по мобилизации закончились, да и помощь соседей не безгранична. Однажды на рынке, его заметил хозяин одного из цирковых балаганов. Он-то и предложил ему освоить несколько незамысловатых трюков и идти к нему артистом в балаган. Деревянный карлик больше напоминал куклу, поэтому и пользовался бешеной популярностью у публики.Худо-бедно,но он больше не голодал...Однажды,во время выполнения трюка,Пиноккио Санчес разбился, сильно повредив себе голову.Эта травма и стала фатальной...
И все же, несмотря на имя и «деревянность» Пиноккио, еще нельзя было безоговорочно утверждать, что Санчес – прототип знаменитого сказочного мальчика. В цепи этих доказательств явно не хватало последнего звена. Но больше никаких документов, в которых упоминался бы Пиноккио, найти не удавалось.Опять помог случай.Журналист, к ярости археолгов,растрезвонивший про раскопки на кладбище в местной прессе, в качестве примирения, добыл интересный документ...
«Дорогая моя кузина, ты интересуешься моими ближайшими планами. В предыдущем письме я упоминал о том несчастном, но очень храбром
человеке – Пиноккио Санчесе. Хотел бы написать о нем. Думал, что это будет серьезный роман, но почему-то с самого начала шла сказка. В связи с чем, сам не пойму, ведь на самом деле судьба Пиноккио была очень трагичной, а не сказочной. К чему это в итоге приведет, не знаю…» — это был, подтвержденный экспертизой, желтенький обрывок письма Карло Коллоди, автора сказки, своей кузине, действительно доказывающий то, что у героя сказки «Приключения Пиноккио» был прототип...Для полноты картины добавлю немного информации про автора.
И мать, и отец Карло Коллоди прислуживали в одном из флорентийских домов. Работали они очень много, ведь им нужно было содержать десятерых детей.Своего старшего сына Карло родители отдали учиться в семинарию. Окончив это учебное заведение, юный Лоренцини священником так и не стал. Он начал писать статьи и рассказы для газет и журналов. Когда понял, что может зарабатывать этим, начал издавать собственный сатирический журнал.В 1850 году выпустил роман, отзывы о котором были очень неодобрительными. Понимая, что на его фамилию у критиков теперь долго будет аллергия, Лоренцини решил взять псевдоним Коллоди. Так называлось селение, в котором родилась его мать.Популярность пришла к Карло в 1856 году, когда вышел из печати его роман «Пар». Но мировой знаменитостью
Коллоди стал после написания им «Приключений Пиноккио».Умер Карло Коллоди во Флоренции. Произошло это печальное событие 26 октября 1890 года. Похоронили писателя на кладбище при церкви Сан-Миниато-аль-Монте. Именно там американские археологи и обнаружили две могилы, о которых шла речь в начале повествования...
P.S. Вот такая история.Просто ужастик какой-то получился...В общем-то оригиниал "Приключения Пиноккио" тоже вызывает вопросы,скажем так...Детеныши автоматически хватаются за носы,когда рассказываешь,что у Пиноккио, при вранье, вырастал нос!Детскую психику все-таки надо беречь...Честь и слава А.Н.Толстому за его "Золотой ключик и приключения Буратино"!Вот эту книжку можно смело читать внукам,конечно,если удастся их оттащить от компьютера.Ну как-то так...Удачи всем дедам и легких вопросов от "наимудреших" внуков!
Источник:
8 комментариев
4 года назад
У автора точно нос растет...
Удалить комментарий?
Удалить Отмена4 года назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена4 года назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена