Десятки видов звукозаписи родилось и умерло всего за одно поколение. Сколько Вы вспомните навскидку?
Подумать только: за какие то полвека мы были свидетелями зарождения, бешенной популярности и медленного забвения десятков стандартов записи музыки. Некоторые даже позабылись, давайте немного освежим память...
В начале 70х век патефонной записи уже закончился, но у многих в огромном количестве были пластинки и даже патефоны в рабочем состоянии. Грешен, много пластинок с друзьями перевели на "летающие тарелки".
Это было "золотое время" виниловых грампластинок. Причем на любой вкус и кошелек.
Массовая популярность винила в СССР держалась до середины 80х годов и была вытеснена кассетными магнитофонами. Однако винилу сохранили верность множество меломанов до сегодняшних дней. Стандарт имеет все шансы пережить вторую волну популярности.
Катушечные магнитофоны выпускались с 60х годов, но качество записи-воспроизведения было намного хуже грампластинок. Катушечники первого и высшего класса начали выпускать только в середине 70х, но для многих они были не по карману, поэтому шли на хитрость: записывали катушки на магнитофонах первого и высшего класса, а слушали на магнитофонах второго класса.
Популярность катушечных магнитофонов пошло на спад только в середине 90х. Однако есть ярые любители аналогового звука, которые до сих пор пользуются именно катушечными магнитофонами премиум класса, благо купить никаких проблем.
Хоть компакт-кассеты и придумали еще в 1963 году, но в СССР кассетные магнитофоны стали массовыми только в конце 70х. В первую очередь благодаря именно компактности и удобства использования в переносных магнитофонах. Популярность компакт кассет сохранялась до начала 2000х годов
В 1964 году появился формат кассеты (картриджа) на магнитофонной ленте 8 tracks (stereo 8). Благодаря более высокому качеству воспроизведения получил широкое распространение в Японии и США
Однако улучшение качества магнитных лент для компакт-кассет отобрало главный козырь этого стандарта и к середине 70х производство картриджей 8 tracks свернули.
В 1976 году фирма Sony выпустила новый формат аудиокассет: Elcaset. Широкая магнитная лента и скорость вдвое выше чем в компакт-кассете позволяло обеспечить качество на уровне лучших катушечных магнитофонов.
Естественно, размеры кассеты получились далеко не компактные. Стандарт немного опоздал-для компакт кассет освоили производство хромдиоксидной ленты, повысившие качество записи до приемлемого уровня. Массовому покупателю высший класс в обмен на удобство оказался не нужен. Через три года производство пришлось свернуть по причине низкого спроса.
В 1982 году появились компактные носители аудио в цифровом формате Compact Disc Digital Audio (CDDA), а по простому компакт-диски. Этой совместной разработке Philips и Sony пророчили роль убийцы всех форматов.
Формат действительно получил очень широкое распространение, но ему удалось "отжать" лишь часть рынка, да и то спустя почти десяток лет.
Следующей интересной совместной разработкой Philips и Sony стал формат записи DAT. В качестве носителя используется лента с обычной компакт-кассеты, а звук на него записывается в цифровом виде, да еще и наклонно-строчным способом. Лентопротяжный механизм практически мини видеомагнитофон
Формат задумывался как замена обычным аналоговым компакт-кассетам. Высокая стоимость и сложность конструкции не позволили формату достичь этой цели, хотя в сфере профессиональной звукозаписи использовался широко.
Для использования в быту, фирмы Philips и Matsushita, разработали упрощенный формат цифровой звукозаписи на магнитную ленту Digital Compact Cassette (DCC).
Размеры кассеты DCC были специально сделаны под размер аналоговых компакт-кассет. Это позволяло на магнитофонах воспроизводить и аналоговые и цифровые записи. Увы, покупателей вполне устраивало качество аналоговых кассет. Через 4 года выпуск свернули из-за низкого спроса.
Видя, что запись на магнитных лентах не сдает свои позиции, фирма Sony представила в 1992 году перезаписываемый формат звукозаписи: магнитооптический диск MD. Диск вмещал 80 минут записи и позволял быстро получить доступ к любому участку записи.
Стандарт не получил широкого распространения, хотя и производили довольно долго.
Феноменальный успех стандарта видеозаписи VHS не мог оставить равнодушным разработчиков аппаратуры звукозаписи. Были разработаны 6ти головочные видеомагнитофоны, где две головки отводились для звукозаписи Hi-Fi качества. Дальнейшим развитием стандарта стал формат S-VHS, на базе которого была разработан стандарт ADAT, который позволял записывать на видеокассету 8 аудиоканалов
На дальнейшее развитие индустрии звукозаписи кардинально повлияло выход на рынок стандарта сжатия звуковых данных MP3 и удешевление записывающих CD приводов. На стандартный CD диск стало вмещаться десятки часов музыки и уже мало кого волновало потеря качества при сжатии.
Видя такую популярность формата, подсуетились и производители, настала эра MP3 плееров
Интересной попыткой дать вторую жизнь компакт дискам было создание формата DataPlay. Перезаписываемый диск диаметром всего 32 мм. вмещал 500 мб информации.
Увы, успехи флеш-карт не оставили формату шансов.
Прогресс в производстве карт памяти превратил телефоны и смартфоны в музыкальный центр практически с неограниченной фонотекой.
Источник:
28 комментариев
4 года назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена4 года назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена4 года назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена4 года назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена4 года назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена4 года назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена4 года назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена4 года назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена4 года назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена4 года назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена4 года назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена